Вакантное место на должность праведника

Татьяна Гвоздкова
               
                Аллегорическая трагикомедия
               
           Действующие лица в порядке появления на сцене
               
 Бог
 Ангелина
 Ангел
 Маша
 Иван Иванович
 Петя
 Степан
 Федор
 Дьявол
 Хор Ангелов
 Участковый
 Тетя Ангелина
 
Действие 1      
Картина первая    На небесах
Картина вторая    Двухкомнатная квартира
Действие 2       
Картина первая    На небесах
Картина вторая    Квартира. Вечер
Картина третья    Там же. Утро следующего дня
Картина четвертая На небесах
Картина пятая     Квартира. Прошло несколько месяцев

Время действия – наши дни. Земля и небо.         
                Действие 1
                Картина первая          
На небесах. Кругом бело. Стоят счеты, стол, стул, кресло. За столом сидит Бог в белом и листает журнал.      
Рядом со столом стоит еще один столик,  на котором стоят маленькие весы. За столом сидит Ангелина  в белом спортивном костюме и печатает на машинке.
Бог          Ты скоро, Ангелина?
Ангелина     Да, уже чуть-чуть осталось.
Бог          Скорее, сколько можно ждать?
Ангелина     Ты, Господи всегда спешишь.
Бог          Я весь в делах.  Таков Всевышнего удел.[помолчав] Послушай, Ангелочек, ты помнишь сумасшедшего, того, что предо мной вчера предстал?
Ангелина     Такого не забудешь. Было презабавно  видеть, как он шумел и восклицал, когда его сюда вся  наша служба доставляла. Ведь еле- еле справились. 
Бог          А на земле избавились от балагура этого. Но что же тут забавного?
Ангелина     Все дело в том, что он отказывался верить в свое прибытие в покои рая.
             Кричал, ногами топал и восклицал:
             “ Не может быть!  Не в Рай, а в Ад я должен был прибыть”.
Бог          Вот, видишь, Ангелина, людей нельзя понять.
             Никто из них не знает, что нужно им для счастья.
             В молитвах просят:  “Господи, пошли мне счастья, не оставляй меня”.
             То вдруг взывают: “ Прибери меня к себе и чтобы сразу, без мучений” 
             Я их, несчастных, прибираю. Но что в ответ я вижу?
             Представленье и выкрики: “ Не надо Рая, подайте Ад. Я весь в грехах”.
             Как будто я грехи сажаю на их  и без того  грешные души. (Помолчав)
             А впрочем, ладно, я их всех  прощаю.

   Входит Ангел и встает за спину Бога. На нем  пижама белая в полоску.

