Осенние воспоминания

Лидия Вакина
               
         На вопрос о любимом времени года всегда отвечала:
- « Осень».
Осень всякая – и в дивном уборе деревьев с меняющейся окраской листьев, летящей паутиной и косяками улетающих от холодов и вьюг журавлей. Как-то сложилось так , что они являют собой символ уходящего лета и тепла. Осень с моросящим дождем за окном, дающая возможность остановиться в суете жизни и вспомнить о том, что есть дома уютный диван, хорошая книга или давно задуманное рукоделие. И всегда легкая, с привкусом горечи , навеянной запахом сжигаемых листьев, грусть.

         Есть на Земле три любимых мной города: Чернигов, Кострома, Ленинград. Как город может стать любимым? Это то место, где любил ты и любили тебя. Когда читала свои воспоминания приятельнице, она с недоумением спросила:
- А Ржев? Почему Ржев не назван в числе любимых городов.
Все очень просто: Ржев стал для меня родным городом. А это больше, чем любимый. Это сама жизнь. Он , как дыхание, как биение сердца. Это не замечаешь, пока все рядом с тобой. Но стоит уехать, даже на короткое время и радуешься возвращению и узнаванию людей, улиц, храмов, домов, Волге.
                    Моя вторая любовь – Кострома. Это город, в котором я совершила первый самостоятельный поступок, который во многом определил мою жизнь. После окончания средней школы путь был один- в ВУЗ. Не решено было только - в какой? Выбор был не богатый- педагогический или политехнический. К первому склонялась я, к выбору второго – мои родные. Случилось так, что поссорившись со своей двоюродной сестрой «на веки вечные », как это водится у молодых и торопливых, я объявила, что уезжаю поближе к родителям – в Кострому. И буду поступать в тамошние институты. Если бы это сделали мои дети, я бы сочла такой поступок верхом легкомыслия. Но в моем случае я расценила это как первый взрослый поступок, который еще и увенчался поступлением в институт без какой-либо поддержки родных.

   Потом было чувство одиночества и бесприютности в чужом городе, непонимание в среде сверстников и неумение рационально организовать учебу и быт. Но это было потом. И как верно ( не мной) подмечено:  любая помеха в жизни есть Божье наставление. Этот мой опыт был востребован детьми в свое время. Я смогла дать им действительно ценные советы, когда началась их самостоятельная студенческая жизнь без родительской опеки.

             Очарование городом наступило позже. Запомнилась весна первого курса. Мы с моей компаньонкой по квартире, точнее, по крошечной чистенькой комнатке, которую снимали на окраине города в сорока минутах ходьбы до института торопливой рысью ,отправились после лекций на причал. Купив билет на ближайший рейс теплохода местных маршрутов, которые сновали по Волге, отправились вниз по течению, наслаждаясь теплом солнечного дня, весенними яркими красками природы. Кормили прожорливых чаек, сопровождавших теплоход и виртуозно ловивших с лету подачки. Вдруг откуда ни возьмись, налетела черная туча,  закрыв собой небо и превратив яркий день в сумеречное тревожное нечто. Дальнейшее наше плавание утратило всю привлекательность, и мы приняли решение высадиться на первой же пристани в ожидании теплохода, идущего в обратную сторону. Пристань называлась Чернопенье. Там-то мы переждали- пережили настоящую бурю. Чистый , крашеный  пол дебракадера уходил из  под ног из-за сильной качки, по окнам хлестали под напором ветра ветки цветущих прибрежных черемух. За окном поливал дождь, и до нас никому не было дела. Все закончилось: и ливень , и теплоход приплыл  на котором мы вернулись в город, ругая себя за несостоявшееся путешествие. Промокли, замерзли, но даже, кажется, не простудились.

              Еще одно симпатичное место за городом – парк и размещенная на его территории ,на берегу прудов, стилизованная русская деревня Берендеевка – подарок студии «Мосфильм» Костроме после окончания съемок фильма по пьесе- сказке  А. Островского «Снегурочка». Чуть позже рядом соорудили такой же стилизованный ресторан, с такой же ярко выраженной русской тематикой. Иногда доводилось нам посидеть там, каюсь, прогуливая лекции. Но справедливости ради надо сказать, будучи уже на последнем пятом курсе со своим будущим мужем.

            В попытке вернуть былые впечатления побывала в этом уголке четверть века спустя уже с взрослой дочерью, окончившей институт. Увы, вместо ожидаемой встречи, ждало полное разочарование. У города не хватало средств и желания поддерживать это сказочное место в надлежащем состоянии. Домики обветшали, краски полиняли, корабль исчез – сгнил ,наверное. Местные мальчишки, с посиневшими от холода губами ловили раков. На всем печать запустения .

      Но по-прежнему потрясающе впечатляют Волжские просторы. Волга в этом месте широкая, судоходная ,перекрытая двумя мостами- железнодорожным и автомобильным. Возрождается резиденция царского рода Романовых – Ипатьевский мужской монастырь на слиянии рек Костромки и Волги.

     Крутой живописный правый берег Волги оформлен набережной, террасами, скамейками для отдыха. Хочется бродить, вспоминать, встречать милые и знакомые лица. Но знакомых нет. Ищу их сама. Вот тут, вниз от института, на старенькой улочке под липами должен стоять флигелек, в котором я жила на квартире на втором курсе у бесхитростной одинокой женщины – тети Шуры. Покупаем в ближайшем магазине что-то к чаю, и  идем на розыски. За калиткой на крыльце соседнего с флигелем дома сидит очень пожилой подвыпивший мужчина. Других собеседников нет, и я расспрашиваю его о тете Шуре, объясняю, что , будучи студенткой, в начале 70- годов тут жила. И он изумленно говорит:
-« Так ты Лидочка что ли»?

Я не меньше его удивлена, а откуда он меня знает? Выясняется, что это племянник тети Шуры, Борис и он давно здесь живет. Просто я никогда его не замечала, бегая по своим студенческим делам. Так странно и приятно, что в чьей-то памяти остался мой юный образ. А тетя Шура получила квартиру, или родные кто-то ее забрали. Где теперь найдешь? Прошу передать ей привет и иду снова вспоминать улицы, события, встречи. Кажется, что если подняться вверх и войти в вестибюль главного корпуса института, там ,в ячеечках самодельного почтового ящика, разделенного по всем буквам алфавита меня ждет стопка писем, которые я не успела получить, потому что  задержалась долго на практике, которую мы всегда проходили летом. Это долгая практика моей взрослой жизни.

Сентябрь  2008 г.