Как нас заражали страхами

Александр Самоваров
Мое поколение война тоже не обошла. Страхи приходили и отравляли наше юное сознание, в том числе,  оттуда, откуда бы вроде и не должны были приходить. Через кино.

Сталинское кино не травмировало психику,  Сталин понимал воздействие виртуального мира на мир  реальный. К тому же вся ответственность за муки людей и страшные потери лежали именно на Сталине. К чему эти воспоминания? Но общество не могло забыть свои страдания. Не могли забыть это и художники. И в послесталинские времена об этом заговорили. Память о чудовищных потерях и мучениях ныла раной, и с конца 50-х годов пошли фильмы, которые были  реквием по погибшим. Это и «Летят журавли» и  «Дом, в котором я живу», и многие другие.

Затем пошли фильмы, которые делали уже режиссеры средней руки, и в этих фильмах о войне русских убивали и пытали. Хотя в конце фильмов русские побеждали, но это  не спасало дело. Какой дурак придумал пускать на экраны такую «правду войны»? 

Вот сейчас сходу я вспомню массу эпизодов, в которых мучили русских: фильм о разведчиках, где мальчика-разведчика немцы распинают на кресте,  прибивают гвоздями его руки, фильм про  белорусского молодого подпольщика. Немцы объявили, что если он не сдастся, то они расстреляют детей, в качестве заложников. Он сдался, сидит, перед гестаповцами. Те готовят орудия пыток. А  парень говорит о предстоящих ему мучениях: «И железо гнется».  Т.е. это гораздо хуже, ч ем любой фильм ужасов, ибо сознание потом само дорисовывает картины мучений и гибели этого парня.

Или староста бьет железной пряжкой ремня парня-партизана, тот сначала терпит, а потом страшно кричит и у него изо рта льется черная кровь. Или фильм «По тонкому льду», там наш  чекист в кандалах, его пытали, пытали, потом он на глазах телезрителей сходит с ума. Или фильм «Сатурн уже не виден», там тоже  натуралистично пытают нашего бойца.

Да практически все кинофильмы о войне были наполнены страданиями  русских. И это страшный провал советских идеологов. Нельзя было идти на поводу у режиссеров, которые хотели сделать «красиво», надо было понимать природу  массового зрелища кино, его воздействия на психику народа. Дурак в этом был товарищ Суслов и все его помощники. К тому же все мучения и страдания русских проходили на фоне таких сытых и красивых немцев в изящной эсесовской форме.

Ну и апофеозом всей это мути были «Семнадцать мгновений весны», в которых даже не рядовые фашисты, а их вожди были показаны так, что дети тут же начали играть в Бормана и Мюллера, приветствуя друг друга фашистским приветствием, некоторые до сих пор играют.

Самое странное, что этого провала до сих пор не понял. Вот сняли сравнительно недавно антифашистскую агитку «Мы из будущего». И что мы там видим? Опять  русские солдаты, попавшие в плен, грязные и в подштанниках стоят перед красивым немцем-фанатиком.

Почти все фильмы о войне советского периода (и почти все нынешние), вне зависимости от задач, которые ставили перед собой авторы, являются лживыми. По той простой причине, что русские в той войне были героями. Сильные, храбрые, непобедимые русские,  равных которым не было в мировой истории. Кинохудожникам просто не хватило таланта и ума создать подлинный образ русского солдата-победителя.

Что-то верное нащупал писатель Богомолов. В его книгах действуют русские супермены, а такими в реальной жизни и были русские офицеры и солдаты.

Помню, в студенческие годы штаб ДНД размещался в бывшем бомбоубежище, мы туда спустились. А там кто-то оклеил стенд фотографиями  времен войны, а среди нас был парень, который отслужил в ВДВ. Он посмотрел, а потом говорит: «Какие мужики!» Я спросил: «Орденов много?». Он ответил: «Причем тут ордена, ты в их глаза посмотри. Вот почему их было не остановить».