Лариса Калюжная Деревенская мозаика

Александр Раков
ДЕРЕВЕНСКАЯ МОЗАИКА
ЛАРИСА КАЛЮЖНАЯ, СПб

ЙОГУРТ
Как-то раз в разговоре с учительницей многодетная мама пожаловалась на трудную жизнь и особенно огорчалась тем, что она не может купить своим детям даже йогуртов. Посетовав вместе с мамой на действительно трудную жизнь, учительница спросила:
- А вы корову держите?
- Конечно, держим, как же в деревне без коровы? – удивилась та.
- А варенье варите?
- Ну а как же, у меня дома много всякого варенья наварено, - и она с удовольствием начала перечислять, загибая пальцы: есть и яблочное, и малиновое, и черничное, и земляничное…
- А простоквашу вы делаете?
- Делаем.
- Так вы возьмите простоквашу, положите в нее ягоды из варенья или кусочки яблок, вот и будет у вас йогурт, - посоветовала учительница.
Через некоторое время они снова встретились, и многодетная мама радостно сообщила:
- Мои дети теперь каждый день едят йогурты!

ГОЛЛАНДСКАЯ КАРТОШКА

В деревенский магазин завезли голландскую картошку. Местные жители, кто посмеивается, кто зло ругает все и вся:
- Поля вокруг зарастают травой, кустарником, работы нет, а голландцы выращивают для нас картошку  у себя на камнях!
Картошку раскупают дачники…

ВАСИЛЬКИ ВО РЖИ

Для учащихся сельской школы проходил праздник хлеба под названием «Хлеб – всему голова». Я зашла в зал в тот момент, когда учительница литературы рассказывала о своем детстве, которое прошло в соседней деревне, о том, как она любила пробежаться ранним утром по пшеничному полю, волнующемуся от дуновения ветерка, собрать букет васильков во ржи. Учительница делилась впечатлениями своего детства потому, что ни один из учеников деревенской школы никогда не видел полей с колосящейся желтой пшеницей, не собирал васильков во ржи…

ПО-ПЬЯНКЕ

Горят в деревнях дома… В прошлом году заживо сгорел «бомж», вернувшийся в родные края из Москвы, где по пьянке потерял квартиру. Он приютился в пустующей избе и жил непонятно на что. Местная администрация с трудом выхлопотала ему прописку и пенсию. Один только раз он и успел ее получить…
За последние три года в соседних деревнях произошло несколько таких случаев. Кто успел выскочить из пожарища, а кто и нет…
И все по-пьянке…

ПАПКА

Папа шестилетней Ксюши пришел домой подвыпивший и с бутылкой пива в руках улегся на кровать за печкой. Ксюшины мама и бабушка стали возмущаться:
- Дрова не колоты, воды нет, огород не вскопан, а он лег за печкой, и лежит!
Ксюша не выдерживает:
- Ну что вы папку ругаете! Он лежит тихонечко за печкой и никому не мешает!

РЫБНАЯ КОММЕРЦИЯ

Почти никакой работы в деревне нет. Местный житель придумал купить лицензию на лов и продажу рыбы, благо озер в округе великое множество. Два раза только и успел поторговать на рынке районного городка, а на третий раз к нему подошли крепкие ребята и сказали, что отныне он будет сдавать рыбу им, и по той цене, которую они назначат. На этом вся его коммерция закончилась…

ДЕРЕВЕНСКАЯ СТРАДА

Деревенская страда нынче – это сбор лисичек, черники, брусники и клюквы. Дары леса сдают  в пункты приема по цене, в несколько раз ниже той, которая обозначена на ценниках питерских и московских рынков. Но сборщики не жалуются: они снимают богатый урожай там, где никто не сажал и не сеял. При известной сноровке за день можно сдать в приемный пункт несколько ведер лисичек. С помощью ручных комбайнов чернику собирают тоже ведрами. Бруснику и клюкву – мешками, без всяких комбайнов. Ягоды охотно покупают также и дачники.


