Причины неуспеваемости

Алексей Гадаев
Дети группы риска и психолого-педагогические причины неуспеваемости.
Раньше образование было ситом: теперь оно - лестница. Плохие учителя раньше преподавали свои предметы, обращая мало внимания на особенности учащихся, лишь наблюдая, кто может справится, а кто нет. Последние бросали учиться и учителя радовались, что число их учеников снижалось. Они утверждали, что нет смысла держать в классе учащихся, которые просто не способны освоить программу.  Теперь считается, что хорошо учиться могут все учащиеся, если им   предоставить соответствующую программу,  обучать их подходящими методами и оказывать необходимую помощь.
Этап 1. "Сделайте замеры" - сориентируйте потенциальных учащихся на программы, которые подходят им наилучшим образом в соответствии с краткосрочными и долгосрочными целями учащихся, их уровню достижений , интересам. возможностям и т.п.
Этап 2. "Подгоните по размеру" 
Среди учащихся найдется много таких, которые лучше воспринимают информацию визуально, аудиально или  кинестетически. Подобные адаптации позволяют подвинуть программу ближе к особенностям учащихся.
 

Н.П.Локалова дает определения:
  Астеническое состояние - нервно-психическая слабость, проявляющая в повышенной  утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна.
Дисциплина - общественные отношения, регулирующие формы поведения в обществе; средство общественного контроля над повседневным поведением людей.
Лень - немотивированное уклонение ребенка от порученных дел, пассивное отношение к учению.
Недисциплинированность - свойство личности, характеризующееся  нежеланием выполнять социальные нормы поведения, являющиеся  иногда проявлением негативизма, но чаще недостатком воспитания как отсутствием волевых навыков.
Педагогическая запущенность - отклонение от нормы в поведении и учебной деятельности учащегося, обусловленное недостатками воспитания и обучения.
Приемы учебной деятельности - способы выполнения учебной работы, которые могут быть объективно выражены в виде перечня действий, входящих в состав приема.
Несформированность приемов учебной деятельности затрудняют учебную деятельность и являются базовыми элементами нарушений в интеллекте учащегося.
Недостатки:
1. заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение упражнения без усвоения правила (Л.С. Славина);
2. выучивания основных частей текста, ориентируясь на внешнюю структуру текста (абзацы), а не на основе смысловых связей (Е.Д.Божович).
3. использование неправильных приемов заучивания.
Неправильные приемы учебной деятельности легко изменить, так как правильным приемам ученика никто не учил. Учителя полагают, что не требуется специальной работы по разъяснению учебного материала, а отметка для учителя и есть оценка знаний ученика.
Л.С. Славина предлагает считать недисциплинированными учеников которые систематически нарушают правила образовательного процесса и  для всех тех учащихся, которые проявляют грубость, мешают занятиям в классе, тех кто проявляет драчливость, делинквентность или ведёт себя в соответствии с этими правилами, но выполняет их по принуждению, из страха, из-за честолюбия, то есть не добровольно.
Причиной нарушений на уроке могут быть повышенная утомляемость. Это может вызвать потребность ученика в кратковременном отдыхе (даже на уроке).   При всём этом  - это может привести к "смысловому барьеру".
" Смысловой барьер"- явление, когда предъявляемое учащемуся требование имеет разный смысл для него и для предъявляющего требование учителя, воспитателя, родителя
Причиной нарушений школьных правил поведения может выступать педагогическая запущенность ученика и  незрелость его эмоциональной сферы приводит к недостаткам в развитии произвольных процессов.
Произвольность - сознательная регуляция субъектом психических  актов на основе имеющейся у него потребности в достижении цели как образца предвосхищаемого результата.
Аффект  и неприятные эмоциональные переживания, по большей части имеющие место у недисциплинированных школьников.
Аффект неадекватности - устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя виновником.
Переживание - эмоционально окрашенное состояние, представленное в сознании учащегося  и выступающее как событие его собственной жизни.
Влияние аффекта не всегда удается обнаружить и ученик не всегда может увязать аффект со своим поведением и увидеть его - причину своего проступка. Например, привычка заниматься посторонними делами (как пример: мобильный телефон,разговоры на уроке, записки) переходит в аффект неадекватности и не участие в общей работе класса.
Локалова считает что:
1. необходимо устранить у школьников аффекты
2.искоренить неорганизованное, недисциплинированное поведение и помочь выработать у них соответствующие формы  и мотивировать на осознание и контроль своего поведения.
3. принять меры по повышению успеваемости.