Ангел         Прости их, Господи, они же люди.
              К тому же в гости к нам не часто забегают, а лишь однажды. 
Бог           А-а, это ты, сподручный Ангел!
              Какая польза для тебя, меня исподтишка пугать?
              Стоишь все время за спиной, как тень.
Ангел         Я для людей лишь тень, а для тебя, мой Господи,
              Я зрим и непременно нужен, то для...
Бог           Да-да, ты прав, не надо только наставлений.
              Без вас я никуда: я ничего не успеваю и вечно чем-то занят.
Ангелина      Людских забот не счесть. А ты один. О, Господи!
Бог           Люди, люди! За что я вас благословил?
              Гостеприимства захотели. Прошу, врата открыты, на постоянное житье.
Ангел        ( себе под нос)  Житье на время, пока не надоест тебе, мой Господи,
              Их плач и стон по поводу  грехов.
Бог          О чем ты там бормочешь, философ с крыльями?
Ангел        Я говорю, что ты всемилостив, все это знают.
Бог          Это правда.
Ангел        Но...
Бог          Что “но”?
Ангел        Но ты  таков, какой ты есть. Когда тебе тут кто-то надоест,
             Так ты его  – шить( показывает рукой)  с небес
             И прямо вниз, на Землю. С благословением таким:
             “ Живи и мучайся” ( смотрит на Ангелину и смеется)
Ангелина      В мученьях  крепнет дух. 
Бог          Опять подтруниваете? Прощаю, так и быть.
             Но вы учтите, чтоб я ни делал для людей
             Все это в их же пользу. Не для мучений, (смотрит на Ангелину)
             Нет. Для исправления людей в духовном их начале.(вздыхает)
             А плоти я молчу. Тут дело гиблое, не спорю.
Ангелина     Исправить плоть  людскую, такое даже и тебе не по плечу.
Бог          Сижу здесь не одно столетье и жду, что,  наконец,
             Наступит долгожданный день, когда все люди разом поумнеют.
Ангел        Куда уж больше?
Бог          Ну ладно,  хоть на чуточку изменятся.
             Пусть даже по отдельности  один, потом второй, и третий, и четвертый, и ...(зажимает  пальцы рук)
Ангелина     Ты, Господи, их создал сам и все ты чем- то не доволен.
             Неполноценным грех считать творение свое.
Бог          А я так на считаю. Я лишь пытаюсь объяснить, что при создании я совершил грубейшую ошибку.
Ангелина     Какую?
Бог          Вот вам пример. Завел я речь о сумасшедшем.
             О том, что нас вчера  повеселил.( смотрит на Ангела)
             Тебя тут не было.
Ангел        А где я был, не на Земле ли, грешной?
Бог          Нет, для Земли ты слишком уж хорош.               
            А, впрочем, я не знаю, где носят тебя Черти.               
Ангел       Ох, обижаешь, Господи.
            Погнал  меня вчера в кромешный Ад, на чертовы переговоры,
            Откуда мне хотелось убежать.
Бог        (к Ангелине)  Сразу видно, Ангел.
               Хоть поставь его, хоть положи, от Чертей, как от огня бежит.
               Хвалю тебя. Но речь сейчас мы о другом вели.
              Мы с Ангелиной обсуждали поведенье сумасшедшего,
             Что с окна свалился. Какого этажа?  ( к Ангелине)
Ангелина   Седьмого, Господи. И не свалился,
                Выпрыгнул. И даже добровольно.
Бог      Тем хуже для него. А что, скажите мне,
             Побудило  этого безумца  свершить подобный грех?
Ангел   Глупость.
Ангелина  Иного быть не может.
Бог      А почему?
Ангел   Хотя бы потому, что он имел прекрасный выбор-
             Жить во грехе, иль без греха,
             Пусть даже так грешна Земля.
Ангелина    С тобою я согласна. Выбор был прекрасный.
Ангел   А здесь, увы, но выбор никакой- жить только без грехов.
             К примеру, я, такой всегда хороший,
             Что самому противно иногда.
Бог       Плюешь в тарелку, где твоя  еда?
              Смотри, спущу на Землю навсегда.
Ангел   Хотя такое невозможно,
             Но думаю, давно пора.
             Я слишком задержался здесь.
             А в силу чистоты своей,
            Мне перспектива на Земле большая светит.
            (к Ангелине)  Какой у нас сегодня век?
Ангелина ( смотрит на часы) Конец двадцатого.
Ангел  Прекрасно. Жить на Земле мне,
             Словно сыр на масле. 
Бог     Хватит, размечтался.
            Как хорошо ты научился  разбираться
                В моих законах. Слишком хорошо!
Ангелина  Естественно, мой Господи!
                Не забывай, он у тебя  здесь с допотопного начала.
                Прости ему. Ведь изнывает  он от чистоты
                И деться некуда ему...( помолчав)
                Не в Ад же? ( подходит к Ангелу)
                Бедный, сделай пакость
                И сбудется твоя  мечта .
Бог           Полегче, что за подстрекания.
                Решила сбить его с пути?
Ангелина Нет- нет. Я лишь шучу, прости.
Бог          Опасны  шутки у тебя.
                Один уже так пошутил.
Ангел     Мне, Господи, его не переплюнуть.
Бог        Вот  и не плюй.
              И лучше помолчи.
              О чем вели мы разговор?
 Ангелина О сумасшедшем, Господи.
Бог       Да... Так, значит, глупость им  несчастным овладела?
              Все б прыгали в окно от этой дури.
              Нет... Совсем  напротив.
             Ум его подвел!
Ангел   Ты хочешь нам сказать,
              Что он сошел с ума лишь от того,
              Что растерял твой дар- жемчужину ума?
Бог       Не растерял. Страдал его переизбытком.
Ангел   Прости меня, но ты противоречишь.
              То говоришь, как хорошо бы было,
              Чтоб  люди разом  поумнели,
             А то напротив заявляешь.
             И как возможно...
             Иметь избыток разума
             И тут же сумасшедшим называться?
Бог      Во- первых, сумасшедшим его считали люди.
            Во- вторых, мученья  человека от того,
            Что дал я людям эту искру- разум.
            А человек не знает, что с ним делать.
            Имея  этот   превеликий  дар
           Несчастный человек все сделал для того,
           Чтоб окончательно его лишиться.
           А утверждает, что умом своим
           Прогресс творит,  во благо всем своим  потомкам.               
Ангелина  Человек весь в этом.
            С закрытыми глазами,               
             Несется  он вперед, не  поглядев,
             Что ждет его в финале.
             А ты, Господь, чтоб для него не сделал,
            Ему всегда   не так.
Ангел    На то и человек,
              Что всяких полон  противоречий.
              А как, скажи мне, Господи,
               Страдают люди от ума?
              Ведь правда то,            
              Что умных там не любят?
Бог       Не любить -  одно, не понимать -другое.
              Я объясню. Оставим на  мгновенье сумасшедшего  в покое
              И вспомним  Рим и инквизицию.
              Костер пылающий и возглас мудреца “ Она вертится . Да! ” 
Ангел   (восклицает) Джордано Бруно!
Бог       Именно. Его сжигали за мученье,
             Но не за лживое! (тихо) За истину сожгли.                Ангел  (подбегает к Богу, и близко говоря в лицо, так же тихо) Тогда... Зачем же ты  позволил это?
Бог      Я позволил?.. Не смеши.
            Я лишь облегчил участь несчастному бедняге.
            Ведь людям так не свойственно
            Признавать истину как таковую.
            Прежде чем признать ее,
            Измучат  себя и всех догадками,
           А правда то, что есть иль ложно
           И выгодно произносить все то, что говорят?..
