Портрет

Елена Никуличева
Д.Г.

"Мой друг лучше всех играет блюз"
Машина Времени

Мужчина из 36 квартиры вышел на балкон покурить. Его жизнь нельзя было назвать интересной, поэтому он часто наблюдал с высоты четвертого этажа за тем, что происходило во дворе. Напротив его дома стоял дом сталинской постройки со шпилем на крыше. Мужчина лениво обвел взглядом пустой двор и стал изучать окна соседнего дома. Большинство из них были занавешены, и поэтому не представляли для него интереса. Но вот на втором этаже он что-то заметил: он увидел девушку, стоящую у мольберта. Кажется, она что-то рисовала, но у неё это не совсем получалось. Она то и дело отходила от мольберта, сокрушенно смотрела в окно, вновь возвращалась, опиралась боком на рядом стоящий шкаф и смотрела на рисунок. Мужчине не было видно, над чем же трудилась девушка, но он продолжал своё наблюдение.

А в это время в квартире на втором этаже можно было застать такую картину: девушка нервно ходила по комнате, время от времени останавливаясь перед мольбертом, который стоял ожидании своей судьбы, а собака, лежавшая на полу, с абсолютным равнодушием следила за происходящим.

«А если с забранными волосами? Гитара, пальцы руки зажимают струны…Нет, не то, не то! – девушка отчаянно взглянула на эскиз, без сожаления взяла лист бумаги, скомкала и выбросила. – Давайте по-другому. Волосы распущены, лицо обращено к зрителю. И улыбка, непременно улыбка!» Художница уже было обрадовалась, но спустя минуту и этот лист бумаги улетел в мусорку. На этот раз девушка не попала, и бумажный снежок вместо того, чтобы оказаться в мусорке, ударился об пса. Собака испуганно дернулась и тихонько рыкнула, всё-таки неприятно, когда в тебя летят бумаги. «Прости, Портос, я не хотела, – обратилась девушка к псу. – Да, трудный персонаж мне достался». Художница вздохнула, отложила карандаш и села на диван…



Говоря словами из песни, «жаль, что я совсем не рисую». Что же, может, не стоит расстраиваться? Пускай сегодня ничего не получается, но не сошелся же на этом свет клином, в самом деле! Я когда-нибудь обязательно напишу его портрет, только для этого мне придется многое узнать.

Я никак не могу сосредоточиться на том, что я рисую. Вернее, я никак не могу определиться, что я хочу изобразить. В моей голове уже пролетело море образов: от джентльмена до рок-музыканта, и я ни на чем не могу остановиться. Мне всё время кажется, что тогда его портрет будет неточным, неполным. Про медаль говорят, что  у неё две стороны, а сколько «сторон» у человека? Надо отвлечься, иначе так дальше работа не пойдет.

На самом деле, я не помню, как мы познакомились. Я лишь знала, что его зовут Дима (когда учишься в маленькой школе, то волей не волей запомнишь имена некоторых людей; к тому же Контакт значительно облегчает знакомство). Наверное, моё первое воспоминание связано с тем, что кто-то сказал, что с забранными в хвост волосами он похож на какого-то знаменитого актера. Любопытство взяло верх, я смотрела на него и не очень-то замечала этого сходства, но с хвостиком ему было определенно хорошо. А дальше получилось так, что наше знакомство началось без знакомства. Парадокс, скажете вы, но это на самом деле так. Дело в том, что у нас есть общий друг Миша, и когда мы оказались на его дне рождении, то наш разговор начался сам собою. А потом Дима принес гитару, и песни оказались даже увлекательней разговоров.

Потом жизнь пошла своим чередом. «Жизни мышья беготня, что тревожишь ты меня?». Заботы, дела, дни – вот так люди перестают друг с другом здороваться. Правда, нас это не сильно огорчило, не такими уж близкими друзьями бы были. Затем новый поворот событий, и всё начало меняться. Говорят, что общее горе сближает. Позволю себе дополнить это утверждение: общая радость тоже сближает. Далекая французская сторона освежила нашу память. У нас появилась новая общая подруга – Алис, которая приехала в Россию по обмену. За пределами России нашим средством общения с французами стал очередной сайт. Но, увы, Алис было трудно застать в сети, поэтому ничего не оставалось, кроме как ждать. Что ж, а пока ждёшь, почему бы не провести это время за приятной беседой?

Тот, кто плохо знал и меня, и Диму, наверное, сказал бы, что между нами нет ничего общего, объясняя это вечным спором «физиков» и «лириков». Но, согласитесь, точными и гуманитарными науками мир не ограничивается. Да и Дима не стопроцентный «физик», и я не категоричный «лирик». Поэтому мы и по сей день легко можем найти тему для общения. Правда, так получается, что в основном мы разговариваем в чатах. Я с ужасом понимаю, что если бы в нашей жизни не было Интернета, то мимо скольких людей мы бы прошли! Сколько бы интересных и неординарных личностей не открыли для себя, о скольком не узнали и даже не задумались. В этом плане Интернет даёт нам огромную возможность расширить своё знание: мы перестали смотреть на мир через узкую щелку замочной скважины, мы открыли дверь и начали видеть и замечать гораздо больше.

