Салман Рушди. Флорентийская чародейка

Беспощадный Критик
Салман Рушди – автор всемирно известный. Причин для того существует множество, но упомянуть стоит, по меньшей мере, две: во-первых, его роман "Дети полуночи" дважды получил итоговую Букеровскую премию "Букер Букеров" как лучший роман за 25 и за 40 лет существования премии, а во-вторых, за голову Рушди положено вознаграждение почти в три миллиона фунтов стерлингов. Проштрафился он перед мусульманским миром своим романом "Сатанинские стихи", из-за которого погибли люди от взрывов в книжных магазинах, а сам Рушди до сих пор вынужден скрываться, спасая свою жизнь от фанатичных исламистов и просто жадных до денег людей. Несмотря на это, британская королева пожаловала ему рыцарский титул, а каждый новый роман исправно становится бестселлером.

Это было кратко об авторе, теперь кратко о прочитанном. "Флорентийская чародейка", судя по всему, довольно типичный образец прозы Рушди, с вечной для него темой встречи Запада и Востока, с эпическими историями и магическим реализмом. Читается легко, поскольку напрочь отсутствует какая-либо стилизация под вычурный слог повествований эпохи Великих Моголов, а сюжет прост и незатейлив. Интрига, безусловно, есть, но не из тех, что держат мертвой хваткой и не дают оторваться от текста, развязка почти банальна и очень в духе современного кинематографа: вроде неожиданно, хотя все и лежало на поверхности.

Поскольку жанр романа ближе всего к магическому реализму, Рушди сразу попадает в мою личную классификацию современной интеллектуальной прозы с элементами эзотерики или мистики, что дает мне приятный повод остановиться на этой классификации подробнее. Итак, в порядке убывания (интеллекта или вселенской значимости на мой субъективный взгляд):

1. Классика жара.

Понятно, "Мастер и Маргарита", "Сто лет одиночества", "Степной волк", новеллы Борхеса и иже с ними.

Дальше идут более современные авторы и тексты:

2. "На уровне Эко".

Здесь, прежде всего, романы самого Эко ("Маятник Фуко", "Имя Розы"), книги Павича ("Хазарский словарь", "Пейзажи нарисованные чаем") и шедевры Стругацких "Хромая судьба" (в полном варианте) и "Отягощенные злом".

3. "Вроде Переса-Реверты".

Сразу "Клуб Ришелье" и "Кожаный барабан" самого Риверты, "Мемуары придворного карлика, гностика по убеждению" Мэдсена Дэвида, Пелевин "Чапаев и Пустота", "Священная Книга Оборотня" и, видимо, "t" (только начал читать, но на КПК, поэтому пока отложил). Сюда же как раз и попадает Рушди, который гораздо более "вроде Реверты", чем тот же Пелевин.
 
4. "Религиозный экзистенциализм для американцев".

Сами понимаете, напряжение падает, и в этой категории оказываются авторы, наследующие Ричарду Баху с его "Иллюзиями" (про Мессию) и избитой "Чайкой", переписанной на свой лад Пабло Коэльо в его "Алхимике". Здесь же оказывается "русский Коэльо" Анхель де Куатье.

5. "Типа Дэвида Брауна". Без комментариев.

БК.