Мой ата

Гульжан Иманкулова
Отрывок из книги  «Осы ма Колмек атты туган жерім»  Иманкулова И.Б. – моего отца , где он предоставил слово для своего дочери  Молдабековой  (Иманкуловой) У.И. – написать о своем нагаши ата Ж.А.Жанибекове
                ***
Светлой памяти нашего деда Жаныбекова Жанузака Альжанулы , павшего жертвой в годы сталинских репрессий посвящаю...

Жаныбеков Жанузак Альжанулы – это наш  дед по материнской линии, наш Жанузак ата. Долгие годы мы, его внуки, мало что знали об этом человеке, о его судьбе.
Мои первые  детские впечатления о деде были связаны с непонятными тогда мне, ребенку, словами: «Враг народа. Арест. Расстрел. Реабилитация»...  И тогда , в далеком и наивном детстве, эти труднопроизносимые и сложные для  восприятия детским разумом, слова подсознательно вызывали во мне  тревожное чувство неприятия, протеста, необъяснимую тоскливую душевную боль . Однако это неосознанное беспокойство быстро забывалось. Ведь я тогда была еще маленькой девочкой, жизнерадостной и беззаботной, любящей своих родителей, братьев и сестер, окруженная  их заботой и лаской.

Но эта  необъяснимая тревога вновь беспокоила мое детское сердце , когда я рассматривала  фотографии в семейном альбоме. Там, среди множества фотоснимков, был портрет мужчины с высоким лбом, умными и проницательными глазами. Это была  фотография нашего Жануза; ата. А еще среди личных документов и бумаг мамы  было старое пожелтевшее фото. Это был  оригинальный фотоснимок начала 20-х годов. На нем был изображен наш дед, сидящий  в старинном изящном кресле, в окружении группы мужчин. Вся их аристократическая внешность, френчи строгого покроя из добротного сукна, прямая осанка, одухотворенные лица с серьезными умными глазами, и особенно их твердый, независимый, волевой взгляд – все это вызывало в нас, детях, невольное восхищение.В такие минуты брат Муратбек, старшеклассник, произносил странное слово «Алаш». И мы с малышом Амантаем, не поняв его, с еще большим интересом всматриваясь в серьезные лица этих людей, невольно замирали. 
Откуда у мамы эта фотография? Почему она хранится отдельно, а не в семейном альбоме? Кто эти люди рядом с нашим дедом? Эти вопросы  мы задавали нашим родителям. Но они, обычно терпеливо и подробно отвечавшие на многочисленные наши детские «Почему?», становились вдруг немногословными и переводили разговор на другую тему...

Как-то раз среди  книг из семейной библиотеки  я обнаружила  старую книгу в коричневом переплете. Это было произведение Сакена Сейфуллина «Тар жол. Тайгак кешу» - «Тяжелый путь. Трудный переход» (Казахское государственное издательство Художественной литературы, Алма – Ата.1960). Перелистывая эту книгу, я заметила, что некоторые строки  подчеркнуты  химическим карандашом. Заинтересовавшись, я стала читать эти строки. В них я увидела фамилию, имя, отчество нашего деда – Жаныбеков Жанузак Альжанулы. Имя его стояло в одном ряду с именами выдающихся личностей, основателей партии «Алаш» Ахметом Байтурсынулы, Алиханом Бокейханулы, Мыржакыпом Дулатулы и другими. А дальше была статья нашего деда, напечатанная в газете «Казак» в 1918 году.  (Копии данной страницы  и статья деда из книги С.Сейфуллина  прилагаются).

Имена этих политических деятелей и писателей были тогда уже на слуху, о их  трагической судьбе издавались книги, транслировались телепередачи. Почему же, будучи в одном ряду с ними, наш дед остался неизвестным нам, его внукам, неизвестным нашему народу? Мама не могла уже ответить на эти вопросы. К сожалению, мы рано потеряли ее. Вот, что рассказал мне о том времени, о судьбе Жаныбекова Жанузака мой отец Иманкулов Исхак Бекбауулы, писатель, драматург, Заслуженный артист Казахской ССР.