 
Произвольно-регуляторная сфера при отставании в учении.
Подмена задачи учителя своей, по своему сформулированной и понятной, а то и вовсе другой задачей у ученика в моей практике учителя часто встречалась. Саморегуляция учеником своего состояния влияет на особенности поведения ребенка.
Н.П. Локалова предлагает рассмотреть несколько звеньев в процессе саморегуляции:
1. принятие цели (учебной задачи).
2. выделение и осознание условий, необходимых для достижения  данной цели;
3. непосредственное выполнение задания;
4. соотнесение полученного результата с заданным;
5. Исправление ошибок и внесение изменений в систему саморегулирования.
 
Стратегии работы с тревожными детьми.
Ряд особенностей тревожных детей: специфика мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и прочее такие как:
"правополушарные" дети, "тревожные" и "неуверенные" дети, дети, "испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации", "перфекционисты" и "отличники", "астенические " дети, "гипертимные" дети, "застревающие" дети.
"Правополушарные" дети
Краткая психологическая характеристика.
* Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария.
* У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, метафор,аналогий.
* Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно составлять конспекты, планы.
* Таким детям трудно выделять главное. но они хорошо обобщают.
* При устном опросе, если они не знают ответа,то могут его придумать или рассказать то, что  знают из других областей. Ответы часто хаотичны.
* Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях.
* Они задают оригинальные вопросы, их ответы тоже часто оригинальны.
Стратегии поддержки.
* Учить выделять главное. Убедить ребенка в эффективности этой непривычной для его стратегии. Субъективное удобство - не показатель эффективности. Критерий - то, что спрашивается в тесте. нужно ориентировать таких детей на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?
* Учить вчитываться в текст, особенно в учебном  задании отвечать на вопрос: "Про что именно тебя спрашивают?".
* Перед тем как заполнить бланк, попросить записывать первые пять мыслей, пришедших в голову после прочтения вопроса из задания. Затем проранжировать эти записи в порядке значимости. И только потом записывать ответ.
* При подготовке задействовать образы, метафоры, картинки.
А.Л. Сиротюк считает, что общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления  в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка.
"Тревожные" и "неуверенные" дети.
Краткая психологическая характеристика.
* Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде ( контрольная работа, диктанты и др.).
*Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы.
*  При устном счёте они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Обычно они задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя правильно ли они его поняли.
* Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя посмотреть, правильно ли они сделали.
*Они часто грызут, теребят пальцы или волосы.
Основные трудности.
Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной  экзамена или контрольной работы для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Стратегии поддержки.
* Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого - поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: "Я уверен, что ты справишься", "Ты так хорошо справишься с контрольной по физике".
* Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена и значительности его результатов.
* Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки на самом экзамене. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и др.  Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: " Я здесь, я с тобой , ты не один".
* Если ребенок обращается за помощью; "Посмотрите, я правильно делаю?" - лучше всего, е вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверен, что ты всё делаешь правильно и у тебя всё получится".
 Дети, " испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации"
Н.П. Локалова дает следующее определение: "Учебная деятельность  - это произвольный,преднамеренный и целенаправленный процесс, имеющий четко определенный результат; усвоение учащимися конкретного знания.Достижение этого результата является показателем успешности учебной деятельности.В силу произвольности при выполнении учеником любого учебного задания включаются его процессы саморегуляции и самоконтроля..."( с.222).
Жмуров В.А. считает, что произвольность - это характеристика того, что является внутренне мотивированным, свободно выбранным, волевым [c.480].
Произвольность - сознательная регуляция субъектом психических актов на основе имеющейся у него потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого результата (с. 220).
Краткая психологическая характеристика детей с недостатком произвольности и самоорганизации.
* Обычно этих детей характеризуют как "невнимательных", "рассеянных".
* У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности низкий.
* У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности.
* Дети при общем высоком уровне познавательного развития могут нерационально использовать отведенное время.
Стратегии поддержки.
* На этапе подготовке очень важно научить детей использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры. Такими опорами могут стать песочные часы, таймер в мобильном телефоне, отмеряющие время, нужное для выполнения задания;
составление списка необходимых дел ( и их вычеркивание по мере выполнения);
линейка, указывающая на нужную строчку, и пр.
* во время контрольной работы или экзамена таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: "Как ты?", "Ты сейчас что делаешь?". Возможно также использование внешних опор (план деятельности и пункты этапов, шагов к намеренной цели выполнения задания которое он сейчас выполняет. Важно чтобы он научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на контрольной работе или на экзамене у учащегося отнимет слишком много сил и времени.
* Необходимо привлекать родителей для помощи детям в домашних условиях организовывать деятельность и структурировать время.
[Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ составители М.А. Павлова, О.С. Гришанова. Волгоград: Учитель, 2011].

