Новогодняя ёлка

Виктор Дущенко
В Новый год мы вместе с внуком наряжаем ёлку. Елка искусственная. Игрушки стеклянные. Гирлянда из электрических лампочек. И всегда в эти минуты я вспоминаю свое детство. И настоящую елку, которую мы наряжали, когда мне было шесть-семь лет.

Конечно, это была настоящая ель. Не сосна, не пихта, а именно ель. Пахучая, красивая. Руководила этим процессом моя тётя. Я называю просто Нина, потому что она старше меня всего на шесть лет. Я активно помогал ей.

Игрушки. Что это были за игрушки! Ну, во-первых, гирлянда картинок из картона. На них были цветные рисунки из сказок. Величиной они были чуть крупнее игральных карт. Немного припухлые в середине. Рисунки были нанесены на обе стороны. Этих картинок было штук двадцать. Все они в верхней части были последовательно связаны нитью в одну гирлянду. Эта гирлянда окутывала всю ель сверху донизу в два оборота. Было интересно смотреть на зверушек, мчащихся на санках по снежному спуску, на колобок, сбежавший от зайца, на лису, которая пытается уговорить петуха спеть песенку.

Другие игрушки в основном были из плотного, но мягкого блестящего материала. Это были птички, зверушки, рыбки, фрукты. Все в своем естественном цвете. Ну и конечно, уже тогда имелись стеклянные игрушки. На вершине елки сияла большая яркая звезда. В глубине среди веток, замаскированные ватой и каким-то бисером,  висели шоколадные конфеты. Считалось признаком большой сноровки найти такую конфетку, развернуть её и скушать, а обёртку завернуть так, словно она полная.

Под елкой стояли дед мороз и снегурочка. Они состояли из мягкого, но прочного белого материала. Они были очень красивые. У деда мороза за плечами висел красный пакетик, изображающий мешок с подарками. Дед мороз был величиной с полметра. Снегурочка чуть поменьше. Пол вокруг елки устилали ватой (ну, снег же...).
 
Но венчали елку не все эти красивые картинки и игрушки, а горевшие свечи. Были такие специальные подсвечники с зажимами в нижней части, в которые вставлялась свеча. Их зажигали в нужный момент. Несколько таких свечей, штук пять, не больше,  висели на ветвях и блестели огоньками. Их отражения светились на стеклянных игрушках и создавали иллюзию множества огней. Клочки ваты на ветвях изображали снег.

Сейчас, спустя пятьдесят с лишним лет, с умилением вспоминаешь этот запах, эти игрушки, картинки, всю ту атмосферу, что окружала праздничную ель. Всем своим существом я трепетно ощущал приближение большого праздника. И невольно окунаешься в то счастливое детство.

  Конечно, были и неприятности. Однажды сорвалась свечка. Загорелась вата, чуть было не вспыхнула вся елка. Она ведь смолистая. Но все обошлось.

Это было дома. А в школе в четвертом классе мне почему-то учительница предложила на новогодней елке быть дедом морозом. Отказаться было невозможно. Этот праздник проходил в деревенском клубе. Я думал, провалюсь под пол от стыда. Вся деревня будет на меня смотреть! А оказалось, что все лицо деда мороза скрыто под ватным обличием. А естественная краснота на щеках была так к лицу деду морозу!
Но вот прошли три года. Мы ходили в другую школу, в соседнюю деревню. В седьмой класс. Там учились школьники из нескольких деревень. И тут перед Новым годом классный руководитель Иван Петрович говорит:
- Ребята, нашему классу поручено представить на новогоднюю елку деда мороза.  – Конечно, все одноклассники из моей деревни показали на меня пальцем:
- А вон ему и поручите! Он уже был дедом морозом в четвертом классе.  – Я для порядка отказался, но это было бесполезно. Да и сам я понимал, что трудно бывает только в первый раз. Тем более, что меня так загримировали, что редко кто мог узнать. Потом в школьном хоре мне пришлось даже быть солистом. Но я тогда уже привык к участию в самодеятельности.

С тех пор многие праздники оказались совсем даже не праздниками. Первое мая, седьмое ноября и т.д. К новым не привыкнешь, а старые праздники исчезли. Но Новый год остался в памяти. Это для меня самый лучший праздник. Хотя, если разобраться, то и его скоро могут отменить. Допустим, вернут исчисление времени по старому стилю. А то и ещё больше: скажут: «извини, Господин Император всея Руси Петр Первый. Ты был не прав!». И вернемся в Новый год в сентябре.