В каждом городе есть свои легенды, в каждом районе – свои персонажи, в каждой голове есть свои мысли. И знаете, это весьма увлекательно узнавать эти мысли, вникать в них. А если вам к тому  же попалась умная голова, то считайте, что вам крупно повезло. С недалеким собеседником общаться тяжело и скучно, а вот с тем, кто имеет свои мысли, общение происходит намного приятнее. Поэтому разговоры нам только в удовольствие. А ещё я отметила, что некоторые наши с Димой мысли сходятся, идут в одном направлении. И даже когда мы не можем их оформить в словесную форму, мы улавливаем идею. Что ж, это хороший знак.
Как и то, что предмет нашего разговора способен к плавным, но очень необычным метаморфозам. Ещё одна вещь, которая нас в некотором роде объединяет: мы оба творческие люди. Я выражаю словами то, что Дима выражает музыкой. Поэтому мы часто разговариваем о творчестве, а у искусства, как известно, нет границ.

Как-то я спросила Диму: «Если бы ты был музыкой, то какой?». Он задумался и ответил, что он бы  мог быть похожим на рок, но в душе его живет блюз. «В этом мире есть минус, а в тебе есть плюс – ты понимаешь, что такое в голове блюз». Да, в основном, он играет блюз. Обычно про эту музыку говорят, что она заставляет грустить, но, тем не менее, у Димы есть и весёлые записи. Блюз – это состояние души, а она может и смеяться, и страдать. Эта музыка не любит неискренности, если ты открыл своё сердце её ритму, то ты должен быть честен с ней. То, какой ты есть в жизни, то, что ты чувствуешь и думаешь, должно быть в твоих песнях. Иначе это уже не блюз. Конечно, любое музыкальное направление требует от музыканта искренности и открытости, но тут они особенно важны, потому что без них невозможна импровизация. А блюз – это музыка импровизации. Я думаю, что Дима не ошибся в самоопределении. Его игра – это спонтанное, свободное самовыражение. Он импровизирует по жизни, это можно заметить и в его поведении, и в его словах. Да, у него «в голове блюз».

Наверное, одна из самых ярких деталей в его образе, которая мне запомнилась, - это улыбка. Добрая, открытая, искренняя или же шутливая, с долей самоиронии и озорства. Такую улыбку я уже встречала у одного человека. Случайно ли, но он тоже был музыкантом. К сожалению, мне не вспомнить его имени, я знаю только, что он родом из Парагвая. “Los Paraguayans” – так называлась группа, где он играл на неизвестном не инструменте, очень похожим на арфу. Их репертуар составляли испанские песни, некоторые из них знала даже я (“La cockroach” и  “Besame mucho”, например. Кстати, именно этот парагваец рассказал мне, что “la cockroach” – ля кукарача – это жучок, таракан, который шустро бегает и которого надо прихлопнуть. Кто бы мог подумать, что на самом деле песня про таракана!). Познакомились мы на корабле, и однажды вечером я пришла послушать их игру, но почему-то я была я расстроенных чувствах. Я стояла на палубе, облокотившись на бортик, и смотрел вниз, туда, где играли парагвайцы. Мой знакомый подметил моё огорченное состояние и стал мимикой спрашивать меня о том, что случилось. Я мотала головой, мол, всё в порядке. Конечно же, он мне не поверил и решил развеселить меня. И выбрал для этого весьма оригинальный способ: он показал мне язык. Я засмущалась, покраснела, шутливо погрозила парагвайцу, но улыбки сдержать не смогла. Правда, это заметил какой-то немец, и всю оставшуюся поездку он показывал сперва на музыканта, потом на язык, а затем и на меня, лишний раз подтверждая, что этот жест был сделан именно для меня. Мы же с парагвайцем лишь улыбались при виде этого мужчины. Почему-то именно об этом случае я подумала на Последнем звонке, когда мы встретились взглядами и заулыбались. Неужели у меня опять был такой грустный вид?

Кажется, мои размышления натолкнули меня на одну идею. Я бы хотела нарисовать на портрете блюз и его улыбку. Вот только, как мне это сделать?..




А мужчина из 36 квартиры всё стоял на балконе, пока ему окончательно не наскучило смотреть в то окно. Девушка уже не металась по комнате, она долго сидела на диване. Мужчина зевнул и вернулся к себе в квартиру. Он включил радио, послышались звуки гитары. Откуда же ему было знать, что, по иронии судьбы, это играла запись того человека, над чьим портретом трудилась девушка.