Умберто Эко. Остров накануне

Беспощадный Критик
Умберто Эко – великий экспериментатор. Каждый его роман – это сложный эвристический эксперимент, в котором он сталкивает глобальные культурные концепты для вскрытия глубоко запрятанного под слоем привычного и тривиального. В "Имени Розы" его интересовал пилатовский вопрос "что есть истина?" и как она открывается людям или ускользает от них, какова ей цена и выше ли эта цена человеческой жизни. В "Маятнике Фуко" он исследовал как рождаются мифы и как они в конце концов становятся реальностью.

В своем третьем романе Эко, кажется, обратился либо к слишком уж обще-человеческим проблемам (что есть жизнь и смерть? что такое любовь? как вымысел и воображение влияют на нашу жизнь?), либо к слишком уж узким, или даже узкоспециальным, экспериментам. Поскольку Эко не только философ-семиотик, но и литератор и литературовед, его всегда увлекают лабораторные опыты над серыми мышами культурных штампов. В "Имени Розы" таким штампом был образ частного детектива, Шерлока Холмса, которого Эко вырвал из викторианской Англии и поместил в средневековую Италию. В "Маятнике Фуко" лабораторной мышью оказался миф о Тамплиерах, который, правда, рассматривался не изнутри, а снаружи – без интерполяций и проигрываний на моделях, как в предыдущем романе.

В "Острове накануне" Эко с едва ли не юношеским энтузиазмом решил освежить сразу несколько архитипических сюжетов и мотивов.

Основную канву романа направляют два весьма распространенных в литературе сюжета: поиски сокровища и взросление героя. Первый из них более всего опирается на классический "Остров сокровищ" Стивенсона, а вот второй скорее ближе к "Волшебной горе" Манна, поскольку большую часть времени главный герой проводит за постижением разных, порой взаимоисключающих, мировоззренческих концепций, преподносимых весьма специфическими учителями.

Самым, на мой взгляд, интересным оказался эксперимент с мотивом "необитаемого острова", который Эко развернул под неожиданным углом: остров в романе настолько необитаемый, что даже главный герой оказался не на нем, а рядом, и достижение острова превратилось в гораздо более важную задачу, чем привычное нам по классическим образцам желание этот остров покинуть. Здесь возникают уже ассоциации с кафкианским Замком, попасть в который становится мистической сверхзадачей героя.

Еще один мотив, придающий соль сюжету, - это мотив двойника, который Эко использует для моделирования уже известной нам ситуации: как вымысел влияет на реальность, а затем и вовсе вытесняет ее.   

В целом, роман на мой вкус, безусловно умбертоэковский, но немного не дотягивает до предыдущих. Возможно, за счет того, что Эко как-то слишком сосредоточился на стилистических, а точнее, лексико-языковых играх, пытаясь во второй раз создать текст "как бы из той эпохи", но при этом в качестве сужетообразующей идеи выбрал не привычный мистический антураж, а чисто научную проблему.

Б.К.