          А впрочем, что ждало его там,
           Не прибери к себе его я.
Ангелина   Мученья-мученья... И больше ничего.
Ангел  (к Богу) Пойми ты человека:
            Тебе он поклоняясь,
            Готов всех уничтожить разом,
            Кто думает иначе, чем он сам.
Бог     Обман... Все лгут себе, лишь мною прикрываясь.
           Подмен одним другого . По- истине- сошли с ума.
Ангел  Гм... Все может быть. Но вот беда,            
             Отсутствуя вчера, я пропустил концерт,
            Что ненормальный здесь  затеял.               
Бог     Все просто. Он в Ад желал попасть,
           А мы его, к его несчастью, в Рай забрали.
Ангел   (иронично) Какие страсти! Тогда за что попал он в небеса?
Ангелина     Он всем своим пытался объяснить,
             Что он способен совершить поступок-
             Покончить жизнью, прыгнув из окна.
Ангел   Зачем, не понимаю?
Бог      Чтоб доказать, что это признак мужества,
             В то время как ему подобные,
            Сочли бы то же самое за слабость.               
Ангел   Не зная, что ждет его потом,
             Избавился от жизни добровольно?!
             Нет, я бы жил.
Бог      А в этом я не сомневаюсь.
Ангел   Наверно, чересчур себя любил,
              Что доводы людей не слушал.
Бог       Любил свой ум. Мнил  из себя почти что гения какого.
             Хотел, чтоб люди поняли его.
Ангел   Какая глупость. Он сошел с ума.
Бог        И люди так решили.
              А чтобы утвердиться в этом,
              Несчастного на мысль о самоубийстве навели .
Ангелина  Грешишь ты на людей, Господь.
Бог        Нет, не грешу. Они сказали,  между прочем,
               Что если ты настолько умный,
              То не решился б  прыгнуть,
              Поскольку твой рассудок выше всякой дури.
              А сумасшедшего не так- то просто с толку сбить, он доказал обратное.
Ангел   А что же люди?
Бог       А люди посчитали чудака за труса,
                Не способного  бороться с преградами судьбы.
               Поэтому я виноват перед людьми лишь в том,
              Что бросил горсть ума на  Землю.
Ангел   Но как не равномерно это сделал,
              К сожаленью, для людей и для себя.
Бог       А ведь хотят считаться лучше и честнее,
             Но все выходит хуже.
             В самом деле, они не люди.
Ангел   Недочеловеки.
Бог       Вот именно! Стоят почти на четвереньках,
             Но с разницей лишь той,
             Что ум имеют по вине моей,
            Хотя во благо все я делал.
Ангелина     Выходит все напрасно. Как мы наивны.
                С надеждой ожидаем изменений.
Ангел   Я в голосе твоем, Господь, услышал нотки пессимизма.
              Хотя ты тот, кто должен верить людям
              И верить в них самих. А если ты не веришь,               
              Как ты хочешь, чтобы люди верили в тебя?
Бог     Мой Ангел, ты не прав.
           Я в человека верю,  как и прежде.
           И верю в то, что человек не тварь... хотя и божья.
          Все дело в том, что люди
          Зная себе цену, ведут  себя не так, как надобно вести себя.
          Виной тому - неповторимость человека.
Ангелина    Да, каждый человек неповторим               
                И требует к своей персоне особого вниманья.
                Вот хотя бы, сумасшедший.
                Чего желал он от людей добиться?
                Только одного – “ смотрите на меня и думайте, как я”
Ангел    Тогда, скажи, Господь,
               Как надобно вести себя простому человеку?
Бог        Вести лишь так, как заповеди учат.
Ангел   Все это так, но люди – это люди .
              Им трудно жить лишь по написанным скрижалям.
              Они им следуют, как могут.
Бог        Но в том лишь случае, когда их припечет.
             А так, готовы  жить по тем законам,
             Что сами создают из года в год.
             Надеются, что все им с рук сойдет.
Ангел   О – о, Господи, боюсь, что ты палач,
              Но в маске, что зовется  “ добродетель”
Ангелина    Ты что несешь? Опомнись, Ангел! 
                Вчера, наверно,  у чертей ты засиделся слишком долго.
Бог       Пусть говорит. ( к Ангелине)  Ему видней.
             Быть может Ангел прав, коль думает иначе.
            ( к Ангелу )  Но только докажи.
Ангел   За дерзость я прошу меня простить.
             Свои слова  могу я подтвердить
              Беседой, что вчера в гостях у Дьявола велась.
             Поговорив о том, о сем, я понял вещь одну.
Бог      Какую?
Ангел   Что Дьявол  искуситель, это всем известно.
              Но что он человека, как и ты, оберегать способен...
Бог       Интересно, как такое понимать?
Ангел   Я тоже долго спорил, но Дьявол доказал,
              Что он не так уж и не прав.
              Ты сам ведь говорил,
             Что люди следуют своим законам.
Бог       Говорил.
Ангел   Но это грех?
Бог        Без сомнений.
Ангел   За это ты их и караешь.
Бог        Есть немного. ( помолчав) Поучаю.
             А как иначе быть?
Ангел   А ты не думал, Господи, о том,
              Что люди истребили бы друг друга,
              Не живи они по правилу: “ Добра не делай, зла не будет”.
               Вот и живут -  друг к другу  равнодушны.
               А равнодушье, как ты понимаешь, оружье Дьявола, а не твое.
              Оно способно рушить все, что ты пытаешься создать.
              Отсюда следует, что Дьявол человека уберег
              От страшных глупостей, способных уничтожить человека.
Бог       Выходит, люди существуют  потому,
             Что равнодушье поглотило человека.
Ангел   Они, как те песчинки, что в пустыне:
               Все рядом, но друг к другу далеки.
              В ладонь песок возьми и ты увидишь,
              Он ссыплется  на  землю тут же.
              Порядок внешний, в душах хаос.
Бог       Куда же поместить грехи:
              Убийства, ложь, предательства?
              Все с Дьявольской руки творится это.
Ангел   Подобные грехи, есть результат чертовских искушений
              На славу, на богатство. Всего того,
              Что человек так ценит.
Бог       Выходит, я не добродетель?
Ангелина   Ты добродетель, нет  сомнений.
                Но ты и Дьявол, что–то вроде равновесья для людей.
                Вы,  как вон те весы ( указывает на стол).
                На них две чаши. Одна- Господь, другая- Дьявол.
                И если Дьявол искушает всем , чем можно,
                То ты - всем, чем нельзя.
Бог        (задумывается) А что нельзя?
Ангел    Все то, чему ты в заповедях учишь.
Бог        Так, значит, я и Дьявол, одним и тем же искушаем?
Ангел    ( подходит к столу и берет весы в руки) Без сомнений, но по-разному.
               Если Дьявол искушает во вред,  без запрета на то ( указывает на чашу весов),
               То ты, Господь,  во благо, с запретом на это ( стучит еще раз по этой же чаще весов).
Бог       А что же лучше?
Ангелина    Лучше для кого?
Бог       Хотя бы для людей,
              Я про себя молчу.
Ангел    Для них все хорошо: и то ( указывает на одну чашу весов) , и это (указывает на другую чашу                весов).
Бог       Почему?
Ангел    А в жизни все должно быть в равновесье:
               Добра и зла.  Имея то и это, они научатся ценить все,
               Что дает  им наш Господь.
Бог        Поистине философ. Тогда, скажи, а почему они,                Так ничему не научились?
              Кто виноват, Господь?

