7. Развитие абстрактного мышления ребенка

Екатерина Истомина 2
 

       АБСТРАКТНОЕ мышление – выделение одних признаков и отвлечение от других, незначительных в данный момент или для данного человека.  Без развития этого вида мышления невозможно  становление успешной личности.  Под успехом здесь понимается  личностное ощущение того, что жизнь свою человеку удается строить по своим целям и своими силами на благо себе и людям.  Не следует путать успех с престижем.  Престиж это социально обусловленное представление о достойной жизни. Он может противоречить духовным потребностям человека. Право выбора – за самим человеком.
       Абстрактное мышление в творчестве предполагает выход за пределы реальных данных,  нахождение новых связей и отношений между объектами, широкую, но целенаправленную мобилизацию знаний и опыта.

                Этапы формирования мышления ребенка:
 
                - наглядно-действенное (до 3 лет),
                - наглядно-образное (до 9 лет), 
                - словесно-логическое (абстрактное) (к 14 годам).

       Развитие  мышления  ребенка начинается с информации, поданной в виде вопроса, задачи.  Родители найдут массу поводов для общения с ребенком в этом плане, если осознают важность абстрактного мышления для судьбы ребенка.

       До девятилетнего возраста дети живут в магическом мире, нельзя торопить их с осознанием реальности, всему свое время.  А этот период необходим для развития воображения, фантазии  –  основы творческой деятельности человека.  Малышу очень интересно «собирать грибы на асфальте», представляя, что он в лесу;  «кормить маму по ее заказу разной пищей из речного песка», -  его идеи будут фонтанировать, если родители поддержат его в игровой деятельности.
 
       Кстати, ребенок до 9 лет еще не готов к свободе выбора и ответственности за выбор.  Если взрослые создают для ребенка такие обстоятельства,  он испытывает психологическое беспокойство и неуверенность.  Потребность в защите – сильнейшая в этом возрасте, поэтому  ребенку нужны сильные родители, которые бы руководили им.

       Для развития мышления полезно не торопиться отвечать самому на некоторые «почему?» ребенка, а спросить «А ты как думаешь?», и направлять его думанье. В результате дети дошкольного возраста рано проявляют интерес к играм, развивающим интеллект, любят разгадывать загадки, отвечать на хитроумные вопросы и сами сочинять их.  Не надо загружать ребенка разной информацией, лучше научить размышлять над тем, что ему доступно в его возрасте. Абстрактное мышление в этом возрасте должно опираться на наглядно-образное, на приобретенный жизненный опыт ребенка. 

Начиная с девятилетнего возраста уже можно прямо спрашивать о его настроениях, желаниях и потребностях, возможностях и последствиях их реализации, -  так приобретается опыт свободы выбора. 
 
       Подростков с 12 - 14 лет, пора спрашивать, что они думают, по поводу какой-либо проблемы и  какие пути ее решения они видят.  В этом возрасте уже  возможно самостоятельно принимать решения.  Надо только отчетливо дать понять  подростку, что совершать ошибки – нормально. Исправляя их, человек мудреет.

       Такова норма психического развития личности.   Но учителям приходится иметь дело с разными отклонениями от нормы в интеллектуальном отношении.    Многие дети «застряли» на уровне наглядно-действенного мышления.    Поэтому в обучении они могут использовать только зубрежку и относительно точное воспроизведение полученной от учителя информации.   В этом немалая вина родителей, не желающих просвещаться в  вопросах развития ребенка.   Мы не можем смиряться с таким положением,  поэтому и выносим свои суждения о ПОЗНАНИИ на суд читателей ПрозаРу.

        Идеал в познании - МУДРОСТЬ. а не ЭРУДИЦИЯ, которая основывается, скорее, на памяти как свойстве природного ума. Мудрость соединяет в себе все духовные качества личности (иногда и при отсутствии официального свидетельства об образовании).