26. Композиционные типы повествовательных текстов

Летописец Тёмных Переулков
 Впервые их представил В. Одинцов в своей книге «Стилистика текста».
1. Так называемый нулевой образ рассказчика не выражен ни одним из способом, это так называемое авторское повествование. Сейчас оно встречается редко. Но как классический пример — романы Тургенева. Рассказчик не обозначен ни одним из трех рассмотренных выше способов, иначе — образ рассказчика отсутствует. В тексте представлено так называемое «авторское повествование» от 3-го лица, которое называют нередко «объективным» или «объективированным», хотя, как мы уже говорили,  объективность авторского повествования всегда в большей или меньшей степени относительна.
2. рассказчик обозначен формами первого лица, но стилистически не выделяется. То есть, никаких характерологических средств нет, но есть первое лицо — стало быть, рассказчик. Но эти средства не обязательно должны быть. Рассказчик обозначен точкой видения. Рассказчик обозначен с помощью местоимений 1-го лица и форм 1-го лица  глаголов или точки видения, но стилистически, с помощью  характерологических языковых средств, не выделяется. В этом случае образ рассказчика сближается с образом  автора.
3. когда рассказчик обозначен точкой видения, но стилистически не обозначен.
4. рассказчик может быть не обозначен первым лицом, но обозначен характерологическими средствами, он выделяется стилистически. Он может быть явно обозначен, но повествование идет от третьего лица. Пример: Лесков «Левша». В том числе прием народной этимологии: слово, известное народу, происходит от действительно существующих (спинжак — пиджак, гульвар — бульвар и т.д.). Рассказчик не обозначен с помощью местоимений 1-го лица и форм 1-го лица глаголов, но выделяется  стилистически, с помощью просторечно-диалектных или,  наоборот, «книжных» языковых средств. В этом случае в  повествовании рассказчика возможны элементы всеведения.
5. когда рассказчик обозначен всеми средствами: и первым лицом, и точкой видения, и характерологическими средствами. Рассказчик обозначен и с помощью местоимений 1-го лица и форм 1-го лица глаголов, и с помощью  характерологических языковых средств, и с помощью точки видения. Это наиболее рельефный и полный способ выражения  образа рассказчика, который, однако, как мы уже  неоднократно подчеркивали, не исключает образа автора, всегда 
присутствующего в произведении.
Эти типы могут различными способами сочетаться.
Есть такой композиционный тип, который носит название рассказ в рассказе. Там могут быть разные варианты в смысле отношений автора-рассказчика и в смысле объема, кому сколько отдано. Иногда сам рассказ в рассказе может быть главнее рассказа, в который он помещен. В «Герое нашего времени» все еще сложнее: тот, кто ехал на перекладных из Тифлиса, Максим Максимыч (а в нем — рассказ Казбича о коне), потом журнал Печорина, и все это обрамляется повествованием первого рассказчика. К. Паустовский, рассказ «Полотый сахар».