                В углу появляется хор Ангелов. Все в белом, на подобие Ангелу.
                В таких же штанах и рубашках в полоску.
                Хор восхваляет Господа.

               
                Картина вторая
     Двухкомнатная  современная  квартира, скромная в обстановке. На сцене изображен лишь  зал,  вторая комната подразумевается. На диване сидят Иван Иванович и Маша.
               
                Маша – девочка пяти лет, Иван Иванович – мужчина 75 лет.
Маша                Деда, почитай мне еще сказку.
Иван Иванович   Устал я, Машенька. Твой деда совсем старый стал, ничего не видит.
Маша                У тебя глаза болят?
Иван Иванович    Да... И душа тоже.
Маша                Тогда, давай я тебе почитаю.( берет книгу )
Иван Иванович    Спасибо, внучка,  ты мне потом почитаешь, вечером. Лучше сядь ко мне  на колени.
                Вот ты  какая у меня красивая!  ( обнимает)
 Маша                Деда, я буду такая же красивая, как моя мама?
Иван Иванович   Да, крошка. Такая же.
Маша                Почему моя  мама умерла?
Иван Иванович   Наверно, Богу так было угодно.
Маша                Тогда, почему наш папа не найдет нам с Петей вторую маму?
Иван Иванович    Твой папа очень любил  твою маму и любит до сих пор.
Маша                Я тоже всегда буду ее любить. А знаешь, деда, дядя Федя мне обещал, что сходит со мной в парк.
Иван Иванович     (хмурится)   Нет, лучше я с тобой в парк схожу. Вот придет Петя со школы, сразу и  пойдем.
Маша                Ему много зададут в школе уроков. Он не пойдет.
Иван Иванович    Мы поможем ему с уроками. Думаю, тогда он согласится.
Маша  ( отбегает от деда и задумывается) Ты не любишь моего дядю, я давно это заметила.
Иван Иванович    Что ты такое говоришь?  Я...
Маша               Да, да, это так. Не любишь потому...,  потому  что он  пьяница.
Иван Иванович     Он выпивает, согласен. Но все-таки  я его люблю, ведь он мой сын.
Маша                А зачем вы с папой гоните его отсюда? Он же добрый!
Иван Иванович    Никто его не гонит. Он сам редко здесь показывается. А то, что мы его тогда прогнали так это потому, что  твой папа поссорился с твоим дядей. Но они обязательно помирятся.
Маша                Ты мне обещаешь?
Иван Иванович  ( нерешительно) Обещаю.
                Звонок в дверь.
Маша               Петя со школы  пришел! ( бежит открывать, дед идет за ней)
                Входит Петя, мальчик лет десяти, серьезный и угрюмый.
Иван Иванович   Здравствуй, внучек. ( целует) Рано ты со школы. Мы хотели тебя встретить.   
Петя                Не надо меня встречать, я уже взрослый.
Маша           (целует брата) Мы тебя ждем. Деда нам обещал, что сходит с нами в парк.   
Петя           ( кладет портфель на стул) Я сейчас поем, а потом буду учить уроки.               
                Иван Иванович идет на кухню.
Маша         ( кричит деду)  Вот видишь, деда, он не пойдет в парк. ( к Пете) Петя, почему  ты такой сердитый?
                Иван Иванович выносит на подносе обед.
Иван Иванович     Не волнуйся, маша. Я же сказал, что мы Пете поможем с уроками, а потом пойдем.
                Маша садится за стол, Петя идет на кухню.
                Ты куда, Петя?
Петя                (сухо)    Руки мыть.
Иван Иванович    ( к Маше)   Бери хлеб, чего впустую суп хлебаешь? И что с ним такое?
                Петя садится за стол.
Маша                ( к Пете)   Что ты сегодня получил в школе?
Петя                Ничего, отстань.
Иван Иванович    Да что с тобой? ( кидает ложку на стол)
Петя                ( помолчав) Я с мальчишкой  подрался .
Маша                Из-за чего?
Петя                (кричит)  Он все врет (отбегает в угол комнаты  и весь съеживается)
Иван Иванович    ( подходит к Пете и обнимает) Что он тебе сказал?
Петя                Сказал, что мой отец непутевый и .... потому у нас нет матери. И что дядька у нас пьяница и  такой же непутевый.(толкает деда) Я ненавижу его.
Иван Иванович   Кого ненавидишь?
Петя            Его, дядьку. Этого мальчишку и тебя тоже ненавижу. ( убегает в  другую комнату)
Маша        ( плачет)  Он всегда такой, деда.(прижимается к нему) Я знаю, Петю в школе никто не любит  и он никого не любит.
Иван Иванович    Это не так. Он любит тебя и папу. Ты не плач, а Петюшку я сам сейчас успокою.
                ( идет в комнату)
               Маша убирает пролитый суп. Слышится отпирание входной двери. Входит  Степан.
                Мужчина лет сорока, несколько небрежно одетый.
Маша             (кидает тряпку) Папа пришел! ( бежит к отцу)
Степан          Мой воробышек, здравствуй. Как вы тут без меня?
Маша             (опускает голову) Петя пришел со школы и сказал, что подрался с мальчишкой. Тот назвал тебя и моего дядю непутевым.
Степан           ( озадачившись)  Это он сгоряча, не подумав. Не обращай внимание на то, что говорят окружающие.
Маша            Я  не обращаю внимание, мне только Петю жалко.
                В зал входят дед и внук.
Иван Иванович    Вот и папа  пришел (здоровается) Как дела?
Степан                Не совсем все гладко, как хотелось бы. А ты,  справляешься, с моими  шалунами?
Иван Иванович   Потихоньку. Атакуют меня с двух сторон. А что с твоей подработкой, не взяли?
Степан         Сам отказался. Предложили в деревню ехать на месяц, помогать в постройке
                частного дома. Но как же с детьми быть? (к Пете ) Снова подрался? Послушай меня, сынок, что бы там  не говорили твои мальчишки, я вас все равно люблю.
Петя                Машка уже наябедничала.
Степан                Нет. Я сам попросил ее рассказать все новости. Сын, если я перед вами в чем-то виноват, так в том, что не имею возможности  быть с вами рядом долго. Нос вами сидит дедушка. Я же зарабатываю деньги, чтобы вас прокормить. У вас  есть все необходимое. Ты получил сегодня отметки?
Петя                Да.
Степан              Какие?
Петя                Четверку по  математике и тройку по русскому.
Степан              Ты эти оценки сам заработал. Тебе тяжело учиться?
Петя                Да.
Степан            А мне тяжело вас  прокормить. Но я не дуюсь, не плачу. Я просто работаю. ( помолчав)Понимаю, вам тяжело без матери.
Иван Иванович    Как поздно мы начинаем понимать, ценить то, что имели.
Степан                О чем ты?
Иван Иванович    Все о том же, о своих глупостях. Во всем я виноват. Куралесил  всю жизнь, а теперь результат на лицо. Один сын хороший, другой...( машет  рукой. Смотрит  на детей,задумывается) А какое у нас сегодня число, ребятки?
Степан            Тринадцатое... мая.( Бьет себя по лбу)  Господи, У Пети день рождение завтра! Совсем из головы вылетело.
Маша                Мы будем справлять?
Степан              Обязательно ( к Пете) Ты что в подарок хочешь?
Петя               ( нерешительно)  Собаку.
Маша             ( хлопает в ладоши) Мы с ней будем гулять. Ты мне дашь ее поводить?
Петя              Дам.
Степан                Какую собаку ты хочешь?
Петя                Любую, лишь бы она была настоящая.
Иван  Иванович   Почему именно собаку?
Петя                Она никогда не предаст.
Иван Иванович    Пусть будет собака ( подмигивает Степану) А сейчас давайте  сходим в парк, уроки ты потом сделаешь, мы тебе поможем.
Петя                Я согласен.
                Маша радостно бегает по комнате.
Иван Иванович      ( к Степану) Обещал... А ты сейчас куда? Может с нами.
Степан                Не могу. Тут еще одна работа подвернулась. Также крышу крыть в частном   доме,но в городе,  работы на несколько часов, к вечеру буду. А собаку  завтра  купим.
                Надо всем вместе на рынок сходить.
Иван Иванович      Гм... ( к детям)   Дети, доедайте обед  и дружно собираемся.
                Дети доедают наспех.
Степан                Федор не приходил?
Иван Иванович     Нет, но я его видел тут недалеко.
Степан                Пьяным, конечно.
Иван Иванович     Эх... Мой пример ему не в урок.
Степан                Не жизнь у  него, а  тлеющая спичка... Бог с ним. Лучше скажи, как ты себя чувствуешь?    
Иван Иванович     Ничего, скрипим... ради них.( к детям)
Степан            Гляжу на тебя и удивляюсь. Тебя будто подменили после операции.
Иван Иванович    Поумнел (смеется)  Как почувствовал, что конец пришел, сразу  жить потянуло. Сколько я вашей матери крови попил, а? Бог–то за это меня и наказал. Одного сына безмозглым сделал.... Хорошо хоть, Федька  не женился.
Степан                Женился бы ...
Маша                Мы поели. Пойду сумочку возьму.
Иван Иванович  Я со стола уберу.
Степан                Иди, я сам.
                Иван Иванович идет  вслед за Машей.
                ( к Пете)  А ты на меня не обижаешься?
Петя               ( обнимает отца) Прости меня, папа.
Маша                ( вбегает в зал)  Я готова.
                Входит  Иван Иванович.
Степан              ( к Маше)   Дай и тебя поцелую. Деда слушайся.
                Прощаются и уходят. Степан один, убирает со стола.  Подходит к шкафу и  берет фото.
                Лена, Лена... Почему он на меня обижается?..  Впрочем, он прав. Плохой я папаша. Без тебя  у  меня  ничего не выходит. ( смотрит на фото)  Почему тебя... Маша часто  тебя  вспоминает. Не помнит тебя, но вспоминает... Кровь... За что Петька его так ненавидит?  Прости меня, Лена... Ты знаешь, я мать видел во сне. Будто у окна стою и смотрю вдаль. И вижу, она по дороге идет в лес, рядом с ней  иду я. Я кричу ей: “ Мама, ты  куда?”  Она обернулась и улыбается.  Тут отец рядом со мной у окна, откуда не возьмись, появился.  Я ему что- то объясняю, а он меня как  не видит.  Потом гляжу,подходит он к часам и смотрит на них. Помолчал  и неожиданно так сказал: “ Скоро мое время”. Улыбнулся и пошел по коридору. ( трет виски) ... Не к добру...
                Звонок в дверь.
      Степан ставит на место фото и идет  к входной двери. Открывает. Входит Федор, немного  пьяный. Плохо одет. На вид лет 50-ти.

