Прямоугольная земля

Геннадий Шикунов
  В пору своей причастности к педагогическому процессу мне достался ученик, которого в третий раз оставили в пятом классе по причине плохой успеваемости. Это был обычный деревенский парнишка внешне ничем не отличавшийся от других.
  Моей задачей было найти и устранить причину его плохой успеваемости.
Как-то раз, в разговоре я спросил у него: Какую форму имеет Земля?
- Прямоугольную, - не задумываясь, ответил он.
Это меня потрясло. Я попытался скрыть свое замешательство от такого неожиданного ответа и спросил: Почему?
- Потому, что карта прямоугольная, - покраснев, ответил он.
Логика железная. А причина его неуспеваемости была слишком простой – он читал медленно, еле складывая слоги. Естественно, он не мог успеть усвоить то, что от него требовали.
Всегда, помня об этом, я стал обращать внимание на то, как люди читают. Больше всего меня умиляет чтение “по диагонали”. Оказывается, что скорость чтения можно довести до скорости переворачивания страниц!
  Достаточное количество времени было потрачено, чтобы разобраться с принципом понимания и усвоения нового, и слишком сомневаюсь, что скорое чтение решает данный вопрос. Мои познания основ физики еще более меня утверждают в этом мнении.
Этот пример с учеником приведен только с одной целью, чтобы напомнить, что, в конечном счете, эффект скоростного чтения (“по диагонали”) часто приводит к подобному результату – “прямоугольной Земле”
  Вам предлагается материал, который невозможно осмыслить, бегло с ним познакомившись. Исключено. Понимание некоторых аспектов изложенного материала появилось около двадцати лет назад. Бессмысленно было говорить об этом тогда, т.к. говоримое совершенно не воспринималось. И только в последние годы замелькали давно сформулированные фразы, выводы, но, обычно, в другом контексте. Именно разные контексты исключают сегодня беглое ознакомление с изложенным материалом.
  Вы потратите зря время, не поняв сути, если не приблизитесь к образу мышления автора. Не стоит стремиться СРАЗУ все переосмыслить. Конструкция многослойна и сложна. Истинный смысл заключается не в изложенном материале, а в предлагаемых тенденциях к размышлению.
Каким бы подготовленным не оказался читающий, он вынужден многократно вернуться и неспешно отмерить путь своими шагами. Это раздражает и многим не под силу, но... Автор убежден в своей правоте. Пройденный путь открывает совершенно иные перспективы более захватывающие и пленяющие воображение.
  Сегодня предлагается тот материал, который, по моему мнению, внесет иную (от общепринятой) струю и может быть востребован уже сегодня.
Буду признателен, выразившим свое мнение.

2004г.