Бумажная проекция души

Наташа Лазарева
Психолог И. Сушкова написала как рецензию к моей книге, в книгу не вошло, но где-то напечатали.

          "Об искусстве классического силуэта я узнала, познакомившись с Натальей Лазаревой. Она вырезает бымажные картинки медленно и основательно, с таким тщанием обычная домохозяйка готовит праздничный обед или закатывает на зиму компоты. Со временем стены моей квартиры украсили несколько силуэтов, выполненных Натальей. Её работы были удивительными, но не более чем любой другой вид искусства - кто-то отсекает лишнее от глыбы мрамора, кто-то отрезает лишнее от листа бумаги.
          Наталья пишет книгу об истории российского классического силуэта, поставив перед собой чёткую задачу - отделить так называемых классиков от графиков и собрать воедино все сведения о художниках-силуэтистах, работавших в России в разное время. Она попросила меня дать психологические портреты упомянутых в книге художников.
          Я с удовольствием прочла рукопись и внимательно рассмотрела сотни силуэтов - как ксерокопированных и сфотографированных, так и "живых" - это были силуэты Льва и Александра Юдиных, Эврики Зубер-Яникум и самой Натальи. Думалось, что работа над статьёй будет приятной и лёгкой, но не всё оказалось так просто.
          Во-первых, силуэты одного мастера, как и картины или скульптуры, не спутаешь с силуэтами другого. Хотя, искусство с виду абсолютно незатейливое - чёрные картинки на белом фоне, или наоборот, белые на чёрном - ни тебе игры полутонов, ни завораживающей глубины перспективы. И, всё же, художники как-то умудрялись создавать настоящие произведения, пользуясь только двумя цветами и собственным вкусом.
          Во-вторых, при внимательном расммотрении, я поняла, что мне, как аналитику-консультанту, изучающему основы глубинной психологии и бессознательные психические процессы, интересны работы только наших современниц - Эврики Зубер-Яникум и Натальи Лазаревой.
          Такое осознание пришло с пониманием вечной истины: красота спасёт мир. Даже, если красота эта находится во внутреннем мире творца и спасёт лишь его - не важно. В русском силуэтном искусстве трёх веков определились два направления. Первое - декоративное, к которому обращались известные художники и которому можно научить любого человека, не лишённого способностей к рисованию. Второе - интуитивное, когда вырезание проходит одномоментно, передавая внутреннее состояние автора.
          Все силуэтисты, упоминающиеся в книге: Сидо, Антинг, Толстой, Кругликова, Севастьянов, Свитальский, Гельмерсен, Юдин и другие, творили осознанно. Все, кроме Толстого и Гельмерсена, делали предварительные рисунки. Все были художниками и, даже если и не профессиональными (Гельмерсен), то принимали активное участие в выставках и изготовлении книжных иллюстраций. То есть, эти люди знали, что они вырезают и зачем.
          В случаях же с Лазаревой и Зубер-Яникум вырисовывается совсем другая картина. Обе не имеют классического художественного образования, искусство силуэта не является их "куском хлеба". Акт творчества здесь происходит не ради оценки окружающих, а ради себя. Поэтому и работы из-под маленьких ножниц выходят самые неожиданные, причём, неожиданные иногда и для самих силуэтистов. Часто бывает так, что ответ на вопрос: "А что это будет?" знают только руки.
         Субъективная реальность - своя у каждого, одинаковых нет, как нет одинаковых листьев на берёзе или лепестков у распускающейся маргаритки. Силуэты - отражение такой реальности автора, о которой он и сам не всё знает. Может быть, угадывает бессознательно, но не признаётся, и даже отрицает то, что его тревожит или заставляет жить так и не иначе.
          Миниатюры Зубер-Яникум говорят о том, что для неё, во-первых, вырезание не является главным в жизни (здесь и отсутствие мелких деталей, и небрежность или вовсе отсутствие оформления), а, во-вторых, - что она не любит посвящать посторонних в свои проблемы. Резкие изгибы, чёрный цвет, ярко выраженная характерность каждого героя сообщает о том, что с мнением автора окружающим приходится считаться. И ещё - автор не терпит приблизительностей и неточностей, зато очень требовательна к другим людям, особенно к мужчинам. В этих работах, вырезаемых почти моментально, красота приближается к грани уродства, где вызывающие позы, загребущие руки, неестественные изгибы тел притягивают взгляд и заставляют возвращаться к ним снова и снова.
          Наталья Лазарева, кажется, нашла то самое внутреннее равновесие, и в её работах угадывается желание этим знанием поделиться со всеми. Её тяготение к белому цвету (универсальный символ) и гармоничные плавные линии успокаивают, почти убаюкивают. Наталья вырезает иллюстрации к сказкам или фантастические узоры, в которых сплетаются цветы, деревья, птицы и звери, затрачивая на их изготовление от десятков минут до десятков часов. Она обожает мелкие детали, ей обязательно надо показать, как завиваются волосы у русалок и гривы у коней, как смеются кошки, и какое изумление плещется во взгляде влюблённого в Сирин Сатира. В её работах не просматривается настороженности по отношению к окружающему миру, здесь нет страха быть обманутой. Почему? Она никому не верит, или, наоборот, настолько глубоко "видит", что заранее простила себя и всех?
          Каждый акт творчества - шаг к внутреннему равновесию, вытаскивание из собственного бессознательного фрагментов, воспринимаемых уже сознанием.
          Так что же такое "классический силуэт" в чистом виде? Картины, вырезаемые без какого-либо предварительного рисунка, часто спонтанно, - это наиярчайшее проявление образов не формулируемых и не осознаваемых. И в данном случае силуэты являются проекцией души - вот так, не больше и не меньше.

Мои работы: http://www.liveinternet.ru/users/4215666/profile/



на фото: на одной из моих выставок в Музее Достоевского, Ирина Ефремовна (слева) и я вырезаем для посетителей.