Забавные листогрызы

Александр Лофиченко
               
Палочники в домашних условиях.

Палочники появились  у меня самым неожиданным образом.
Во время моего пребывания на одной из передач в Останкинском телецентре, там  мне предложили несколько палочников – из тех, которых привезла с собой одна из участниц передачи.
Это были небольшие насекомые зелёного цвета, длиной около пяти сантиметров и  толщиной как стержень для авторучки, с тонкими четырьмя ножками и длинными двумя усиками (которые используются и в качестве передних ножек).
Как я потом узнал, палочники – листогрызущие (основные кормовые объекты: малина, ежевика, шиповник, боярышник, дуб) членистоногие насекомые, ведущие ночной образ жизни.
Я не стал долго себя упрашивать и в маленькой коробочке принёс  палочников домой, где пересадил их в квадратную полиэтиленовую 4- литровую банку, предварительно срезав её верхнюю часть, после чего накрыл сверху куском марли, чтобы они не убежали и в тоже время не задохнулись.
Мне сказали, чтобы я положил в место их нахождения веточки малины, на которых им будет удобно сидеть, а кормил их преимущественно листьями салата. Салат я купил, а с малиновыми веточками было труднее, в городе растущую малину не найти, и поэтому я положил веточки шиповника, которые, как я обнаружил позже, им пришлись по нраву. Поместил  я их на подоконник среди горшков с цветами.

удрать. Наконец крышка была закрыта, и, попрощавшись, я отчалил домой. Вдобавок мне дали ещё и большой початок китайского салата, хорошо поедаемый палочниками. Приехав домой, я тут же принялся за устройство жилищ для нового пополнения палочников. У меня были две квадратные 4-х литровые банки из-под питьевой воды, обрезав верхние части банок, я положил туда по одному листу салата, и поместил туда этих насекомых, плотно накрыв сверху марлей. Потом, в эти банки я положил несколько веточек шиповника, листики которого они тоже употребляют в пищу, а на самих веточках им потом удобно будет сидеть.    
Своих новосёлов я устроил на подоконнике таким образом, что освещались они уличным светом, а тепло к ним поступало снизу от батареи в зимнее время. Для лучшего комфорта время от времени я слегка брызгал им воду из пульверизатора.

Постепенно жизнь новых моих жильцов вошла в спокойную колею, без конфликтов; в тёмное время, кто знает, как они делили внутреннее пространство.
Но когда я давал им очередной лист салата, к нему не спеша направлялись отдельные особи и, встречаясь друг с другом, угрожающе задирали свои задние части туловищ, ну совсем, как это делают скорпионы, вероятно, эти насекомые имели общих предков.

Также угрожающе они задирали свои хвостики, когда мне приходилось брать их в руки.
В той же комнате у меня росла большая китайская роза, ветки которой были вытянуты в сторону окна, частично нависая над жилищами палочников, а листья касались марлевого покрытия палочников. И вот однажды, снимая с розы высохшие листья, я ненароком веткой сдвинул марлю, не заметив этого.
На следующий день, поливая растения на подоконнике, увидел большого палочника, гордо сидевшего на одном из них. Присмотревшись, обнаружил, что и на ветках розы тоже сидят палочники.
Часть из них я всё же водворил обратно, но остальные разбрелись по разным растениям на подоконнике и по раскидистым ветвям китайской розы – их было трудно сразу увидеть, своей формой и цветом они почти ничем не отличались от зелёных побегов розы.
Отдельные экземпляры палочников обнаруживались по объеденным листочкам растений, которые они успели «приватизировать». Особенно сильно были объедены листья на лимонном деревце одним палочником, который важно по-хозяйски расположился на его стволе. Чтобы он полностью не объел листья с лимона, пришлось нахала временно «эвакуировать» на розу, где листьев было ещё много.
Вероятно, листья розы были не так вкусны для этих прожорливых существ, количество их на розе свелось к минимуму, и через некоторое время я уже с трудом обнаруживал там их присутствие (учитывая природную способность  палочников умело маскироваться под зелёные сучки).

Некоторые палочники уже перестали меня бояться, хотя и усиленно цеплялись своими лапками за растения, когда я их оттуда снимал. Они уже не замирали в испуге, а с достоинством, медленно передвигались по моей руке, ощупывая своими усиками необычную для них территорию.
Самый смелый из них, немного освоившись, не спеша (но осторожно) перелезал с руки на рубашку, а с неё на мою шею и далее по щеке и виску забирался на мою макушку. 

Было забавно видеть (естественно в зеркале), как палочник, уже не боясь новой для него ситуации, водя в воздухе своими усиками, как бы размышлял, что ему дальше делать, и, «подумав» немного, спускался с моей макушки обратно на рубашку.
 В дальнейшем палочник не спеша перелез с рукава рубашки на ладонь,  которую я аккуратно поднёс к листьям розы, и после тщательного обследования их  своими усиками, не торопясь (постепенно по частям), переместил своё тельце на уже знакомое растение. 
И теперь, когда я поливаю розу, то, обнаружив моего старого знакомого на одной из веточек, аккуратно беру его в руки, и он опять привычно повторяет своё путешествие, залезая мне на макушку, забавно шевеля своими усиками.