Внесистемная оппозиция буффонада или нечто серьезн

Васюков Игорь
С  арестом одного из лидеров общественно-политического движения «Солидарность» и члена Политсовета этой организации Бориса Немцова,  закончился 2010 год  для российской оппозиции,  называющей себя внесистемной.  Как известно, решением суда за мелкое хулиганство Немцов был  приговорен к административному аресту,  и Новый год встретил в камере  спецприемника, расположенного на Симферопольском бульваре. Как он сам пишет в своем  ЖЖ-дневнике «без матраца и при таком освещении, которое не дает возможности даже читать газету».
Можно по разному комментировать это знаковое для оппозиции событие. Сам Немцов  вменяет этот арест себе в заслугу, считая видимо, что «настоящий оппозиционер должен сидеть в тюрьме».  Видя, видимо,  в этом событии логичное продолжение «своего дела» и называя себя «пассионарием»,   он, уже находясь за решетками тюрьмы, «продолжает борьбу». Вот, что он пишет в своем дневнике из заключения:
"В камере есть радио. Новости, в том числе о нашем изоляторе, получаем из «Эха Москвы». Спасибо, Алексей Алексеевич! Ребята раньше не интересовались политикой, сейчас они все поняли и про Путина, и про нашистов, и про оппозицию. Работаем".
Интересно, что в камере с Немцовым сидят отнюдь не ангелы, а, как минимум, мелкие уголовники. Поэтому «политическую активность» Немцова в спецприемнике можно толковать весьма двусмысленно.  Ее так и толкуют. В Интернете уже появились анекдотические описания пребывания Немцова в заключении. При чем, самые  безобидные из них звучат примерно так: «Немцов пишет соратникам маляву на волю, в которой просит прислать ему в камеру автомат, ампулу  и врача»  На «фене» это звучит как: «Просит прислать ручку, бутылку водки и адвоката». Или вот еще: «Немцов пригрозил Путину из камеры: «Вот с кичи откинусь, я ему покажу!»
Заметим, что анекдоты эти сочиняют не Путин с Медведевым, а простой русский народ, который над бессильными попытками оппозиции что-то противопоставить нынешней власти откровенно насмехается. Социологические опросы показывают, что современную внесистемную оппозицию поддерживают менее 0,1 процента населения России.  Это означает, что никакого серьезного политического будущего у нее нет. Тем более, она сама для этого дает повод. Комичные выходки оппозиции вроде появления бабушки российского диссидентства Алексеевой (даме – 83 года!) на Триумфальной площади в                костюме Снегурочки, ассоциирующемся вообще-то с молодостью, а не дряхлостью,  ничего кроме насмешек не вызывают. Такой «перфоменс»  больше свидетельствует о маргинальности и политической неликвидности оппозиции, чем о чем-то более серьезном и опасном для существующей власти.  Стратегия борьбы с такой оппозицией одна – насмешка, издевательство. Методы борьбы тоже большого затруднения не вызывают: не так посмотрел на «мента» - проверка документов, не там перешел улицу – штраф, матюгнулся – арест за мелкое хулиганство,  оделся в клоунскую одежду – добро пожаловать на телевидение в программу новостей. Чем нелепее ты себя ведешь, тем интереснее смотришься на телеэкране! А это для политика – смерть!
Практика «сырмяжной» российской действительности показывает, что для власти  существует опасность гораздо большая, чем  внесистемная оппозиция, и оппозиция действительно внесистемная, управлять которой действительно неимоверно сложно. Так как непонятно, где она выстрелит.  Это фанаты и юные националисты, оккупировавшие 11 декабря Манежную площадь в Москве.  Настоящее пугало для федеральной власти. Второе пугало, но для власти региональной – это кардиолог Хренов. Вот будешь себя плохо вести, наберет такой доктор телефон Президента и…
Ну, а люди, называющие себя оппозиционерами, которые почти все были во власти и там, что называется, согрешили, обросли знаниями и связями, но оказались не способными их реализовать,  опасения у Путина, Медведева и К. не вызывают. Они им совершенно понятны  и потому не страшны.