Структура оборонного десятилетия

Владимир Спасибо
Вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов 8 декабря 2010 г. на заседании военно-промышленной комиссии при правительстве РФ проинформировал о внесении на рассмотрение правительства РФ проекта госпрограммы вооружения на 2011-2020 гг.

Речь о выделении без малого 22 трлн руб. с учетом всех силовых ведомств, в том числе 19 трлн. руб. – на вооружения для МО.

Объем гособоронзаказа в 2011 году увеличится на 33% по сравнению с 2010 годом и составит 1,5 трлн. рублей. А к 2013 году достигнет 2 трлн. рублей.

То есть можно говорить о по-меньшей мере $133 млрд. ежегодного военного бюджета с 2013 г. При условии, что на закупки оружия будет расходоваться половина от военного бюджета.

Советский военный бюджет 1987 г. в текущих ценах с учетом скрытых расходов оценивался в 140 млрд.руб., из них оружие для внутреннего потребления в ценах производителя - 54 млрд.руб., научные исследования в военных целях – 12,5 млрд.руб. На закупки оружия и военные НИОКР израсходовано 47,5%. (Стайнберг Д. Структура ВНП СССР // ЭКО, 1991, №1, с.5-18).

В США на закупки оружия и военные НИОКР расходовалась и расходуется треть военного бюджета. Военный бюджет 1992 г. (в ценах 2000 г.) - $335,3 млрд., из них: $103 млрд. - содержание личного состава; $111 млрд. - оперативная (боевая) подготовка и содержание ВВТ; $71 млрд. - закупки ВВТ; $42 млрд. - НИОКР.

2009 финансовый год - из $515,4 млрд. «формального» военного бюджета (не считая $150 млрд. на военные операции за рубежом) военные закупки и НИОКР - $140 млрд. и $40 млрд. соответственно.

Бюджет МО США 2011 финансового года равен $667,7 млрд. ($157,8 млрд. - финансирование зарубежных военных операций, $509,9 млрд. - оборонные проекты). И еще $57,3 млрд. - разработка, хранение и поддержание на боевом дежурстве ядерного оружия, строительство военной инфраструктуры и другие оборонные потребности, финансируемые отдельной статьей. (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/html).

Это 5% от ВВП США в $14 трлн.

При ВВП РФ в $1,6 трлн. ожидаемые военные расходы составят 8%.

А военные просили больше.

В июне 2010 года врио начальника вооружений МО РФ генерал-лейтенант Олег Фролов сетовал, что для достаточного финансирования всех родов войск страны объем финансирования госпрограммы вооружений должен составить не менее 36 триллионов рублей. При лимите в 28 триллионов рублей деньги смогут получить все рода войск, кроме ВМФ и космической группировки. (Владимир Мухин. Проблемно-силовой бренд будущей России. НГ/2010-12-23).

Стратегические вооружения

В начале 1970-х годов в соотношении стратегических вооружений США и СССР был достигнут паритет. Стратегическое равновесие в условиях высокого уровня ядерных потенциалов обеих сторон создавало гарантированную возможность для любой из них, если бы она стала жертвой ядерной агрессии, сохранить достаточно средств для того, чтобы нанести ответный удар, способный уничтожить агрессора. То есть ядерная агрессия становилась самоубийственной.

Морские ядерные силы, авиационная стратегическая группировка, мобильные наземные комплексы рассматривались как оружие возмездия. Шахтные ракеты наземного базирования – как средство первого удара.

К 1990 г. СССР имел 1398 ракет, 6630 боевых блоков против 1000 ракет и 2450 боевых блоков США. (Волков Е., Сокут С. Тридцатилетнее противостояние // НВО, 1999, №44).

РВСН, ВКС, РКО потребляли примерно 10% военного бюджета СССР на конец 1980-х годов. Из них на развитие и содержание РВСН расходовалось 6% военного бюджета.

Закупалось ежегодно до 100 стратегических ракет, и столько же осуществлялось запусков космических средств в основном военного назначения.

На долю морской составляющей СЯС приходилось 15% военного бюджета.