Федор           Здорово, Степан. Не ждал?.. А я вот пришел. На племяшей глянуть захотелось. С Машей в парк  обещался...  Тебя-то  совсем не видать. Где пропадаешь?  Что молчишь?
Степан         Что говорить?  Работаю, не как ты.
Федор           А как я? Я тоже работаю. Жить на что-то надо.
Степан         Ты работаешь на себя.
Федор       И то хорошо, что для себя. Не для всего же света пахать. Да и было бы ради кого надрываться.
Степан      Обо мне никак подумал?
Федор        О ком же еще? Детки - не сладость.
Степан      (вздыхая)  Да и  не такие они горькие, как водка.
Федор        Все укоряешь...
Степан      Не мне тебя укорять, не мне тебя судить.
Федор        А кому?
Степан      Богу.
Федор        Богу? А есть ли он, твой Бог?
Степан      Умрем - увидим. Что сейчас гадать.
Федор        А-а, тоже не веришь в Бога?
Федор        Почему, верю. И в Бога верю, и в судьбу верю. Поэтому  живу, как человек, безропотно, день за днем  несу свой крест ради детей.
Федор        А просто так нести свой крест сможешь?
Степан      Просто так, глупо.
Федор        Ради себя.
Степан      Еще глупее.
Федор        ( помолчав) Выходит, ради детей...( подходит к шкафу и смотрит  на фото) Тогда, ради чего я живу?
Степан       Не знаю, тебе лучше знать.
Федор         ( кричит)  Я не живу, я – существую.
Степан       Не кричи. Тебя послушать, так ты никогда и не жил. Все как букашка, что на травке  под солнцем, сидит и ждет своего часа... Но ты не козявка, а человек. Бог дал тебе возможность жить по-человечески, так живи.
Федор        (кричит) Жил. Я жил, пока ты у меня поперек дороги не встал.
Степан      Нет, Федор. У нас с тобой дороги не расходились. Наши с тобой дорожки еще в утробе матери скрестились. Только твоя тропинка началась на десять годочков пораньше.
Федор        Эх ты, философ, братик. Чирикаешь потихоньку и все самое лучшее к себе прибираешь,словно мышка. Всегда ты был любимчиком. Это я неудачник.
Степан     Зациклился... Сколько лет прошло? Ее уж нет  на свете, а ты все об одном, да об одном песнь заводишь.
Федор       ( указывает на фото)  Ее... ты у меня отобрал. Пожил хорошо, пожил. Недолго...( с иронией) Бог твой тоже не дурак. Все самое лучшее к себе забирает. Вы с ним похожи в этом.
Степан     Думай, что говоришь. Бога не трогай, он тебя и так ума лишил. А что касается Лены, так она тебе не шкаф.( подходит к брату и трясет его за плечи) Не виноват я, не виноват, братик.(плачет) Жизнь дала ребенку, а свою потеряла, что тут сделаешь?.. Глупости несешь, Федька.Мы были в равных положениях. Оба, всю жизнь, для себя жили, как хотели. Повторяли путь отца. Он только на старости лет  ради внуков жить стал.( помолчав) Не спорю, Лена сначала на тебя внимание обратила. Но что ты сделал для того, чтобы ее удержать? Продолжал любить  свою  персону. Она же оказалась твоей очередной женщиной.               
Федор     Это ты считал, что она у меня очередная. Я ее любил.
Степан    Когда любят, не ведут себя, как... скотина.
Федор      Вот и договорились! Я скотина.
Степан    А кто ты? Всю жизнь кобелился, пил.
Федор      (смеется)  Ты посмотри-ка на него, святой стоит! Нимб только почему-то не светится.
Степан    Я не святой, но и не ты. Когда она тебя ждала вот тут, ты шатался черт знает где, а потом являлся  пьяный. Привычка холостятской жизни.
Федор     Да, признаю, накатывало на меня периодически. Но зачем ты здесь крутился?
Степан   Я здесь живу, как и ты. Конечно, глядя на такую картину, плачущую Лену и скотину Федю,ничего не оставалось, кроме как пожалеть Лену.
Федор     Тоже мне, утешитель нашелся! Доутешался.
Степан   Сам виноват, что она от тебя ушла. Наша мать еще говорила, что ты этого добьешься.
Федор     Да, она умела подзузукивать. Я всегда плохим  оказывался. Что она  говорила Лене?  “ Брось ты  его, она тебе не пара. Погляди на его отца, он его копия. Вот, что тебя ждет.” А сама только на старости лет пожила в мире и покое. Спасибо кандрашке нашего Ивана Ивановича.
Степан    Не смей про отца так говорить. Какой ни какой, он наш отец. Он жив еще только потому, что  ему  есть ради кого жить.
Федор    У него цель в жизни, всех нас пережить.( смеется)
Степан   Зато у тебя ее нет.
Федор     Была, да сплыла.
Степан   Найди другую, иначе... иначе жить не стоит.
Федор    Поздно цель искать. Существую день от о дня, работаю на себя, пью за себя, (подходит к окну и смотрит в небо) а может за таких как я пью. Оплакиваю свою непутевую жизнь.
Степан  А мне некогда плакать. Пьет. Ликероводочное производство у нас на широкую ногу поставлено. Захлебнешься.
Федор    Шутишь, потому что в моей шкуре не бывал.
Степан  Бывал, по молодости... Слава Богу понял, что не для того я родился. (подходит к радио и включает. Звучит церковный хор. Оба слушают)
Федор    Ишь ты, как хвалят Господа. Видать, в такое тяжелое время живем, что о Боге вспомнили.
Степан   А-а, все-таки понимаешь, что человек без веры и надежды жить не может... Не замечаешь ты  трудностей, они  у тебя на дне стакана. Слеп ты...
Федор    Да бегу я от этих твоих трудностей, бегу. Что я один?..
Степан   Ты не один такой.(вздыхает) Тяжело...
Федор    Я  племяшам гостинцев принес.(выкладывает на стол по шоколадке) Жаль, что не удалось с Машей в парк сходить.
Степан   А говорил, у тебя цели в жизни нет... На Петра не обижайся.
Федор     Я не обижаюсь. Все верно...Я сам дурак.
Степан   Прости нас с отцом. Я тогда погорячился. Детей жалко, все видят... Яблоко от яблони не далеко падает.
Федор     Жизнь, что мороз лютый, побьет весь цвет на корню, урожая не жди.
Степан   (выключает радио)  Поговорили мы с тобой, как никогда...  Полегчало даже. Извини, мне пора. Федор    Все на подхвате живешь? Хочешь из порочного круга вырваться?
Степан   Хотя бы удержаться. И тебе бы не помешало.
Федор    Не мое.
Степан   Как знаешь. Пошли, хоть по лестнице вместе спустимся, если по жизни не можем рядом  идти.
                Степан берет сумку и братья  молча уходят.
       