"Перфекционисты"  и  " отличники"
В   психологии перфекционизм — убеждение  что наилучшего результата можно (и нужно) достичь. В     патологической  форме — убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем. Может быть как «нормальной» характеристикой личности, так и невротическим  отклонением.
 Можно выделить следующие аспекты перфекционизма:
• адресованный к себе перфекционизм: постоянное самоцензурирование и стремление к совершенству;
• адресованный к другим людям перфекционизм: завышенные требования к окружающим;
• адресованный к миру в целом перфекционизм: убеждённость в том, что всё в мире должно быть правильно;      
• социально предписываемый перфекционизм: потребность соответствовать стандартам и ожиданиям других людей.
Перфекционизм может проявляться в
• стремлении довести любое действие до идеала
• скрупулёзности, повышенном внимании к мелочам
• гонке за наилучшим результатом
Перфекционизм включает в себя:
• чрезмерно высокие стандарты (приводит к сильному снижению удовлетворения результатами своей деятельности)
• концентрацию на ошибках,
• сомнения в качестве выполнения деятельности,
• восприимчивость к завышенным ожиданиям,
• восприимчивость к критике
• дисбаланс в оценке себя и других
Страдающие данным   расстройством рассматривают собственную ценность в терминах достижений и продуктивности, их слоганом можно назвать «всё или ничего».




Психологическая характеристика.
* Перфекционисты очень чувствительны у похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Всё, что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом (естественно, высоко) оценено.
* Для таких детей характерен высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.
* Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими
) На контрольной работе или экзамене возможный камень преткновения для них - необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.
Стратегии поддержки.

* Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между "достаточным" и "превосходным". Им необходимо понять, что для получения хорошей оценки нет необходимости выполнять все задания.
[Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ составители М.А. Павлова, О.С. Гришанова. Волгоград: Учитель, 2011].
* Во время контрольной перфекционисту нужно помочь распределить время. В ходе контрольной или экзамена можно время от времени интересоваться: "Сколько тебе ещё осталось?" - и помогать ему скорректировать собственные ожидания: " Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию".

 "Астеничные" дети.
Астения  (греч. - astheneia - бессилие, слабость) состояние психического и физического истощения, возникающее вследствие заболевания или хронического нервно-психического перенапряжения. в отличие от обычного утомления чувство бессилия не проходит после отдыха, включает в себя, кроме того, некоторые симптомы, не наблюдающиеся в норме (В.А.Жмуров  с. 46)
Психологическая характеристика.