С распадом СССР средств на поддержание всей триады России стало не хватать. Закупки ракет снизились на порядок. Ухудшились параметры системы контроля и управления. (Арбатов А. Тонкий политический инструмент // НВО, 2003, №43; Яковлев В. Военно-политический козырь России // НВО, 1999, №49).

По состоянию на конец 2010 г. на вооружении РВСН имелось 375 ракетных комплексов, 1259 ядерных боезарядов:

Командующий РВСН генерал-лейтенант С. Каракаев сообщил 17 декабря 2010 г., что к концу 2016 года ракетные комплексы с продленными сроками эксплуатации составят около 20% группировки, а новые ракетные комплексы – не менее 80%. На данный момент доля новых ракетных комплексов составляет 20%. (http://vz.ru/society/2010/12/17.html).

Двухступенчатая твердотопливная ракета РС-24 «Ярс» с РГЧ ИН вместе с моноблочной РС-12М2 составят основу ударной группировки РВСН.

Через 7 лет после начала действия договора СНВ-3 суммарные количества не должны превышать: 700 единиц – для развернутых носителей; 1550 единиц – для боезарядов на развернутых носителях; 800 единиц – для развернутых и неразвернутых носителей.

Расходы на закупки систем для РВСН (10% от общего объема, по аналогии с уровнем 1990 г.) – 1,9 трлн. руб.

ВВС.

В 1992 г. бюджет ВВС составлял 20% бюджета МО РФ. В 1999 г. – 9%. (Шулунов А. Системный кризис «оборонки» // НВО, 1998).

К моменту распада СССР в составе ВВС имелось 20 авиационных объединений, 38 авиадивизий, 211 авиаполков. На вооружении - более 10 000 самолетов, в том числе 5600 боевых. (Дейнекин П. ВВС России: Опыт, состояние, реформирование//Вестник воздушного флота, 1997, июль-август, с.7).

К 01.01.1998 г. количество авиаполков сократилось до 41,8% от уровня января 1991 г., боевых самолетов – до 46,6% (2500 машин).

16 декабря 2010 г. главком ВВС России А. Зелин объявил, что ВВС России практически завершили свое реформирование. (http://www.interfax-russia.ru/).

Численность личного состава 170 тыс. человек (офицеров - 40 тыс., военнослужащих контрактной службы - около 30 тыс.).

Включают авиацию; зенитные ракетные; радиотехнические; специальные войска; части и учреждения тыла.

Планируется приобрести до 2020 года 1500 летательных аппаратов, в том числе 350 новых боевых самолетов, чтобы укомплектовать ВВС на 70% новой техникой.

Парк боевых самолетов к 2020 г. сформировать на уровне 1200 машин.

Пополнить парк транспортных самолетов.

Армейская авиация (перешла в подчинение Объединенных стратегических командований) насчитывает до 500 вертолетов. Планируется закупка до 300 машин (Ми-28Н. Ка-52. Ка-60. Ми-8МТВ-5). Модернизация Ми-24П и Ми-8МТВ для ночных действий.

Особая тема - ударные и разведывательные беспилотные аппараты.

В перспективе БПЛА должны составить до половины боевых летательных аппаратов.

На сегодняшний день развитие беспилотных самолетов - одно из важнейших направлений военно-технической политики во всех основных армиях мира. Их летно-технические характеристики близки к характеристикам тактических боевых самолетов; имеется возможность многократного применения с базированием на аэродромах тактической авиации. . (http://www.airwar.ru/enc/bpla/skat.html).

Силы противовоздушной обороны насчитывают около 100 действующих дивизионов зенитных ракетных комплексов С-300П, и два дивизиона С-400.

Для радиотехнических войск требуется создание новой единой радиолокационной станции обнаружения воздушных целей, призванной заменить радары старых типов.

При стоимости боевых самолетов до $50 млн. (не считая Т-50 прогнозируемой стоимостью $100 млн.) парк в 1200 машин обойдется в 2,175 трлн.руб.

Парк боевых и транспортных вертолетов (500 машин) - при стоимости 300 новых до $20 млн. и стоимости модернизации 200 машин в $3 млн. – 200 млрд.руб.