В начале далеких 30-х годов он, будучи молодым начинающим артистом Петропавловского театра, приехал на гастроли в небольшой город Степняк. Как-то раз среди зрителей Исхак заметил одну девушку. Она разительно отличалась от своих подруг своей красивой внешностью, модно уложенной прической, изысканным для того времени платьем. Взгляды многих мужчин и женщин были обращены на эту утонченную и хрупкую девушку с таким независимым, прямым и уверенным взглядом. Видно, судьбой было предрешено, и  Исхаку посчастливилось познакомиться с этой девушкой. У красивой девушки было строгое имя Амина. Она была старшей  дочерью Жаныбекова Жанузака – председателя поссовета прииска  «Каззолото» . Амина жила вместе с родителями и двумя младшими сестрами Гульнар и Иленур в большом красивом особняке. Не имея сына, родители Амины приняли в свою семью и воспитывали как родного мальчика  по имени Сабит, ставшего впоследствии известным казахским писателем  Сабитом Мукановым.

В доме Жаныбековых часто собирались  известные люди того времени (Возможно, те люди,  изображенные на старой фотографии 20-х годов, были одними из них). Сидя за большим дубовым столом, покрытым белой накрахмаленной скатертью с вышитыми по углам инициалами хозяйки дома Марьям, они что – то обсуждали, о чем –то тихо спорили. О чем беседовали эти гости? Почему так тихо, приглушенно доносились из  гостиной их голоса? .. Девушка Амина не задавалась этими вопросами. Она была молода, красива, обласкана семьей. Сердобольная  домработница – няня, расчесывая мягкие, шелковистые волосы девушки,  просила  ее быть осторожной в дороге – Амина водила велосипед – в то время очень большую, особенно для казахских девушек, роскошь и редкость. Вечерами, заведя патефон,  Амина  легко и грациозно кружила в вальсе младших сестер, то высокую, крепко сложенную Гульнар, то  хрупкую, тонкую, как тростиночка , Элинор.

Амина была беззаботна и счастлива ( Так искренне просто могут быть  счастливы лишь те избранные единицы людей, которых с самого рождения судьба оберегала от какой бы то ни было печали. И счастье  кажется этим людям обычным , естественным состоянием, необходимым как воздух, как сама жизнь). Да, Амина была счастлива: у нее  была любимая семья, умный и такой сильный, надежный отец, заботливая, ласковая мама, милые сердцу сестрички и первые робкие свидания с высоким интересным юношей, артистом  с редким и возвышенным именем Исхак.

Эту чистую помыслами и сердцем девушку Амину должно было ждать красивое будущее.
Но... все рухнуло в один день, вернее в одну ночь. В темноте  к дому подъехал темный крытый автомобиль «Черный ворон», вошли какие –то люди в военных мундирах с холодным взглядом на безликих, почти  одинаковых лицах, зачитали что –то отцу и увезли его. Увезли   н а в с е г д а.

Независимая, жизнелюбивая девушка Амина, старшая дочь уважаемого в области человека, известного под именем «Оміртай» (так ласково называли его аксакалы и все те, кто знал его), ранее работавшего в редакциях общественно – политических и литературных газет «Казак», «Бостанды; туы», «Кедей», директором Петропавловского кооперативного техникума, заместителем председателя Акмолинского губкома,  партийного и советского работника, которого на персональном самолете доставляли на важнейшие партийно – хозяйственные совещания, дочь этой яркой, незаурядной личности в одночасье была объявлена дочерью врага народа.

Впервые в жизни в открытую  чистую душу шестнадцатилетней  девушки грубо вторглось чуждое ее сильной и независимой натуре тоскливое чувство страха. Страха за арестованного отца, за мать, потерявшую почти все свои гражданские права, за  маленьких сестер, страх за судьбу своего возлюбленного Исхака.

В большом доме Жаныбековых не слышна была больше мелодия вальса, не звенел больше нежный девичий смех трех сестер. Не было дома. Не стало отца...

