Сахалин - США - Кругосветное путешествие

Анатолий Косенко
Мое детство было книжным, а любимым писателем той поры был Фенимор Купер. Поэтому я и мечтал с детства совершить кругосветное путешествие с приключениями и опасностями… И мне это удалось в начале 90-х…

      Позвонил Юрий Попсуев, дела которого я вел, как юрист, на Сахалине.

      - Толь, мы с Колей летим на конференцию в Штаты. Не хочешь с нами за компанию? -  Николай Синявский был заместителем Попсуева в советско-австрийской деревоперерабатывающей фирме. 

      - А что за конференция? – спросил я.

      - Какая-то по транспортировке гуманитарной помощи в Россию...

      - Чего это вас на такое потянуло? – удивился я. - Вы же лесом занимаетесь, а не гуманитарной помощью! Профиль меняете? 

      - Какой профиль?! Ничего не меняем… «Лес – наше богатство»! Помнишь плакат "Берегите лес!" Вот и бережем, не отдаем никому! – засмеялся он на  другом конце провода. – Просто не каждый день приглашают с наших окраин в правительственные делегации. А тут пригласили! Надо до конца дня ответить Москве, кто эти трое, что поедут от Дальнего Востока в Штаты. Нам с Колей нужен третий! Будешь?

      Ситуация складывалась комичной. В США я еще не был тогда, а потому слетать, конечно, хотелось. Но в плане моих работ поездка виделась пустой: я не представлял, где могу соприкоснуться в юридической практике с гуманитарной помощью…

      - Знаешь, - произнес я. – Слетать могу, но это, чувствую, без пользы…

      - Зря ты так, - ответил он мне. – Правительственная делегация. Это спецы из министерств, банков, руководители фирм. Просто пересечься с ними интересно. Любой контакт на таком уровне может обернуться идеями, бизнесом! Там ведь и американцы будут… Не последние… Глядишь, коммерческое предложение появится с их подачи… Договоримся о чем-нибудь… Тебя подтянем оформить все договорами, - он засмеялся. – Поедем виски пить – вернемся с контрактами!

      После того разговора минуло почти двадцати лет. Сейчас легко критиковать нас за саму мысль «слетать в Штаты». Но тогда она казалась логичной. Вдруг действительно кто-нибудь возьмет и подмахнет на коленках контракт-другой с нами на пару-тройку миллионов долларов за те несколько дней, что будем в Штатах…




      Сбор делегации проходил в Москве. Но вылетали мы в Америку рейсом С-Петербург – Нью-Йорк. Переночевав в Нью-Йорке, утром отправились к месту проведения конференции –  небольшой городок Провиденс на восточном побережье.

      Нас поселили в отеле в центре городка. Каждому члену делегации дали по огромному номеру. Открыв свой, я обнаружил на журнальном столике большую корзину с бутылками дорогих вин и виски, фруктами, виноградом, упаковками сыров. Рядом стояла – книжечкой – поздравительная открытка участнику конференции…

      В оставленных распахнутыми дверях появились Попсуев с Синявским.

      - Дай посмотреть на твой номер… – выдал Юрка и огляделся. – Тоже стадион! Что б я так жил! – он прошел к окну и посмотрел на простилавшуюся за ним панораму. – У меня вид лучше!

      - Смотри, и у него корзина! – засмеялся Николай, вынув из той бутылку виски. – На троих на три дня три 3 бутылки вина и 3 бутылки виски! Не слабо…

      - Да, - засмеялся Попсуев. – Это не гостиница «Сахалин», где корзин не ставят и в кельях двоим не поместиться… Вишь кровати какие?! Человек шесть на каждую можно… - он повернулся ко мне. –  Чего заглянул, Толь… Галстуки есть запасные? Я свой забыл! Не ношу ж никогда… 

      Я открыл чемодан, достал несколько галстуков.

      - Ух, ты! – выбрал он один из них. – Как раз под этот костюм! Отдай, а?!

      - Дать или отдать? – уточнил я. 

      - Отдай! У тебя вон сколько! А я другой тебе куплю! Какой выберешь! Выйдем в  город, ткнешь пальцем - оплачу… - он поднял ворот рубахи, повязал на себя выбранный галстук и, пройдя в ванную комнату, сообщил оттуда. – Идет он мне! Как раз такой искал…

      - Бери-бери! - ответил я. – Все одно обманешь…

      К слову сказать, на следующий день мы зашли в магазин, и я увидел понравившийся галстук. Попсуев взял его и направился к кассе оплачивать, но вдруг остановился… 

      - Ты самый дорогой выбрал?! Сорок долларов стоит!