                Действие 2
                Картина первая      
                На небесах.
        Бог стоит за счетами. Ангелина под его диктовку печатает  на машинке.
Бог                Четыре тысячи пятьсот.
                И все грехи, людей не видно.
                Кокой позор, меня мой конкурент совсем забьет.
Ангелина     Ему работы больше.
                Он мастер грешников встречать.
Бог                А мне встречать кого же?
Ангелина     Всех, кто ему негоже.(помолчав)
                Меня, Господь, одно тревожит:
                На Земле грехи расту,
                А здесь для них все те же наказанья.
Бог                У нас всегда все постоянно,
                Что, к сожаленью, нельзя сказать о людях.
                А где мой Ангел?
Ангелина     Он к Дьяволу пошел.
Бог                Но так еще не возвратился?
                По истине, как провалился.
                Его за смертью только посылать.
                Давно он должен был вернуться.
                А может  к Дьяволу он хочет перейти?
Ангелина    Ты усомнился в нем?
Бог               Нет, за него спокоен.
                А Дьяволу всегда не верил.
                Хитер, как черт.
Ангелина    (смеется)  Он черт и есть.
Бог               О том и говорю.
                Появляются Ангел и Дьявол.
               Дьявол весь в черном, а на ногах белые тапочки.   
Ангел         Приветствую тебя, мой Господи.
                Вот, как изволил, Дьявола доставил.
Дьявол      Посылку доставляют. Я сам пришел.
Бог             Не горячись, бунтарская натура.
                Он ( к Ангелу) никогда иначе б не сказал.
Ангел        Иначе б и не сделал.
Дьявол      ( озирается)  Смотрю и думаю,
                Какая чистота! Завидую тебе, ей богу.
                Хоть раз в такой вот чистоте пожить.
                А то в грязи сижу,
                Все по вине чертей немытых.
Ангел        Каков поп, таков приход.
                Так, люди говорят?
Дьявол      Ты засиделся здесь, умытый?
                Спустись на Землю,
                Не то я сам тебя спущу.
Ангел        Когда б имел на то я Божью волю,
                Спустился б добровольно.
Дьявол      Вот это да! Он погрешить желает.(подходит к Ангелу)
                Могу устроить. Пошли ко мне, не далеко.
Бог             Ну, Ангелина, что я говорил.
                (к Дьяволу) Ты даже в мыслях и не думай,
                Его(указывает на Ангела) к себе манить.
Ангел        Я не пойду к нему.
                Я слишком чистоту люблю.
Бог             Садись, темнейшество.
                Иль ты привык сидеть на углях?
Дьявол      Нет, отчего же, роскошь всякого прельстит.
                Но зря ты думаешь, Господь,
                Что я сижу на углях.
                Все у меня не хуже твоего.
                Одна лишь разница,
                Я свет не выношу.
                И чистоты такой я не имею.
                А впрочем, зачем она,
                Ведь все равно в грязи не видно грязь.(плюет семечки)
Ангелина Не видно у тебя,
                А здесь любая грязь заметна.
Бог            Пусть сорит, ему не привыкать
                Свои следы где можно оставлять.
Дьявол     И где нельзя, я тоже оставляю (попадает кожурой в глаз Господу)
Бог           (утирается)  Ангелина, помоги мне вытащить соринку.
Дьявол    (смеется)  Помилуй, Господи, тебе ведь тоже не в привычку,
                Все время утираться!
Бог          Не спорю. Твоих рук дело, ты создал все плевки
                И научил плеваться человека.
Дьявол   Не справедлив ты, Господи, ко мне.
                Я, как и ты, страдаю также
                И также защищаю всех людей.
Бог          Ангел мне поведал твою теорию о покровительстве людей.
                Признаюсь, ты умело рассуждаешь.
                Творишь все беды, учиняешь распри,
               О кознях я совсем молчу.
               И все во благо... Интересно.
Дьявол  О, Господи! Тебе я помогаю.
               Своими искушеньями,
               Стараюсь навести людей на Божью мысль.
               Ведь согласись, кто следует твоим ученьям,
               Тот не имеет желанья не следовать им.
               Но парадокс... Нежеланье рождает желанье.
Бог        Не соглашусь. И даже не проси.
Дьявол Зря. Мы с тобой людьми обижены настолько,
              Что ни я, ни ты мы людям не нужны.
Бог       Соринка им в глаза попала, как мне сейчас.
              Но я способен вытащить ее из глаза, а люди нет.
              Я в этом не виню людей.
              Они ослепли, согрешив однажды.
              Ослепли по твоей вине.
Дьявол Ты слишком добр, доверчив к людям.
              Ты дал свободу им решать,
              Свободу выбора.
              Человек-хозяин для себя,
              А ты всего лишь раб у человека.
Бог        Все ложь, не верю.
              Один лишь я могу решать за человека.
              Могу наказывать и награждать благословеньем.
Дьявол  Однажды ты их наградил (крутит у виска) умом.
              Дал людям разум,
              Забыв открыть им тайну мирозданья.
              Подверг их на мученья,
             Дал им надежду, веру в чудо.
             Ты лучше людям покажись.
             Боишься? Не уверен,
             Как люди тебя примут.
             Пойми ты, наконец, что люди далеки от идеала,
             К которому ты так стремишься их возвесть.
Бог      Я не желаю слушать. Убирайся.
Дьявол Уберусь, но только вот закончу.
              У нас с тобой на человека взгляд различный.
             Ты силы тратишь на исправленье человека,
             А я, не тратя их, стараюсь совратить его.
Бог      Ты искушаешь лишь во вред.
Дьявол  Нет, с целью. Хочу, чтоб люди, хоть раз,
              Смогли оценить сокровища,
             Которыми владеют каждый день.
             Но не умея это сделать, пускаются на глупости.
Бог      Какие б глупости они не совершили,
            Я буду верить в человека.
Дьявол  Верь-верь, но знай, что нам не по пути.
               
    Уходит, но перед этим снимает тапочки и кидает их в ноги Господу.

Ангел   В сравненье с ним,(указывает в сторону ушедшего Дьявола)
              Упрек от человека- сладость.
Ангелина (берет веник и подметает) Я с тобой согласна.
Бог       Пусть будет так.(нервно ходит по комнате)
            Коль сила есть во мне,
            Ее и покажу. Послушай, Ангелочек,
            Как уберешь, журнал мне принеси.
Ангелина Что, Господи, желаешь?
Бог     Хочу все привести в порядок.(в сторону)
           Я Бог, на то имею право.
         Входит хор Ангелов и поет хвалу Господу.
 
               
                Картина вторая.
         На Земле. Та же квартира. Вечер. За столом сидят Иван Иванович и внуки.
Иван Иванович  Кушайте, внучата, кушайте. Поминайте отца своего. Пусть земля ему  будет пухом.Несчастные вы у меня. Господи, за что?..
Маша       Может Господь нас просто не любит?
Иван Иванович  Любит...
Маша      Тогда зачем он забрал у нас родителей?
Иван Иванович  Не знаю.(к Пете)  Почему не ешь?
Петя    Если бы отец пошел с нами в парк, то ничего бы этого не было.
Иван Иванович  Кто ж знал. Случайность... И как он мог упасть? Глупо...
                Звонок в дверь.
        Я открою, сидите. Может кто из друзей Степана пришел.
               