.. Молодой артист Исхак узнал об аресте отца своей возлюбленной Амины из газет: «Председатель поссовета прииска «Каззолото» Жаныбеков Ж.А.  арестован и обвиняется в том,что состоял членом  контрреволюционной организации, занимался антисоветской пропагандой». В потрясенном разуме Исхака лихорадочно билась мысль «Она – дочь врага народа. Мне опасно теперь с ней встречаться. Могут арестовать...» Но ноги наперекор разуму несли его к дому Амины. У дверей дома стояли  люди службы НКВД...

... Недаром говорят : «Лишь время –истинный лекарь от душевной боли». Молодость, жажда жизни, любовь обручили  сердца Амины и Исхака, не смотря на страшные испытания сталинских лет. Молодой артист Петропавловского театра, не имевший ни собственного угла, ни приличной зарплаты, ни уверенности, что его не арестуют в любой момент за родство с семьей врага народа, Исхак женился на Амине и заботился о ее матери и несовершеннолетних сестрах. Они жили одной дружной, любящей семьей, но такие одинокие, отвергнутые обществом, друзьями и родными.

Но не всеми... Бывало темными поздними ночами в двери маленького домика Исхака и Амины тихо стучались и незаметно для соседей входили верные друзья арестованного Жаныбекова Жанузака. Это были его соратники по партии «Алаш». Говорят, что между ними была взаимная договоренность не оставлять в беде и оказывать необходимую помощь семье арестованного или осужденного члена партии. Среди таких друзей отца Амины, которые, рискуя быть арестованными за связь с семьей Жаныбекова, были видные политические деятели Ташенов Жумабек Ахметулы, Ондасынов Нуртас Дандибайулы, писатели Сабит Муканов, Беимбет Майлин. Они передавали супруге Жанузака Марьям скупые сведения о ходе  судебного процесса над ним. От них они получили страшное  известие о том,что «Постановлением Тройки УНКД по Северо – Казахстанской области от 13 сентября 1937 года Жаныбеков Ж.А. осужден по статьям 58-10,58-11 и приговорен к расстрелу».

Наперекор клейму «Дети врага народа» и связанными с этим фактом многочисленными  препятствиями со стороны органов Советской власти, Амина, никогда не скрывавшая, что она  дочь врага народа, благодаря упорству, цельности своей сильной натуры, природной одаренности получила диплом учителя, работала сельской учительницей, преподавала в  педагогических  институтах г.г. Петропавловска и Гурьева, долгие годы была директором профтехучилища. Эта хрупкая,  утонченная женщина  могла одним своим твердым, волевым взглядом призвать к порядку и дисциплине грубых, хулиганящих учащихся ремесленного училища.

Знания, профессионализм, педагогический такт, редкая в те времена душевность Амины Жанузаковны  рождали  в душах ее учеников уважение и признательность. Одним из таких благодарных учеников был выпусник сельской школы  Ахмадин Алимжан Ахмадиулы, ставший впоследствии генералом;   артист кино и театра, Народный артист Казахской ССР Мухтар Бахтыгереев часто вспоминал, как Амина т;те в те трудные годы сшила ему школьные брюки из своего платья.

Позже Амина Жанузаковна работала   на Госрадио, в архиве,   в тресте «Гурьев-Эмбанефть».  И где бы она ни работала,  была знающим свое дело специалистом,  принципиальным, честным и добросоветным человеком.  Однако всякий раз, узнав о том, что она дочь врага народа, ее  торопливо  увольняли..  Но благодаря негласной  помощи друзей ее отца она вновь устраивалась и работала, работала...  Ведь у нее была большая семья,  пятеро детей, муж, которого тоже подвергали гонениям. Уже будучи  пожилой женщиной, она освоила профессию художника-гримера и вместе с мужем  успешно работала  в театре.  Это была сильная женщина, сохранившая наперекор всем жизненным невзгодам главное –  веру в  торжество справедливости,  несломленное достоинство человека.

Наша мама всегда бепокоилась о судьбе своих младших сестер, часто навещала их, поддерживала в тяжелые времена. Активная, энергичная сестра Гульнар вступила в ряды Коммунической партии, вышла замуж за юношу по имени Найман. Они воспитали шестерых детей  и всегда гордились тем, что смогли всем им дать высшее образование, всех удачно женили и выдали замуж. Гульнар Жанузаковна ушла из жизни в преклонном  возрасте  в  окружении своих детей и  многочисленных внуков . 