РУССКИЙ ЛЕС

Вот уже много лет мимо нашего дома по направлению к таможне идут и идут нескончаемым потоком громадные лесовозы. За это время можно было бы к ним и привыкнуть. Но нет, слух издалека улавливает характерный рев тяжело груженых лесом машин и всякий раз  этот звук вызывает нестерпимую внутреннюю боль и ощущение бессилия от невозможности что-либо изменить…

ВЗАИМОВЫРУЧКА

По приезде в деревню на лето я договорилась по телефону с местной жительницей, что она продаст мне ведро картошки. Домой я вернулась с ведром картошки, трехлитровой банкой соленых огурцов, большим пуком зеленого и связкой репчатого лука. Несмотря на все уговоры и даже препирательства, ни за картошку, ни за огурцы и лук деньги мне отдать не удалось…

ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК

Священника поселковой церкви впервые пригласили в школу на торжественную линейку по случаю последнего звонка. Прозвучали трогательные речи, напутствия старшеклассникам. В конце праздничного сбора директор по сложившейся традиции произнесла пожелание выпускникам:
- Ни пуха, ни пера!
Те, соответственно, дружно грянули:
- К черту!
Ничего такого не ожидавший батюшка покачнулся, охнул и развел руками…

Я БЫ ВНЕС…

Начавшееся в деревне строительство церкви вызвало много разговоров и пересудов, тем более, что дело приостановилось из-за недостатка средств. Один из приезжающих на летний сезон питерских дачников, потомок местных жителей, завел со мной разговор о стройке:
- Я бы внес тысячи две-три на строительство церкви, да у вас ведь работа встала.
- Для продолжения работы денег пока маловато… Но если все так будут рассуждать, то их и не будет.
- Я бы дал, но вы и место выбрали неправильно: деревья будут вид на храм заслонять. Надо, чтобы его отовсюду было видно.
- Да и сквозь деревья храм будет красиво проступать, если Бог даст его построить, а зимой и вообще они не помешают… А место хорошее: в центре деревни, на холме.
- Нет, надо было церковь ставить на месте старой больницы. Самое место, отовсюду видно.
- Но если храм ставить на месте старой больницы, то он окажется к лесу передом, а к нам… противоположной стороной, ведь по церковным канонам вход должен быть ориентирован на запад.
- Да я бы внес…
Так и не внес…

УЖ КАК БУДЕТ, ТАК И БУДЕТ…

Старушке девяносто лет. Еле двигается, болеет, но еще в разуме. Рассуждает так:
- Не-е, я причащаться не буду. Вдруг, как батюшку увижу, так и помру. Не-е. А «там», - она поднимает глаза к небу, - уж как будет, так и будет.
И, хитренько так, переводит разговор на другую тему.

РАЗОРЕННАЯ ДЕРЕВНЯ

К началу перестройки в совхозе было шесть телятников, пять молочно-товарных ферм (всего 1 200 голов дойного стада), свинокомплекс на 800 голов, два коровника, птичник, машинно-тракторная станция (11 комбайнов, 20 грузовиков, трактора), три сушилки для зерна, в каждой деревне - конюшня… На территории совхоза работал маслосырзавод (он, впрочем, закончил свое существование задолго до перестройки), который перерабатывал 30 тонн (!) молока в сутки. На сегодняшний день ничего этого нет. Справедливости ради можно сказать, что после развала совхоза теплится еще небольшое хозяйство на 15 работников, обслуживающих небольшой свинарник…
До перестройки в деревне были также средняя школа, в которой училось 250-300 детей, детский сад, больница, библиотека, клуб, дом быта, почта, продуктовый и мебельный магазины, столовая, чайная, даже какое-то время действовала пекарня. Это был самый крупный населенный пункт в районе после районного городка и поселка у железнодорожной станции.
Сейчас в деревне нет ни больницы, ни детского сада, ни дома быта… Пока еще работают библиотека, центр досуга, почта, 2 продуктовых магазина и школа. С прошлого года школа уже не средняя, а восьмилетняя. В ней учится 24 человека. В  первый класс в этом году поступил 1 ученик…
Утопает мир во зле.
Нынче - в каждой школе,
В каждом доме и селе –
Куликово поле.
(Прот. Андрей Логвинов)