* Во время уроков они нередко ложатся на парту, подпирают голову рукой  или начинают раскачиваться, тем самым пытаются себя тонизировать.
* Во время уроков они нередко ложатся на парту, подпирают голову рукой  или начинают раскачиваться, тем самым пытаются себя тонизировать.
* Как правило, утомляемость связана связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности её коррекции крайне ограничены.
Стратегии поддержки.
* При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать.
* Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки; чтобы ребенок не переутомлялся.ему необходимо делать перерывы в работе, гулять,достаточно спать.
[Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ составители М.А. Павлова, О.С. Гришанова. Волгоград: Учитель, 2011].
 Гипертимные дети
Гипертимный (сверхактивный) тип акцентуации выражается в постоянном повышенном настроении и жизненном тонусе, неудержимой активности и жажде общения, в тенденции разбрасываться и не доводить начатое до конца. Люди с гипертимной акцентуацией характера не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, одиночества и ограниченности контактов, безделья. Тем не менее, их отличает энергичность, активная жизненная позиция, коммуникабельность, а хорошее настроение мало зависит от обстановки. Люди с гипертимной акцентуацией легко меняют свои увлечения, любят риск.
Психологическая характеристика.
* Дети быстрые,энергичные,активные, не склонны к педантизму.
* У таких детей высокий тип деятельности,они могут сделать множество дел за короткое время,они импульсивны и порой не сдержаны.
* Быстро выполняя задание,дети зачастую делают это небрежно,не проверяя себя и не видят собственных ошибок.
* Они испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости.
* Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость достижений, сниженная учебная мотивация.Они не расстраиваются из-за плохих оценок.
Стратегии поддержки
* Основной принцип - "Сделал - проверь".Учителю важно научить ребенка проверять свою работу (при необходимости используя прием дистанцирования: "Представь, что проверяешь не свою работу а Коли).
* Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа "Не торопись". Ребенок всё равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно.
* Необходимо создать у таких детей ощущение важности  ситуации контрольной работы или экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьёзностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты.
* Во время контрольной работы или экзамена гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: "Ты проверяешь то, что ты делаешь?" Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была у них
минимальная. [Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ составители М.А. Павлова, О.С. Гришанова. Волгоград: Учитель, 2011]. 
Психологическая характеристика "застревающих" детей.
* Таких детей характеризует низкая подвижность,низкая лабильность психических функций. Лабильность волевого усилия- неустойчивость внимания, мышления и активности [В.А.Жмуров.c.263]. Они с трудом переключаются с одного задания на другое.
* Они долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания.Если таких детей начинать торопить, темп деятельности снижается ещё больше.
* Они основательны и зачастую медлительны. Они практически никогда не укладываются в отведенное время.
Стратегии поддержки.
* Навык  переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определить время, необходимое для каждого задания.
* На контрольной или экзамене задача взрослого - по мере возможности мягко и не навязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым : "Ты уже можешь переходить к следующему заданию".
* Ни в коем случае нельзя торопить, от этого темп деятельности только снижается.
[Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ составители М.А. Павлова, О.С. Гришанова. Волгоград: Учитель, 2011].
Произвольность и настойчивость необходимые черты характера современного человека. На основе потребности человека в достижении цели и получения ожидаемых результатов  в процессе напряженной и длительной деятельности возникает волевое свойство личности, самоконтроль,саморегуляция,самостоятельность, самоисполняющееся пророчество и самоуправление.
Н,П.Локалова считает, что "Произвольность - сознательная регуляция субъектом психических актов на основе имеющейся у него потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого результата"(с.221).
В.А.Жмуров дает определение настойчивости - как поведенческой тенденции упорно продолжаться или сохраняться. Существуют два отличия настойчивости от упрямства:устойчивого повторения или продолжения однажды начатой деятельности в неадекватном контексте (персеверация -от лат. persevezo - упорно держаться,продолжаться) причем при отсутствии негативных значений. обычно настойчивость предполагает заслуживающую восхищения борьбу с противодействием. Во-вторых, настойчивость относится к поведению и является характеристикой волевых качеств. Упорство относится к реакции на стимул, которое повторяется и некоторое время сохраняется при предъявлении иных стимулов. Настойчивость не следует смешивать с упрямством, основанным на неспособности признавать свою неправоту[с.358].
В большом психологическом словаре под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко дается определение настойчивости (англ. insistence) -  как волевое качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. В отличии настойчивости от упрямства единственным мотивом поведения является самоутверждение, стремление настоять на своём.
Воспитание настойчивости необходимо начинать с раннего возраста. Самое главное - приучить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Следует ставить перед ним достаточно трудные,но выполнимые задачи и  неуклонно требовать,чтобы он доводил начатое дело до конца. В школьном возрасте важная роль в развитии настойчивости принадлежит учителю,родителю, коллективу учащихся и самовоспитанию[c.346].
Ненастойчивые дети либо вообще не ставят трудно достижимых или далёких целей с их точки зрения, либо ставят, но не руководствуются ими в своём поведении.
Н.Д. Левитов указывает,что при первых затруднениях детей не надо спешить им на помощь и самим учителям устранять все препятствия  в выполнении задания. Учащиеся при самостоятельном преодолевании посильных трудностей укрепляют свои силы и переживают радость успеха.
Н.Д.Левитов предостерегает учителей от возникновения у детей при выполнения задания -  фрустраций - расстройств планов и крушения надежд. При этом возникает два типа реакций:стенических (от греч. sthenos - сила) и астенических.
К стеническим относятся:
* агрессия против других (драчливость, грубость, задиристость);
* агрессия против себя;
* отвлечение на другую деятельность ( часто саморазрушительную) для "забвения";
* капризное, тривиальное поведение;
* бесплодное повторение блокируемой деятельности (персеверация).
К астеническим реакциям при расстройстве планов, крушении надежд (фрустрация) относятся:
* депрессия ( чувство печали, сознание нерешительности, слабости,безвыходности, отчаяния;
* апатия;
* скованность,порой тупость.
Наилучшим средством психологической защиты школьников от фрустрации является воспитание толерантности (от лат. toleranti - терпения) как черты характера. Толерантность придает настойчивости стабильность в поведении при преодолении трудностей[Т.А. Шишковец. Осложненное поведение подростков. М.: 5 за знания, 2006].