Тонкая и стройная Элинур была танцовщицей Кокчетавской филармонии. Впоследствии она вышла замуж  за жигита – богатыря Салима и стала  Матерью – героиней, воспитавшей девятерых сыновей и дочерей.

Жизнь продолжалась; появились новые друзья, полюбившие и уважавшие гостеприимный дом Исхака и Амины за добросердечие и готовность  прийти на помощь, за  то необъяснимое высокое духовное состояние, которое охватывало приходивших в их дом людей.

Все, казалось, налаживалось. Но... была та пожелтевшая  от времени старая  фотография, все так же хранящаяся не в семейном  альбоме,  а спрятанная среди личных бумаг Амины, моей мамы.  Фотография потом совсем изчезла.  Мы думаем, что мама сожгла ее перед своей смертью. Сожгла, чтобы не навредить нам. Это в 80-х годах! Тот страх за своих близких, вошедший в ее сердце в день ареста отца, заставил ее своими руками сжечь годами  бережно хранимый ее матерью, а потом ею, единственный в нашей  семье фотодокумент – свидетельство причастности нашего деда Жанузака к партии «Алаш» .

В моем доме на почетном месте хранится портрет этого человека. Однажды я узнала, что его  сделал наш отец – прекрасный фотограф - любитель, пересняв снимок Жанузака ата с  миниатюрной фотографии 20-годов минувшего столетия, которую хранила Марьям ;же в своем медальоне. Хранила от чужого любопытного взгляда  в сталинские годы, хранила всю жизнь свою, а перед смертью отдала своему старшему зятю, моему отцу. А он переснял ее и сделал большой современный портрет. Портрет, при взгляде на который, так же как и в далекие детские годы, сердце мое тревожно сжимается. И  кажется, что в родных глазах Жанузак ата кроме воли и достоинства, я стала видеть печаль и укор...

Марьям аже  до конца своей жизни  верила, что ее муж вернется, что он  жив, верила  всему  тому, что говорили  его товарищи по партии, которых со временем оставалось все меньше и меньше... Жизнь шла своим чередом , родились внуки и правнуки, и Марьям ;же жила уже их заботами. Но всегда ждала и молилась за своего супруга.  Старшая моя сестра Зауреш рассказывала, что в середине 60-х годов Марьям ;же приезжала в Алма- Ату. Она привезла с собой рукописи, книги  и документы нашего деда. Добившись встречи с писателем Сабитом Мукановым, которого в трудные 20-е годы воспитывала как сына , надеясь  и доверяя только ему, Марьям ;же отдала этому человеку  все рукописи, книги и документы  мужа. А они пропали... Их нам не вернули.  Ответов не дали...

Наша  племянница Алия Баймуканова давала запрос о судьбе своего прадеда в Департамент Комитета  национальной безопасности по Акмолинской области ( копия ответа прилагается), а ранее сестра  Жуманова Баглан Наймановна  выясняла место его захоронения,  за что мы им очень благодарны.

Когда я рассказываю о жизни Жаныбекова Жанузака Альжанулы своим сыновьям Алишеру и Искандеру, то чувствую, как их чуткие юношеские сердца наполняет высокое благородное чувство  Сострадания к трагической судьбе их прадеда Жанузака ата.

На вопрос  моего мужа Марата о месте захоронения нашего деда я не знаю ответа. Но найти это место нам надо. Найти, чтобы обнять землю, давшую ему вечный покой, чтобы оплакать его загубленную жизнь, его несостоявшееся будущее, попросить Прощение за всех тех, кто был повинен в его смерти, чтобы напомнить,что имя его Жанузак  – Вечная Бессмертная душа. Бессмертная потому, что живут на этой земле его внуки и правнуки – такие разные, но с одним общим для всех его потомков качеством характера, унаследованным ими от него, –любви к Родине, к родной земле.

Молдабекова У.И. – завуч  Эколого –гуманитарной частной  школы «Марьям» г.Алматы.
2006 г.