                Слышен за дверью голос.
Федор                Я пройду. Или ты меня даже на порог не пустишь?
Иван Иванович  Входи, коль пришел.
                Входит Федор, весь обросший, грязный.
Маша                Дядя пришел!
Федор                (обнимает Машу) Привет, Машутка. Ты мне одна здесь рада.(к Петру) Здравствуй,
                Петр. Что не здороваешься?
Петя                (сквозь зубы) Здравствуй, дядя.
Иван Иванович Не забыл про годовщину смерти брата и то хорошо.
Федор                Не забыл. Как ни как он мне брат, хоть и не ладили мы с ним. Позавчера я не пришел,Потому что не смог.
Иван Иванович По тебе видно. До ручки дошел...
Федор                Надоело все (машет рукой) Тошно...
Иван Иванович  Садись(указывает за стол) Тошно...С чего? Бремя, что ли, у тебя какое, что весь извелся? Один, как перст. Живи и радуйся.
Федор     (наливает себе суп) Для чего жить? У тебя хоть внуки.
Иван Иванович А ты не в счет? Для меня ты сын. Они( в сторону детей) для тебя  племянники. Вот и живи.
Федор                Старая пластинка...Я тебе давно не сын, а ломоть хлеба.
Иван Иванович Дурь несешь, Федька. Непутевый.... В стакане твоя жизнь.
Федор               Опять?.. Всю жизнь мне этим тычешь, ты и Степан твой.
Иван Иванович Помяни лучше Степана, чем упрекать. Он был прав... Хотя сам всю жизнь кувыркался.
Петя                Папка мне собаку обещал. (плачет)
Маша                Не плачь, Петя.(тоже плачет) Помнишь, когда мне было четыре года, нам папа подарил игрушечную собаку- копилку. Ну, помнишь? Мы в нее еще денежки складывали. Может там хватит денег на настоящую собаку, а? Я сейчас ее принесу.( бежит в комнату и тут же возвращается) Вот, гляди, какая она хорошенькая! (трясет копилку, откуда раздается звон монет)
Петя          Там, наверно мало денег. Не хватит на живую собаку.
Иван Иванович (наигранной радостью) Внучата, вы мои родные, я же вчера пенсию получил! ( достает из шкафа, кладет на стол и считает) Здесь денег хватит даже на огромного бульдога. ( смеется, а сам еле сдерживает слезы) Мы пойдем и купим  в это воскресенье, на рынке. Вы согласны?
Маша     Я согласна, а ты, Петя?
Петя      Нет.
Иван Иванович  Но почему?
Петя    У тебя пенсия маленькая, ты мне сам вчера говорил, когда мы по улице шли.
Федор     Ребенок прав. Вы с копейки на копейку перебиваетесь, а вам еще собаку подавай.
Иван Иванович  Молчи, Федька.( трясясь и плача) Ничего не понимаешь. Всю жизнь глупец  глупцом. Я готов им последнее отдать, лишь бы им хорошо было. А ты что-нибудь делал
 хорошего для людей?  О себе всю жизнь думал.
                Дети стоят и плачут обнявшись.
Федор   Забыл...Я твое отражение. Я стал таким по твоей вине. Ты меня таким сделал. Ты...
          Что я видел в этой жизни? Пьяный отец, вечно ревущая мать, мы со Степкой ничего неспособные сделать, чтобы помочь матери... Если бы ты знал, как мне хотелось тебя  убить... Я бредил этим.
Иван Иванович  Почему же не убил? Кишка тонка.
Федор                Нет, Иван Иванович... Во мне жила надежда, что все изменится. Но пока это произошло я сам стал твоим продолжением.
Иван Иванович  Чего ты хочешь сейчас? Я изменился. Я благодарен Господу, он мне глаза раскрыл...Какое же счастье, каждую минуту радоваться тому, что вкладываешь свою душу
          в них,( на детей) получая взамен их  любовь...
Федор   (перебивая) Чему радуешься? Тому, что они могут остаться одни? Кому они будут
                нужны, умри ты сейчас.
Иван Иванович  Господь не посмеет этого сделать.
Федор    ( с издевкой)  А ты только представь, тебя рядом нет, они одни и Господу не нужны, и людям не нужны, никому...
Иван Иванович  Замолчи. Зачем пришел? Хочешь все испортить? Ты итак все в этой жизни испортил.
                (хватается за сердце, дети подбегают к деду)
Маша                Дедушка, тебе плохо. Иди приляг.
Иван Иванович  Ты эгоист, жестокий, бездушный человек, способный только плакаться на судьбу.  В тебе нет ничего святого...
Федор                Бог твой, которого ты так защищаешь, наказал Степку. И правильно сделал, нечего было ему вставать у меня на пути.
Иван Иванович  Не смей. Степка всегда был моим любимым сыном, знай это. Он был примером
                для всех нас. Глядя на него, мне захотелось жить по-человечески, а не по-скотски.
Федор            Вот и договорились с вами, Иван Иванович. Выяснили, наконец, кто есть кто. Одно скажу, нет его, Бога, нет, потому что все страдания на их головы падают.(на детей)
Иван Иванович  Убирайся... Ненавижу ... Проклинаю...(падает на колени, пытается встать. Дети помогают ему дойти до комнаты) Проклинаю... Бог  накажет, попомни мой слова....
Федор                ( один) Давно ты это сделал, папаша.(плачет) Всю жизнь я пытался человеком стать. Я же человек, а не скотина . Человек... Искал цель, находил, как она снова, ускользала.
            (взгляд  падает на деньги, что лежат на столе. Задумывается. Снова смотрит на них.Затем смотрит на собаку- копилку, берет в руки, снова ставит) Нет,  Степан, теперь ты мне не помешаешь... Я один... Твоя дорога закончилась.(истерически смеется) Я один...
              (берет  деньги и мечется по комнате)
                Входит Петя, замечает, как дядя берет деньги, но тот не видит его.

                Человек... Не скотина.( смеется и уходит)
Петя              (кричит вслед) Дядя, зачем ты деньги забрал? (садится на стул)
Маша            (входит) Петя, а где дядя?
Петя              Он ушел и забрал ... (резко замолкает)
Маша           Что забрал?
Петя             Ничего... Как дедушка?
Маша           Он, кажется, заснул.
Петя             Идем к нему.
Маша           Ты иди. Я со стола уберу.
                Петя уходит, Маша убирает со стола.
             Звучит хор Ангелов, появившийся в углу комнаты.
 