Парк боевых БПЛА - 500 машин. При стоимости до $20 млн. - 300 млрд.руб. (очень оптимистичная оценка, поскольку нет даже летающих образцов).

До 500 млрд. руб. - транспортные, заправщики, учебные машины.

Закупки для ПВО до 50 комплексов С-400 при их стоимости $200 млн. – 300 млрд. руб.

РЛС, системы обеспечения – до 300 млрд.руб.

Оружие – порядка 100 млрд.руб.

Итого 3,875 трлн.руб.

То есть доля ВВС в закупках вооружений - 20%.

Воздушно-космическая оборона (ВКО)

Ядерное оружие, имеющее огромную разрушительную мощь и опаснейшие вторичные последствия применения, рассматривалось и рассматривается как инструмент политического сдерживания. (Арбатов А. Тонкий политический инструмент // НВО, 2003, №43).

Ряд стран, прежде всего США, пытаются достичь способности уничтожения ключевых объектов противника неядерными средствами. (Кузык Б. Экспорт сдерживания. // НВО, 2001, №19).

Материальной основой для реализации концепции неядерного сдерживания являются крылатые ракеты воздушного базирования, баллистические ракеты оперативно-тактического назначения, оперативно-тактическое оружие кораблей и подводных лодок.

Начальником генерального штаба ВС РФ Николаем Макаровым объявлено о планах создания к 2020 году системы ВКО для защиты страны от ударов баллистических ракет, ракет средней дальности, крылатых ракет различного базирования, с созданием основы этой системы в 2011 году. (Зонт для России. http://vz.ru/society/2010/12/14/454655.html).

США в 2002 г. вышли из Договора об ограничении систем ПРО 1972 года. (Национальная система противоракетной обороны США. Справка http://www.rian.ru/defense_safety/).

В США разрабатывается глобальная система ПРО территории США и их ближайших союзников от баллистических ракет. Включает в себя два позиционных района развертывания ракет-перехватчиков на Аляске и в Калифорнии. Радарные установки расположены в Норвегии и Гренландии. До 2020 г. будет оборудован позиционный район в Европе.

Эти комплексы дополняются ракетами морского базирования, размещенными на кораблях, несущих боевое дежурство в районах, приближенных к территории потенциального противника.

Система включает также сеть спутников обнаружения.

Возможно развертывание космических боевых аппаратов, БПЛА и самолетов с лазерными установками для перехвата ракет на старте.

Судить об эффективности глобальной ПРО очень сложно.

Но ясно, что это весьма дестабилизирующий подход в условиях ядерного противостояния.

По оценкам, ежегодные расходы США на НПРО составят до $10 млрд. в период до 2030 г.

Если воспользоваться данными по американской глобальной ПРО, то на создание сопоставимой с ней системы в России на период до 2020 г. понадобится порядка $100 млрд. или 3 трлн.руб.

Есть очень большие сомнения в необходимости таких огромных трат на в любом случае дырявый «зонтик».

Сухопутные войска.

В 1985 г. при численности советских Вооруженных сил около 4 млн. человек сухопутные войска насчитывали 1,5 млн. человек. Имелось 189 кадровых дивизий (не считая 29 дивизий внутренних войск).

На 1 января 2004 г. при численности Вооруженных сил РФ 1132 тыс. человек в сухопутных войсках было 332 тыс. человек, входящих в 9 армий, 26 дивизий и 10 бригад (6 дивизий постоянной готовности). (Иванов С. Настали новые времена // ВПК, 2003, №12; Бабакин А. Нищая «царица» // НВО, 2004, №20).

Сравним - в 2005 г. в армии США (сухопутных войсках) насчитывалось 485 тыс. человек (с морской пехотой – 650 тыс.) при численности ВС около 1,4 млн. человек.

Боеготовый резерв – 420 тыс. Национальная гвардия - 362 тыс.

Комплектуются на контрактной основе. Ежегодно на добровольной основе в армию вливается около 200 тыс. человек. Или около 15% ее численности. То есть в среднем человек служит 7 лет.

