Малин - 7

Малин -1
                ЭТО  ВПОЛНЕ  ГОРОДСКОЙ  МАЛИНСКИЙ  ДОМ...

                ВОТ  ТАКИХ  ДОМОВ  БЫЛО   НЕМАЛО  И 

                ИХ  МОЖНО  БЫЛО  ВСТРЕТИТЬ  ДАЖЕ  1980  ГОДУ,

                ОСОБЕННО  В  НА  ОКРАИНАХ  ГОРОДА...


                -----------------------


                ДЕНЬГИ,  КАПИТАЛ  И  ЭКСПАНСИЯ.



. Российский капитал в Украине становится все более западным (Галина МОИСЕЕВА)
28 октября 2002, 13:55
 Политика и бизнес Персоны: Ющенко В. А.

В одном иностранном экономическом журнале мне попалась на глаза забавная карикатура: Винни-Пух в русских лаптях ведет Пятачка с надписью "Ukraine" на боку к широко раскрытым дверям мирового рынка. Подразумевалось, что русский медведь чувствует себя на этом рынке, как дома, а поросенка пускают в обитель богатых и сильных только с ним. Смысл же статьи заключался в том, что многие российские компании уже давно стали транснациональными корпорациями с весомой долей западного капитала и, покупая украинские заводы, предоставляют им прежде всего "крышу", без которой в условиях глобализации противостоять давлению конкурентов просто невозможно.

С момента своего рождения независимая Украина ждала богатых и добрых западных инвесторов с мешками денег и цивилизованными методами управления собственностью. Когда в конце 1999 года считавшийся эталоном прозападного политика Виктор Ющенко стал премьер-министром, его имя должно было послужить наживкой для солидного заморского капитала. Дальнейшие события показали, что инвестиционный дождь из дальнего зарубежья так и не хлынул на родные земли, старательно расчищаемые реформаторским правительством от бизнес-насаждений местной элиты. Несмотря на попытки привлечь переборчивых американцев и европейцев к нашей приватизации в течение 16 месяцев существования ющенковского Кабмина, ни на Харцызский трубный, ни на Крымский содовый, ни на ЗАлК они так и не пришли.

Правда, с помощью высокооплачиваемых иностранных советников "западникам" удалось сбыть по цене вдвое ниже ожидаемой несколько облэнерго. Также были проданы: за 26 млн. грн. - 78% акций судостроительного завода "Океан"; за 11 млн. грн. - 45% акций "Волыньцемента" и за 2,7 млн. грн. - 24% акций Малинской бумажной фабрики, купленные соответственно голландцами, немцами и швейцарцами. Да еще 80% акций пивзавода "Рогань" за 30 млн. грн. приобрела бельгийская Interbrew. Впрочем, учитывая истинную стоимость предприятия, это почти подарок. Что касается разрекламированной прозрачности продажи облэнерго, то скандал вокруг Сумыоблэнерго выявил любопытный факт: акции, купленные Vychodoslovenske Energeticne Zavody S.P., возможно, уже негласно перепроданы другим структурам. Во всяком случае, когда в конце мая этого года 49-процентный пакет акций этой компании приобрел немецкий концерн RWE, акции украинских облэнерго среди имущества словаков не просматривались.

В общем, политико-экономический проект под кодовым названием "заграница нас раскупит" продемонстрировал свою утопичность. Причем наиболее очевидным это стало в период, когда страной руководило прозападное правительство реформаторов. Но еще забавнее то, что именно при Ющенко в офф-шорные вотчины украинских олигархов пришли российские мегакомпании. Пока премьер и его команда обхаживали западных инвесторов и старательно выполняли капризы МВФ, Украина незаметно стала ареной экономической борьбы одних российских компаний с другими.

Конкуренция - отличная штука, ибо если она не может повлиять на качество, то влияет на цены. Неудивительно, что самая крупная в истории украинской приватизации сумма 547 млн. грн. за 30% акций НГЗ была заплачена российской компанией "Сибирский алюминий" именно в разгар острой борьбы с британско-офф-шорным (но имеющим русские-советские корни) TWG. Пока Сибал, ставший впоследствии Русалом, сражался с TWG, другой российский концерн - АвтоВАЗ - боролся с ним самим за акции Запорожского алюминиевого комбината. А дочерняя компания Газпрома Субур проиграла битву за калушскую Ориану нефтяному гиганту Лукойлу. А ведь были еще и столкновения российских интересов на Дрогобычском НПЗ (Альфа-нефть с Казахойлом против группы Альянс) и Кременчугском НПЗ (казанская Татнефть против московско-минской Славнефти).