      Я пожал плечами.

      - Просто понравился этот… - и стал перебирать висевшие на стойке галстуки: они все были по сорок, пятьдесят, семьдесят пять долларов. – Смотри! Смотри, саамый дешевый…

      Юрка подошел, посмотрел и покачал головой.

      - Влетел! Разорил ты меня! Но слово купеческое держать надо… - он улыбнулся. – Пошел платить…

      Этот случай вспомнился, мелькнул и пропал…

      А пока мы стояли в моем номере и обсуждали первые впечатления от увиденного.

      - Понял, как принимают? – выдал Синявский. – По высшему классу. Все расходы взяли американцы.

      - А куда им деться?! Надежды на нас, - прокричал из ванной возившийся там с галстуком Юрка. - Тут одна из самых больших военно-морских баз США. На ней в годы войны столько судов было – мама не горюй! Отсюда, из Род-Айленда, ленд-лиз* шел в СССР. А сегодня они – в одном месте! - он вышел из ванной уже в галстуке. – Разоружение! Базу законсервировали! Вот и хотят расконсервировать ее для поставки гуманитарной помощи нам. 

      Когда днем позже нас отвезли на базу, мы действительно увидели десятки миль пустых  причалов, вдоль которых стояли выкрашенные в темный цвет ангары.

      База была мертва...

      Это было самым сильным моим впечатлением от конференции…



      Вечером в день приезда Губернатор штата дал банкет в нашу честь, на котором выступил с приветствием к нам и пожеланиями успеха конференции. С ответным словом выступил руководитель нашей делегации Владимир Лукин, бывший в то время Чрезвычайным и Полномоченным Послом России в США.

      Публики в снятом под банкет ресторане было много. Она ела, пила, уверяла друг друга в дружбе и перспективах нашего сотрудничества…

      Наша троица – Юрка, Николай и я – сидела за отдельным столом с американцами. Никто из троих не знал английского – все когда-то учили немецкий язык, Увы, немецкий за столом не помог, а потому как общались с американцами и не помню…

      Коронкой приема стали говяжие стейки в два пальца толщиной, которые мы до того никогда не видели. Их принесли с картошкой фри на тарелках огромной величины.

      - Это что? Надо съесть?! – удивился Николай Синявский и, вооружившись маленьким острым ножом и вилкой, принялся разделываться со стейком. - Ничего себе… Тугой какой! Едва режется! Как же жевать его?!

      Есть их было действительно непросто. Через десять минут самые сильные мышцы организма – челюстные - впервые в жизни болели…

      Мы с Юркой сдались…

      - Все, не могу больше, - выдал тот, отодвигая тарелку. – Я за неделю столько не съедаю! Богатая страна, раз такие порции в ресторанах…

      - Ерунда, - парировал Николай, доевший каким-то образом свою порцию. – Давай сюда! Низя добру пропадать! – и, поддев вилкой ополовиненный Юркой стейк, переправил его к себе в тарелку. Через некоторое время туда же проследовали и остатки моего стейка…

      Обслуживали нас за столами студенты Университета Брауна из Провиденса. По этой причине мне подумалось, что университет готовит специалистов сфер туризма,  ресторанного и отельного бизнеса. Лишь много позже обнаружил, что он был одним из известнейших в США вузов с полным набором серьезных факультетов и входил в престижную Лигу плюща – где были восемь старейших университетов Северо-Востока США.

      На приеме появился и вызвавший интерес нашей делегации сын Никины Хрущева  - Сергей, читавший в Университете Брауна лекции по истории «холодной войны». Мы окружили его и долго донимали вопросами.

      На следующий день нас свозили на упомянутую выше военно-морскую базу…

      Днем позже началась конференция, которая продолжалась не три дня, как предполагалось, а пару дней. Стороны о чем-то сразу же не договорились, и нас всех выселили из отеля, так как гостеприимные американцы перестали его оплачивать...