Реформа ВС США направлена на переход к бригадной форме организации. В 62 бригадах (в среднем по 125 танков, 125 БМП, 180 БТР, 40 минометов, 32 155-мм гаубицы и 9 РСЗО «МЛРС») будет примерно 7500 танков и более 18 тыс. ед. другой бронетехники.

В 2009 году Сухопутные войска РФ перешли на трехзвенную систему управления: оперативно-стратегическое командование – оперативное командование – бригада. Для этого было сформировано 86 бригад.

14 декабря 2010 г. начальник ГШ ВС РФ, первый заместитель министра обороны генерал армии Н. Макаров объявил, что армия готова к реагированию на любые угрозы, сформирована абсолютно новая военная структура, состоящая только из частей постоянной готовности, внедрена новая система подготовки войск.

В составе парка БТВТ России свыше 60% танков и БМП и около 40% БТР эксплуатируются более 10 лет. Всего в Сухопутных войсках примерно 200 танковых батальонов, кроме того, значительное количество танков находится на базах хранения.

На начало 2000 г. в ВС РФ в войсках и на складах насчитывалось порядка 22 тыс. танков и 26 тыс. единиц другой бронетехники. Этого количества было достаточно для оснащения 70 дивизий. (Мухин В., Баранов Н., Григорьев С. Генерал Ситнов не согласен с вице-премьером // НВО, 2000, №20). К 2020 г. предполагается сформировать парк из 8 тыс. танков и 15 тыс. ед. другой бронетехники.

Беда в том, что перспективных образцов, пригодных для производства и поставок – нет.

Нет ощутимых результатов в области создания отечественных тепловизионных прицелов, в разработке более мощных танковых двигателей, вооружения и боеприпасов. Увеличении характеристик защищенности за счет применения современных композитных материалов и установки комплексов активной защиты (КАЗ). В автоматизации боевых и рабочих процессов. (начальник ГАБТУ МО РФ В.Полонский. /«Обозрение армии и флота» №6 / 2007 г.).

Необходима унифицированная бронированная техника легкой категории с повышенным уровнем основных боевых характеристик.

При средней стоимости танка, самоходной артустановки, БМП в $5 млн. поставки новой техники (которой пока еще нет) могут обойтись в 5,5 трлн.руб.

ВМФ.

Доля расходов на ВМФ в общем объеме российских военных расходов снизилась с 23% в 1993 г. до 9,2% в 1998 г. и к 2002 г. достигла 11-12%. (Сокут С. Трудное преодоление ностальгии // НВО, №31, 2002).

На 1 января 1991 года ВМС СССР насчитывали 287 подводных лодок, 5 авианесущих кораблей, 31 крейсер, 180 эсминцев и фрегатов. 452 тыс.человек личного состава.

ВМС США - 38 ракетных и 100 ударных атомных лодок, 14 авианосцев, 42 крейсера, 74 фрегата. 542 тыс. военных моряков. (Спасский И. Подводные лодки 21 века // Военный парад, 1997, №5, с.86; Белышев Л.А., Барсков М.К. Военное кораблестроение в годы войны и некоторые современные проблемы развития флота // Мир науки, техники, образования, 1995, №№3-4).

К 2004 г. в ВМФ РФ осталась 61 подлодка, 146 боевых надводных кораблей, 80 боевых катеров.

В ходе оживленных дискуссий о параметрах и задачах российских ВМС высказывались полярные точки зрения – от актуализации советских амбиций с созданием опорных баз в различных регионах мира до полного отрицания роли морских сил в военной стратегии России.

Одни предлагали воссоздать флот из 300-320 кораблей основного класса, в том числе 15 РПЛ СН, 50 многоцелевых ПЛА, 30 ДЭПЛ, до 95-100 крупных надводных кораблей, в том числе 6-8 авианосцев, до 120-130 боевых катеров и кораблей прибрежной зоны. (Кузнецов Ю. Военный флот вновь на гребне волны // НВО, 1999, №21; Алексин В. Флот сдерживания //НВО, 1998, №35).