                Картина третья.
                Утро следующего дня.
Входит в зал Иван Иванович, садится на стул и смотрит в сторону шкафа, на котором стоят фотографии Лены и Степана.
Иван Иванович  Вот и помянули тебя, Степан... Брата я твоего проклял. Смог все-таки...   Думаешь, Федор, мне от этого легче стало?  Он ведь больше сюда не придет. Хотя, нет...   
        Приходил же. Гм... Вроде собаки. А я его прощал. Однажды проглотив обиду,  пото остановиться не можешь...( берет фото Степана) Машутке  в этом году в школу....
    Я, Степан, в Бога ударился. ( достает из шкафа Библию) Да ты, наверно, уже понял это...
 Отчего люди страдают?..  (смотрит на собаку-копилку)  Надо Петюхе собаку купить.
 (глазами ищет деньги) Вроде на столе лежали... Может...( ищет в шкафу)
                Входит Петя.
Петя                Доброе утро, Дедушка.
Иван Иванович  А-а, внучек! Доброе утро, радость моя. Петя, куда я вчера пенсию положил?
                Петя молчит. Входит сонная Маша.
Маша                Дедуля, доброе утро.
Иван Иванович Доброе утро, солнышко. Маша, может ты помнишь, куда я вчера пенсию положил?
              Ты у нас одна женщина в доме, все всегда знаешь.
Маша         Я вчера со стола убирала, но денег не видела. Помню, они вот тут лежали,(указывает на стол)  рядом с копилкой. Петя, что ты молчишь, ты же все помнишь.
Иван Иванович (к Пете) Ты взял деньги?
                Петя пятится от деда.
          Скажи, я не буду тебя ругать. Мы же хотели собаку купить. Если ты не хочешь собаку только потому, что тебе денег жалко, тогда мы возьмем собаку у того кто ее отдаст
                бесплатно. Я найду такого человека. Признайся, зачем взял деньги?
Петя                Я не брал.
Маша                Я тоже не брала, честно-честно.
Петя                Их взял дядя.
Иван Иванович  Зачем ему моя пенсия?
Петя                Он взял деньги и убежал. Я бы никогда так не сделал.
Иван Иванович  Верю тебе.(обнимает внука) Зачем... Неужели...
                Звонок в дверь.
                Я открою. Наверно, Федор пришел. Конечно, кто же еще?! ( радостно идет открывать)
                Входит участковый.
Участковый         Здравствуйте, Иван Иванович.
Иван Иванович  О-о! Какими судьбами, Дмитрий Андреевич? Случилось что-то?
Участковый        Мне нужно вам кое-что сообщить.
Иван Иванович  Да вы проходите, присаживайтесь.
Участковый        Вы бы тоже присели.
Иван Иванович  Детки, поставьте чай.
                Дети бегут на кухню.
Участковый       Не стоит. Иван Иванович, (медлит) Я должен ... Мне трудно говорить...
Иван Иванович  Не тяните, ради Бога. С Федькой что-то?
Участковый       (кивает головой) Сегодня...ночью его нашли в его квартире мертвым.
Иван Иванович  (медленно встает) Как это...
                Дети входят в зал.
Участковый        Он отравился газом. Находился в сильном опьянении...
Иван Иванович  Все-таки этим кончил... Я ведь чувствовал... Значит, он пенсию взял.
Участковый        Вы ему пенсию отдали?
Иван Иванович  Нет... Он хотел для дела одного... Наверно, ничего не получилось... А может  наоборот все получилось, вот он на радостях и выпил.
Петя        Не обманывай милиционера? Он их украл. Он пьяница. Зачем дядьку оправдываешь?
Иван Иванович  Не надо так...
Маша          Петя, перестань.
Петя          Вор и пьяница. Он не только твои деньги взял, он и вещи из дома крал. Где твои медали, что ты на войне получил?
Иван Иванович  Я их куда-то засунул.
Петя            Неправда. Я видел, как он их продавал. Я знаю, какие у тебя медали были. Ты мне их показывал и рассказывал о них. Он много чего из дому перетаскал.
Иван Иванович  (хватается за сердце) Не могу, дайте сесть.(идет к столу, рукой задевает собаку-копилку, разбивает ее о пол, милиционер помогает сесть Ивану Ивановичу) Спасибо...
Маша           Деда, тебе нужно выпить лекарство. Я принесу.( убегает и снова возвращается) Петька,  молчи.
Участковый      У вас деньги на похороны  есть?
Петя                Нет, дядька нас по миру пустил.
Участковый      Я вам помогу, все устрою. А вам лучше прилечь.
Иван Иванович  Нет, мне уже лучше. Не знаю, как вас и благодарить. Что с внуками будет, если и я вдруг помру.
Маша             Не надо так, деда Мы тебя полечим,( к Пете) правда, Петя?
Петя             подбегает к деду) Да. Прости меня, я только правду про дядьку хотел сказать, а ты мне не веришь.
Иван Иванович  Верю...Все я знал. А Федьку я прощаю.
Участковый       Мне нужно идти Иван Иванович. Я  договорюсь о похоронах и ....
Иван Иванович Я тоже пойду. Петя, посиди с Машей. Тебе в школу во вторую смену...
Петя                Я не пойду сегодня.
Иван Иванович   Хорошо, я учительнице записку напишу. Сейчас я ...( идет в комнату и возвращается,  держа в руках  пиджак) Вот...(одевает) Теперь можно идти.
Маша      Ты поскорей возвращайся, деда.
Иван Иванович  Конечно....
                Прощаются и уходят.
Петя      Не плачь, Маша.(обнимает)
Маша    (замечает на полу разбитую игрушку, поднимает) Копилка разбилась.(собирает с пола
          монетки)  Возьми, тебе на собаку.
Петя     Забудь про собаку....Эти деньги... мы дядьке на похороны отдадим.
                Дети обнимают друг друга и плачут.
         В углу появляется хор Ангелов и поет хвалу Господу.
               
                Картина четвертая
                На небесах.
    Господь сидит за столом с Ангелом и играет в карты.
Бог        ... Убедить в обратном не пытайся.               
                Сто раз готов тебе я повторить, 
                Что человек не в силах изменить
                Всего того, что я задумал.
Ангел       Ох, Господи, играешь душами людей.
                Хожу.(кладет карту)
                Твоя ставка высока.(бьет по одной чаше весов)
Бог           Иначе быть не может.
                Хожу.( кладет карту и бьет по другой чаше весов)
                Ты проиграешь, Ангел.( вздыхает)
                Судьба, судьба, в моих руках ты.
Ангел      Послушай, Боже, ставку снизь.
                Зачем тебе его душа? Возьми другую.
Бог           Сказал же, не могу.
Ангел      Нет, ты жесток.(бросает карты)
Бог          Да, не спорю.(встает и ходит по комнате)
                Я не хочу, чтоб Дьявол думал,
                Что люди управляют мной...
                Все, проиграл ты.(подходит к столу Ангелины)
                Вот список тех, кого я забираю.(пробегает глазами по списку и карандашом помечает)
               И этот тоже мне здесь нужен.
               На разговор к себе...
               Я к Дьяволу ему не дам попасть.
               Иди встречай...Ну!
Ангел    (робко, держа в руках список) Но ты ведь их прощаешь?..
Бог        (медлит) М -м... Да. Иди.(садится в кресло)
Ангел    У меня вопрос.
Бог         Какой?
Ангел    Где Ангелина?
Бог         Ушла... и больше не вернется...Пока...
              Ангел  качает головой и уходит.
              Подумать только, он дерзить мне вздумал.
              Гм... Я жесток... Не правда!..
              Ушла....(смеется, подходит к столу Ангелины, осматривает, качает головой)
             Смешно...Гм... Ничего...
             Вакантное место  свободно...
             На должность праведника.(смеется и уходит)
                В углу сцены звучит хор Ангелов.
            
                Картина пятая
                На Земле, в квартире.
                На диване сидят дети, рядом стоит тетя Ангелина.
Тетя  ...А мне ваша мама много о вас рассказывала.
Петя    Тогда почему мне мама вашу фотографию никогда не показывала?
Тетя     Я....рано уехала из дому и фотографий тогда у нас не было. Точнее они были, но мы  их не делали.
Маша   И где вы  живете?
Тетя     Далеко... Но теперь буду жить с вами. Ведь дети не должны быть одни на белом свете.
Маша   Хорошо, что вы появились.
Тетя     У меня для вас подарок. Мне папа ваш говорил, что он обещал вам кое-что.
Петя    Вы и папу знали!
Тетя     Да... Так вам не интересно, что я приготовила ?
Маша   Что?
           Тетя идет в коридор, открывает дверь и впускает белого пуделя.
Петя    Собака!  Это мне ? На день рождение? Но у меня не скоро оно.
Тетя    Это ничего. Чтобы получать подарки, не нужно ждать дня рождения.
Маша  Спасибо вам. Петя так мечтал о собаке.
Тетя    (обнимает Машу) Все, о чем вы  мечтаете, сбудется. Только верьте.
Петя   Как вас зовут?
Тетя    Зовите меня Ангелиной. А лучше просто -мама, если, конечно, вы  захотите.
                Дети обнимают Маму.
        В углу комнаты появляется Господь. За сценой звучит хор Ангелов.