      Делегация улетела в Москву. А я остался. Мне надо было через день вылететь из находившегося поблизости Бостона в Сиэтл, где меня ждал один из клиентов. Что я благополучно и осуществил. Ну, а оттуда уже не было смысла 25 часов возвращаться на Сахалин через Нью-Йорк и Москву. Проще было добираться туда прямым рейсом на Хабаровск, куда еще летали тогда лайнеры Ил-62…

      В результате поездка превратилась в кругосветный перелет с двенадцатью посадками в Красноярске, Москве, С-Петербурге, Шенноне (Ирландия), Гандере (Канада), Нью-Йорке, Провиденсе, Миннеаполисе, Сиэтле, Анкоридже (США), Магадане и Южно-Сахалинске…

      Впрочем, в судьбу вмешался Его Величества Случай, и посадок стало тринадцать…



      Проведя три недели в Сиэтле и встретившись с большим количеством желающих работать с Россией, я открыл в США свою юридическую фирму для их обслуживания и решил вернуться на какое-то время в Россию.

      На мое счастье, появилась возможность улететь не обычным рейсом в Хабаровск, а на чартерном рейсе прямо на Сахалин, куда летел грузовой Ил-76, отвозя нефтяникам острова гуманитарную помощь. Гуманитарная помощь преследовала меня в той поездке! Хотя, признаюсь, минеральная вода, тампаксы и какие-то лекарства, которые отправляли в Россию тем рейсом американцы, язык не поворачивается сегодня называть какой-то «помощью»… 

      В аэропорту Сиэтла были организованы пышные проводы «помощи». Губернатор штата Вашингтон выступил с красивой речью. После чего в самолет отправились девятнадцать представителей американской общественности - сопровождать гуманитарный груз. В глаза бросалось, что группу их подбирали как и у нас в лучшие советские времена. В ней были негр,  индеец, студент, домохозяйка, несколько бизнесменов… Возглавляла группу лоббист нескольких крупных компаний в Конгрессе США госпожа Паула Фрир.

      Настроение у всех было приподнятым. Радостным оно было и у меня. Перелет до Сахалина получался бесплатным…   

      Самолет вырулил на взлетную полосу и, разбежавшись, взлетел…

      Я расположился на тюках с грузом вместе с каким-то русским мужиком, как оказалось из КГБ… Мы отыскали с ним в грузе ящик с пивом, достали по бутылке и принялись их опорожнять. Но тут же попали под «нелестный отзыв» об этом со стороны появившегося в грузовом салоне летчика. Оказалось, ящик спрятал в грузе экипаж, и выпитые нами две бутылки нарушали просчитанную им пропорцию: кому-то из летунов вместо двух бутылок должна была достаться в итоге всего одна… «Спец-груз»  был унесен в кабину пилотов…

      А мы уже летели, и ничего нас не беспокоило…

      Полет длился почти 15 минут...

      Мы набрали, как потом узнали, высоту в 3,5 километра…

      И, вдруг, раздался взрыв…

      Самолет перекосило…

      Потом он выровнялся…

      Салон заволокло каким-то дымом… Как оказалось позже – конденсатом: воздух за бортом прорвался в теплый грузовой салон, и все заволокло белым облаком… Но мы, по незнанию своему, думали, что это дым…   

      Замигали красные лампы у двери выхода и двери в кабину экипажа! Раздалась режущая по нервам звуковая сирена: «вау»… «вау»… «вау»… «вау»…

      Двигатели лайнера выключились, и он… стал падать…

      Мы с кагэбистом вскочили на ноги, вцепившись руками в затянутый сетями и ремнями  груз… …

      Самолет резко провалился вниз… 

      Раздался визг какой-то американки…

      - Глянь! – крикнул кагэбист, показывая в сторону хвоста самолета….

      Зад грузового лайнера был приоткрыт…

      Из кабины пилотов, вылез на четвереньках какой-то член экипажа. Он пробрался к двери выхода и стал нажимать на пульте возле нее какие-то кнопки…

      В результате зад лайнера не закрылся, а распахнулся во всю ширь… В зияющей его горловине показались земля и постройки домов…

      - Господи, - пронеслось в голове… - Спаси нас всех, Боже…

      Я погладил обшивку самолета и обратился к нему.

