Антиномии

Нина Изюмова
Г.А. Острогорский, характеризуя византийское мышление, говорит о нем, как о мышлении антиномичном, и  архимандрит К.Керн согласен с ним. Приятно было  ознакомиться с подробными взглядами, потому что  развитие собственного мышления давно связывалось  с преодолением старых и созданием новых пар антиномий.  Так постепенно для меня вырисовывалось мысль, что истинная антиномия – это та, которая непосредственно восходит к понятиям добра и зла. Важно понять, что мышление в рамках натурфилософии, или, более узко, материализма (и его разновидностей - прагматизма и позитивизма) не может быть антиномичным в принципе, так как антиномия, по существу, снимается еще до того, как она возникает. Прежде чем пояснить эту мысль на примере, необходимо сделать несколько предварительных замечаний.
В этом вопросе важно научиться различать две  вещи: антиномии и диалектические пары противоположностей. Особенно отрадно, что благодаря, в частности,  Нильсу Бору, из физики начал выветриваться дух материализма и связанного с ним плоского мышления. Когда Бор говорит, что истинным высказыванием является такое высказывание, противоположное которому тоже истинно, он вырывается за тесные рамки формальной логики и вплотную приближается к пониманию фундаментальных законов мироздания.
Кант дает  пример мышления в терминах антиномий, но без Бога. Говоря о вещи в себе, Кант, стараясь строго следовать формальной логике, говорит, что  Бог должен был бы существовать. Не более того!  Но без Бога, т.е. без выхода за рамки системы (в данном случае, мироздания) эта система, в полном соответствии с теоремой Гёделя, остается непознаваемой. Поэтому, называя Канта агностиком, мы говорим сущую правду. Благодаря Канту, мы можем уяснить гносеологическую ценность положения о том, что Бог трансцендентен миру.
 Гегель ВМЕСТО антиномий вводит  диалектические пары противоположностей. Соответственно, монотеизм сменяется пантеизмом, так как диалектические пары противоположностей разлиты по всему мирозданию и сами себя познают в своем «единстве и борьбе», переплетаясь друг с другом и сплетая мировую сеть, своего рода внекомпьютерный интернет.  Чтобы доказать самодостаточность материи,  вводится закон единства и борьбы противоположностей, так как все феномены заключают в себе собственные противоположности.  В мире материи нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. И если единство противоположностей относительно и временно, то борьба противоположностей абсолютна и вечна.  Этот закон дает попытку продемонстрировать  внутренний источник  всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, понимая движение как самодвижение.  В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления метафизическому, которое видит источник движения вне движущегося объекта, а единство — как существующее наряду с многообразием.
Однако,  если вспомнить универсальность закона возрастания энтропии, то это «самодостаточное»  движение очень скоро прекратится, ввиду невыгодности, с энергетической точки зрения,  любой организации. Изолированная система единственно к чему стремится, так это к тому, чтобы иметь минимальную энергию, а это и есть та самая «безвидность и пустота», которую начинает преобразовывать Бог, согласно Книге Бытия. Таким образом, познание  в терминах диалектики относительно и не может содержать абсолютной истины в принципе, так как отброшена точка отсчета, в ЛИЦЕ    лежащего за пределами системы Бога, с одной стороны, а с другой, не отвечает реальному поведению замкнутой системы,  каковую представляло бы из себя мироздание без Бога. 
Сейчас можно привести пример. В юности казалось (не без внушения извне), что базовая  антиномия  - это материя и дух. По тому, как понимается их взаимоотношение, чему отдается приоритет, мышление будет таким или иным,  грубо говоря, материалистическим или идеалистическим, из которых «оба хуже».  Дух и материя не могут  составлять антиномию  по той простой причине, что, дух, будучи трансцендентен  материи, не соотносим с ней.  На практике,  непонимание такого положения вещей приводит к тому, что мы, например, можем стремиться полностью преодолеть требования материи, впадая в спиритуализм, вместо того, чтобы спокойно отдав кесарю кесарево, выстроить иерархию, где  материя будет служить духу. Иначе говоря, проблема состоит не в том, чтобы найти гармонию тела и духа, а в том, чтобы выстроить правильную иерархию отношений.  Правильная – это та, которая заложена в нас Творцом.  Иначе говоря, та,  в соответствии с которой мы были созданы. Об этом подробно пишет свт.Феофан Затворник, согласно ему тело подчинено душе, а душа – духу.  Чаще, правда, происходит обратное: дух оказывается в полном подчинении материи. Эти одинаково неверные подходы  (спиритуализм и материализм) берут свое начало в неверном мышлении: противопоставляется то, что противопоставляться не может.
Как обращаться с материей, учит Книга Бытия. Материя, предоставленная сама себе, как и подобает замкнутой системе, являет собой конгломерат частиц, без каких-либо зачатков организации («безвидна и пуста», по Библии). Говоря языком физики, ее энтропия максимальна.  Рост энтропии – качество любой замкнутой системы. Господь называется Вседержителем потому, что Он начинает организовывать эту материю, выстраивая космос из хаоса. Это – акт Его свободной воли, т.е. он не обусловлен  никакими причинами. Воля эта действует вопреки законам материи.
То же самое, по существу, делает любой организм, борясь с ростом энтропии. Механизмов этой борьбы много - гомеостаз, метаболизм, словом, множество происходящих в живом организме процессов. Смерть есть возвращение к состоянию хаоса. Борьба со смертью есть борьба с хаосом, и она была бы обречена на провал, если бы не существовало помощи извне, со стороны Господа Вседержителя.
Фото из интернета