О культуре рецензионного письма

Борис Бем
       
      На литературном портале: ПРОЗА.РУ зарегистрировано свыше двухсот тысяч авторов и опубликовано более пяти миллионов произведений разных жанров. И такой живой интерес к русской литературе не может не радовать. Однако, прогуливаясь по просторам «всемирной паутины», приходится,зачастую, наблюдать, что подавляющее число авторов вообще не знакомо с навыками рецензионного и литературного письма,а даже из числа тех, кто считает себя мастером пера не особо утруждает себя чтением творения  своих коллег.  Прочитав первый абзац,  многие устремляют взгляд в середину, и затем в конец повествования. И только, если  разбудится читательский интерес, авторы возвращаются к завязке произведения и иногда прочитывают его до конца...
     Я лично пришел на этот портал шесть лет назад. Что меня поразило сразу. Полное отсутствие культуры рецензионного письма. Сперва я возмущался про себя. Меня коробило от того, что писалось в этих, так называемых отзывах. Да и отзывами эти реплики никак нельзя назвать. Посудите сами. Перечисляю эти краткие отзывы подряд: «Понравилось!», «Умеете!»,»Здорово! И так далее и тому подобное!
   Возмущенный таким легкомысленным подходом большинства авторов к оценке тех или иных произведений, я обратился  с просьбой к подобным авторам не оставлять никаких записей под моими работами. Пусть уж лучше отзывов на моем сайте будет меньше, чем будут мелькать эти «глубокомысленные»  короткие рубленые пустые фразы.
      Безусловно, авторы  стопроцентно хотят видеть под своими работами развернутые, если не рецензии и литературно-критические статьи,то хотя бы отзывы, больше  хвалебного свойства. Ну, так устроен русский человек. Похвала для него, что кислородная подушка для тяжелого больного.
     У меня, как у автора, выработалось профессиональное правило. Если чья-то работа меня задела за живое, взволновал сюжет и содержание работы, я обязательно отмечаю коротко, чем именно мне запомнились зарисовка,новелла или рассказ.  Бывает и такое! Если тот или иной автор меня сильно заинтересовал, то я «гуляю» по его странице, внимательно читаю работы, делаю заметки на полях, а потом  предлагаю ему в «личке» разбор «полетов» в режиме дружеского разговора. К сожалению, из-за отсутствия свободного времени я не так часто прибегаю к такому тесному общению. Да и далеко не всякий автор привлекает  к себе внимание новизной,оригинальностью текста, нестандартным мышлением.
     Довольно часто я наблюдаю в отзывах элементарную бестактность, а в некоторых и открытое наглое хамство.
    Мне думается, руководству портала следует задуматься над этим. Может быть, есть смысл организовать  заочную школу рецензионного письма. Пригласить на портал профессионального литературного критика, специалиста-литературоведа.
  Более, чем уверен, что культура подобного письма-предмет озабоченности многих авторов. И даже, если наберется сотня серьезных литераторов, которые хотели бы  грамотно и профессионально оценивать работы своих коллег, мы сможем меньше наблюдать серых, блеклых и пустых записей- откликов читателей. Эта необходимость давно назрела и очень обидно, что никому в голову не пришла мысль ее озвучить. Странно, но мне никак не обяснить это явление иначе. Ведь на портале представлено  достаточно много писателей-професионалов! И если есть, у кого можно сегодня учиться писательскому мастерству,то,наверняка, можно одолеть и эту насущную проблему. Литературный портал должен быть литературным сообществом,а не рыночной толкучкой случайных и порой, невежественных людей,для которых очень важно потусоваться и любыми путями обратить на себя внимание...

   Новая редакция статьи. 30.06. 2015. г.Кельн,Германия.