ПОГИБШИЕ ХРАМЫ

Когда-то в радиусе 15 км от деревни находилось шесть храмов, по крайней мере, пять из них были каменные. Сейчас в радиусе 25 км нет ни одного…
Об одном из погибших храмов, в соседней деревне, удалось найти некоторые сведения. Большая пятикупольная церковь из красного кирпича с колокольней была построена в 1914 году взамен деревянной, которую перевезли в другое место. Церковь была не единственным церковным зданием. Это был целый  церковный городок. Рядом с храмом стоял дом для священника, дом для дьякона и церковно-приходская школа. Все из красного кирпича.
В 1935 году церковь по разнарядке надо было закрыть, поэтому о. Григория, последнего настоятеля храма, ложно обвинили в агитации против советской власти, арестовали и сослали на 10 лет в лагеря, где он и умер.
В том же 1935 году помещение церкви отдали под клуб. Но клуб не может же быть с крестами, поэтому их сбросили с куполов и отвезли на кузницу для перековки. Жена кузнеца и еще несколько женщин, узнав об этом, возмутились и решили не отдавать кресты на поругание. Они тайно, ночью, собрались и стащили волоком на веревках тяжелые двухметровые кресты к торфяникам, и там опустили их в воду…
Еще об одном из этих шести храмов известно, что его разрушили перед войной. Никто из жителей этого села не согласился участвовать в уничтожении храма. Нашелся кто-то из соседней деревни, помогал сбрасывать колокола, разрушать стены… Божие наказание постигло этого человека сразу: парализовало его шестимесячного ребенка, а потом и вся его семья вымерла…

СВЯТОЙ ОСТРОВ

Из поколения в поколение жители деревни передают красивую легенду. На нашем озере есть несколько островов, один из них называется Святой. Как гласит предание, когда-то здесь стояла церковь, а потом ушла под воду. Не одно поколение деревенских мальчишек ныряет в воды озера, чтобы найти подтверждение этой легенде. Правда это, или вымысел, но то, что предание не забылось, говорит о том, что люди уже многие годы вынашивают в своих душах мечту о храме в деревне. Нельзя допустить, чтобы наше Бояриново исчезло с лица земли. А там, где есть храм, всегда будет жизнь.

СЕРДЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ

Жители деревни Бояриново приносят сердечную благодарность всем жертвователям и молитвенникам, откликнувшимся на просьбу о помощи в строительстве храма (заметка «Мои земляки», июнь 2010г.)
  Когда начали приходить почтовые переводы с пожертвованиями, мы восприняли это как чудо. И вот почему: надежды на то, что заметку напечатают, не было. Но с третьего июня 2010 года (на Владимирскую), несколько жителей деревни, от семи до двенадцати человек, начали собираться по четвергам у строящегося храма Владимирской иконы Божией Матери для чтения акафиста. Спустя три недели батюшка сообщил нам о первых денежных переводах и письмах. Это удивило, обрадовало и вдохновило всех нас. Мы восприняли происшедшее как ответ на наши молитвы.
И хотя собранных средств пока недостаточно для закупки леса и продолжения строительства самого храма, в тридцати метрах от него нашлось пустующее помещение, где удалось оборудовать небольшую домовую часовню. Чтобы не тратить средства, предназначенные на строительство церкви, мы старались все сделать своими руками. Жители деревни, из тех, кто не принимал участия в молитвах, неожиданно начали нам помогать. Кто-то взялся за печные работы, кто-то подключил электричество, кто-то врезал замки в двери, привез дров и многое другое. Батюшка на это сказал: самое главное время - это время строительства храма, когда собирается приход.
Теперь в непогоду мы читаем акафист в часовне. Здесь уже пятый месяц проходят занятия взрослой воскресной школы. Благодаря жертвователям собралась небольшая духовная библиотечка.
И еще, очень  важное: этой осенью семеро человек, почти все - впервые в жизни -  подготовились, исповедались и причастились запасными дарами, на что, в виде исключения, дал благословение благочинный нашего округа, чтобы поддержать искорки веры. Не дай, Господи, затухнуть этому огонечку!
Очень надеемся на дальнейшую помощь читателей газеты.
Почтовый перевод можно послать по адресу:182250, Псковская обл., г. Себеж, ул. Замковая, д.2, прот. Петру Нетребе.
Тел. в СПб:524-60-26 (Лариса), тел. в д. Бояриново: 8(81140)48-103 (Вал. Влад.)
Лариса Калюжная, СПб
т. 524-60-26