      - Хороший! Хороший! Заводись! Ну, пожалуйста! Заводись…

      И в ответ на мою просьбу двигатели вдруг включились…

      Самолет взревел, дернулся и встал на крыло…

      Потом, постояв, вдруг опять рухнул вниз…

      И двигатели снова заглохли…

      Стало тихо…

      Так продолжалось минуту, вторую, третью… 



      Страха не было…

      Я это помню четко…

      Как сегодня…

      Была надежда, нет – уверенность даже, что все обойдется, вернется на круги свои…

      Так, наверное, до последнего мгновения надеются на спасение те, кто погибает в авиакатастрофах…



      А самолет все падал, планируя…

      Падал…

      Падал…



      Я взглянул на сидевших против нас у соседнего борта американцев…

      Взгляд выхватил перепуганное лицо Паулы Фрир…

      Есть белокожие брюнетки. Такой была и она. Но в тот момент передо мной сидела не молочная красавица, а перепуганная женщина с синим лицом и фиолетовыми губами! Расширенные от страха глаза говорили, что еще миг – и она умрет.

      Я пробрался к ней и принялся бить ладонями ее лицу, чтобы привести в чувство! Потом обнял, прижал к себе, поцеловал… 

      - Паула, - крикнул я. – Да, не переживай! Это супер-самолет! Он прелесть! Десантирует танки, машины! Все будет о-кей!

      Она вцепилась в меня и разрыдалась…

      Я опять обнял ее, опять стал целовать…

      - Ничего! Ничего, маленькая! Все обойдется… - продолжал кричать я ей, понимая прекрасно, что она ничего не понимает из всего того, что произносил в те минуты… 

      Пока мы, вцепившись друг в друга, обнимались и целовались, самолет вдруг сел…  на  аэродром в Сиэтле, с которого около получаса назад взлетел…

      Это оказалось моей незапланированной тринадцатой - несчастливо-счастливой – посадкой… 



      Сопровождавшая груз делегация покинула борт...

      Американцы спустились на летное поле и гуськом ушли в  аэровокзал…

      - В туалет помчались! - засмеялся вышедший со мной из самолета кагэбист…

      За нами вышли и члены экипажа…

      - Что случилось?! Чего падали, ребята?! – обратился к ним кабэбист.

      Ребята молчали…

      - Кто командир? – повторил он вопрос.

      Один из экипажа, постарше, ответил.

      - Я… Но не падали мы…

      Кагэбист удивленно уставился на него.

      - Как?! А что ж это было?

      Командир помолчал, но, видя, что отвечать все равно придется, произнес.

      - Разгерметизация была… Салона… Вот и сбрасывали высоту, чтоб вам перепонки ушные не побило всем…

      Кагэбист минуту смотрел на командира экипажа, затем его прорвало. 

      - Да... мать-перемать вашу! А что ж нам не объявили об этом?! Трудно было?! Мы ж там чуть… - и он пояснил, что с нами чуть не случилось.

      Экипаж развернулся и молча ушел в аэровокзал…

      Позже я понял, почему пилоты не сообщили нам об аварийной ситуации. Переговоры записывались «черным ящиком»… Услышь их по возвращению из рейса проверяющие – и экипаж лишился бы премий…

      А много лет спустя я прочел в газетах, что грузовой Ил-76, перевозивший над Африкой людей, попал в такую же ситуацию… Всех находившихся в грузовом салоне пассажиров высосало воздухом и разбросало над джунглями…



      Через пару часов самолет  был проверен аэродромными службами Сиэтла. Оказалось, он летал много лет с заводским браком. Что-то в нем был перекошено, что не позволяло хорошо закрываться каким-то замкам задних люков…

      Наконец, с самолетом что-то сделали, и он вновь взлетел. 

      Совершив посадки в Анкоридже на Аляске и в Магадане, он, наконец, приземлился в Южно-Сахалинске…

      Так закончился тридцатый день после моего вылета с Сахалина в США…   



      Был ли я рад в итоге?

      Конечно!

      Я совершил кругосветное путешествие!

      Пусть и не на парусниках Фенимора Купера, а на самолетах…

      Мне были отмерены и приключения, и опасности!

      Но я спасся!

      И спас красивую женщину - Паулу Фрир, белокожую брюнетку из Конгресса США...

      По прилету на Сахалин она вцепилась в меня и не отпускала от себе, пока там  была!

      Паула Фрир говорила всем, что я - ее талисман, и если я рядом с ней – она ничего не боится…

 
 
      * Ленд-лиз – государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. По этой программе США, а затем и Великобритания, ежемесячно поставляли в нашу страну 400 самолетов, 500 танков, 152 зенитных и 756 противотанковых орудий, 200 противотанковых ружей, 2000 тонн алюминия, 1000 тонн броневых листов для танков, 7000 тонн свинца, 1500 тонн  олова, 300 т молибдена, 1250 т толуола и прочее, а также – продовольствие.