Чтобы в мирное время гарантировать от развязывания войны путем сохранения группировки МСЯС, демонстрировать флаг в ключевых районах мира, охранять рыболовство, нефтегазодобычу и другие виды экономической деятельности, охрану морских коммуникаций.

Другие настаивали на том, что Россия - сухопутная держава. 3 из 4 наших флотов испытывают серьезные трудности с выходом на океанские просторы. Зарубежные системы базирования дороги и требуют тесных союзнических отношений. Участие в глобальной военно-морской гонке только подорвало позиции СССР, истощило их. (Казеннов С., Кумачев В. Проблемы флота и реальность // НГ, 1996, 5 апреля).

Флот лишился оперативного подпора в виде гражданского и научного флотов, находившихся в Мировом океана и способных быстро прийти для обеспечения операций ВМФ. Разрушена система базирования.

Распространение высокоточного оружия большого радиуса действия в сочетании с низкой подвижностью и высокой заметностью крупных корабельных группировок приводит к повышению уязвимости последних.

Необходимо стремиться к дробности военно-морской мощи при возможности быстрой ее концентрации, мобильности и возрастанию роли скоростного фактора, усилению значения РЭБ и информационно-разведывательного компонента, резкому возрастанию возможностей береговой обороны и контролю проливных зон, качественному скачку в развитии противокорабельных средств, росту их дальности и эффективности. (Козырев С. Каково финансирование – таков и флот // НВО, 2001, №21).

Флот – очень дорогое удовольствие. Создание и эксплуатация только одной авианосной группы обходится США в $40 млрд. в течение 10 лет. Стоимость постройки как дизель-электрических, так и атомных авианосцев – $4-5 млрд., не считая стоимости самолетов. (Штейнберг М. Длинная рука военного флота // НВО, №33, 2003).

11 декабря 2010 г. В.Путин объявил, что 4 трлн. 700 млрд. рублей предназначено для переоснащения ВМФ. Треть этих средств будет выделена в течение ближайших 5 лет.

Предполагается обновить и укрепить материально-техническую базу, создать группировку МСЯС из атомных подлодок четвертого поколения, закупить современные надводные корабли, а также провести ремонт и модернизацию действующей техники.

Планируется, что в год флот станет получать как минимум по две подводные лодки. Как атомные, так и дизельные.

До 2015 года планируется построить восемь АПЛ проекта 955, для которых предназначен комплек «Булава» МИТ. (Алексей Барановский «Булава» застряла во льдах. http://vz.ru/society/2010/12/15/).

Заключено соглашения о строительстве двух универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» в Сан-Назере (Франции) и двух по лицензии в России.

Водоизмещение корабля - свыше 21 тысячи тонн, скорость полного хода – 19 узлов, дальность плавания – 11 тысяч миль, команда  численностью 160 человек. Способен принять на борт десант до 450 человек (до 900 кратковременно).

Авиагруппа корабля включает 16 тяжелых вертолетов, из которых шесть могут одновременно размещаться на взлетной палубе. В доковой камере могут одновременно транспортироваться до 60 единиц автобронетехники при восьми летательных аппаратах.

Первый корабль типа «Мистраль» будет построен для России во Франции в конце 2013 – начале 2014 года, второй корабль – в конце 2014 – начале 2015 года. В первую очередь «Мистраль» получит Тихоокеанский флот.

Первый «Мистраль» обойдется в 720 млн. евро. Второй - в 650 млн. евро. (Миллиарда будет мало. http://www.vz.ru/economy/2010/12/30/458673.html).

Заключение.

Можно утверждать, что программа закупок вооружений для ВС РФ до 2020 г. грешит необоснованностью с точки зрения потенциальных военных угроз и способов их отражения.

Развертывание системы ВКО, океанского флота, новых стратегических систем ставит во главу угла как военного противника США.

Что вовсе не очевидно. Прежде всего для самих США.

Если говорить о гипотетической угрозе на суше, то это не НАТО.

А кто тогда? Чаще всего называется угроза КНР.

Против гипотетической агрессии которой необходима прежде всего тактическая авиация с высокоточным оружием, мобильные сухопутные части.