В отличие от западных компаний, не имеющих четкой системы приобретения нашего секонд-хэнда, россияне знают чего хотят. На сегодняшний день российский капитал отдает приоритет нефтеперерабатывающим заводам, курортам и связи. Из шести украинских НПЗ три - Лисичанский, Херсонский и Одесский - находятся под контролем российских структур. Одесский НПЗ полностью выкуплен Лукойлом, на ЛиНОСе обосновалась Тюменская нефтяная компания (ТНК), а на Херсонском НПЗ до недавнего времени хозяйничали казахи в содружестве с Альянс-групп. После решения компании "КазМунайГаз", возникшей в результате слияния Казахойла и Казтрансойла, выйти из украинского проекта, Альянс, который владеет 27,64% акций НПЗ и управляет еще 60% акций, купленных казахами, останется единственным хозяином на предприятии.

Три других наших НПЗ тоже остаются в поле зрения россиян. Почти 36% акций Укртатнефти принадлежат правительству республики Татарстан и АО "Татнефть". Причем татарские нефтяники увеличивают свою долю в НПЗ путем скупки акций, принадлежащих офф-шорным компаниям. И, наконец, "двоюродная сестра" ТНК, дочерняя компания группы "Альфа" - Альфа-нефть - собирается активно присутствовать на двух оставшихся НПЗ: "Галичина" и "Нефтехимик Прикарпатья".

Традиционный отдых в Крыму по-прежнему остается в плоскости российских интересов. Сейчас на Крымском полуострове реализуется несколько суперпроектов. Российский национальный резервный банк (НРБ), известный операциями с валютными резервами, его дочерний банк "НРБ-Украина" и турецкая строительная компания "Эрбек" возводят в Алуште пятизвездочный отельный комплекс "Миндальная роща". Проект стоимостью $50 млн. включает гостиницу на 500 номеров, конференц-зал на 1000 мест, бассейн, аквапарк и прочие прелести жизни.

Чудо-комплекс, пожалуй, станет таким же недоступным местом элитарного отдыха, как ялтинская гостиница "Ореанда", в которую один российский магнат (чья тень стоит и за превращенной в роскошный "Премьер-Палац" столичной "Украиной") вложил по разным подсчетам до $40 млн. И теперь номер в "Ореанде" стоит около $1000 в сутки. Кроме того, на ЮБК та же группа, ассоциирующаяся с престижными комплексами "Radisson-Славянская" в Москве и "Radisson-Лазурная" в Сочи, планирует расширить свою сеть под известным брэндом и вложить в крымский проект до $70 млн. Неплохо обосновался в Партените и Лукойл, создавший на базе санатория "Крым" у подножия Аю-Дага фешенебельный оздоровительный комплекс. А такие мощные структуры, как ТНК и Внешэкономбанк, буквально занимают очередь на приватизацию местных пляжей. В общем, российский капитал уверенно лидирует в рейтинге крымских инвесторов.

И, наконец, связь. Россияне давно владеют компанией мобильной связи "Golden Telecom". А в первых числах октября российская компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) купила чуть ли не контрольный пакет UМС. А немного ранее норвежская Telenor (кстати, учредитель основного конкурента МТС - Вымпелкома) увеличила свою долю собственности в другой украинской компании сотовой связи - Киевстар. Судя по всему, этим приобретения россиян на отечественном рынке телекоммуникаций не ограничатся. Потенциальным покупателем 25-процентного пакета акций Укртелекома вполне может стать Альфа-групп. Кстати подразделение компании ООО "Альфа телеком" выкупило 50,1% акций фирмы Сторм - учредителя ЗАО "Киевстар".

Однако говорить именно о русской экспансии, на мой взгляд, вряд ли уместно. Как уже было сказано, российский бизнес укрупняется, глобализируется, смешивается с западным. Так, 40% акций Лукойла находятся в собственности американцев, в первую очередь - корпорации ARCO. А сам Лукойл в 2000 году приобрел американскую компанию Getty Petroleum Marketing Inc., владеющую 1260 бензоколонками в 13 штатах и начал заправлять машины американцев русским бензином. Альфа-эстейт торгует недвижимостью по всему миру, а купив крупнейшую в мире торговую компанию у опального американского миллиардера Марка Рича, вышеупомянутая российская структура может монополизировать продажи алюминия на планетарных рынках. Впечатляет? К тому же Альфа имеет 25% акций в Вымпелкоме, а среди владельцев МТС фигурирует Deutsche Telecom. В общем, подтверждается простая истина: капитал не имеет национальности.

По сравнению с соседскими бизнес-империями наши предприниматели-производители имеют трогательный вид мышки, попавшей в слоновник: если не антидемпинговыми расследованиями задавят, так более сильные конкуренты "наедут". В этом смысле под защитной "крышей" российского мегабизнеса не так страшно в беспощадном глобализированном мире. Другой важный аспект - решение проблемы сбыта. Известно, что произвести даже самый ходовой товар - треть дела по сравнению с его продажей. И здесь сопричастность к глобальным проектам может нам очень пригодиться. Если, конечно, не забывать о своих интересах и хорошо распознавать чужие.

("Киевский телеграф" 28.10.02)