Урок

Беспамятных Леонид
    Однажды пришлось участвовать в больших учениях со стрельбами. Наша батарея получила отличную оценку. За ночь очень устали все, так как действовали в обстановке, близкой к боевой: пришлось строить все инженерные сооружения, технику зарывать полностью в землю.  Шутка ли - пункт управления на базе автомобиля "ГАЗ-66" четверым закопать.  Я не говорю уже о других боевых машинах. Накануне в батарею молодое пополнение прибыло, так некоторые солдаты ладони до кровяных мозолей посбивали лопатами.

       Вернулись в парк – подходит в столовой ко мне командир второй батареи.
  - Старшина!  Проблема у меня - лопат маловато, а ночью на  стрельбы выезжать. Поделись!
  Я - к своему комбату, так , мол, и так... Комбат говорит:
  - Куда деваться? Выручать надо...
     Одним словом, отдали с десяток лопат. Тут замполит всех позвал в летний кинотеатр, где показывали фильм "Волга - Волга". Только расселись на скамейках, как вдруг сирена завыла.

     - Тревога всему дивизиону! - прибежал  дневальный.
  У меня душа в пятки ушла.
     "Елки - палки! - думаю. - Как без лопат - то?"

   Все, конечно, побежали  в парк  к машинам. Тут же поступили по радио координаты – и батарея двинулась в заданный район. Прибыли на место часам к двум ночи.
     - Фары не включать! Полная светомаскировка! - командует комбат. - Окопаться!
    Стало понятно, что всю технику снова зарывать в землю придется...
     - Старшина! Грунт - то твердый! Лопата не берет, - зароптали в экипаже. - Хоть тресни!
     - Использовать все подручные средства! - командую, сам ломом работаю.
    

    И вот только к рассвету закончили окапываться. Комбата вызвали к командиру дивизиона в соседнюю деревню. Он мне говорит:
  - Старшина! Проверьте посты охранения, остальным разрешаю чуть - чуть вздремнуть в кабинах.
  Все исполнил я, обошел посты охранения вместе с начальником караула, сержантом. Смотрю, все на местах. Стал накрапывать дождь.
  - Не спать! - говорю. - Через час сменим.
  - Об чем разговор! - сержант заверил меня. - Держимся покудова. 

   Дальше случилось ужасное - всю батарею сморил сон... А тут, как назло, к нашей позиции в это время полковник из дивизии подъехал - гроза всех командиров. Поговаривали, что он на фронте у Жукова в штабе был.
  Тот полковник забрал у спящего сержанта автомат да как из него жахнет! Весь рожок выпустил в воздух!
 
   Мы, естественно, повыскакивали из машин, спросонья никто ничего понять не может... Как увидели полковника, так стало ясно, что довоевались. А тут и комбат приехал...
   - Я, - говорит полковник комбату, - первый раз вижу в жизни такое, чтобы вся батарея без охраны спала на позиции. А еще гвардейцы...
  Затем отдал комбату автомат и усмехнулся:
   - Ну, докладывай, товарищ капитан, как твои гвардейцы дошли до такой жизни?
  "Пиши пропало! - ужаснулся я. - Почитай, на всю дивизию  осрамились. Что будет дальше - подумать страшно".

   Но полковник не дал комбату и слова сказать, батарею построил и говорит:
    - Что, гвардейцы, устали?
    - Устали, товарищ полковник, - отвечаем, а сами в землю смотрим, глаза поднять боимся… - Второй раз за сутки закапываемся...
    - Да хоть бы и пятый!.. - повысил голос полковник. - Так я вам и поверил...
    Тут кто - то возьми и брякни:
    - Пожалейте нас, товарищ полковник...
    - Оно и видно! Я вас сейчас, братцы, пожалею! Будет вам урок - запомните на всю жизнь этот сон - мало не покажется!  Стоите лицом к лицу с НАТО, а бдительность потеряли!
   Оглянулся по сторонам.
    - Ну, вот... Слушайте мой приказ!

    Поднял руку с флажком.
    - Машины вывести из укрытий! Окопаться на новой позиции и ждать дальнейших приказов!


      Полковник уехал, а мы в третий раз за сутки стали закапывать закрепленную технику. Приказ есть приказ, тут ничего не попишешь... Работали молча. Минут через сорок возвращается тот полковник на позицию. Прошелся, посмотрел, как работаем, и говорит:
    - Ну, что, батарейцы, усвоили урок как не надо воевать?
    - Так точно, товарищ полковник! Усвоили, конечно усвоили.
    - То - то! А если десант сверху свалится - это как? Вас же в военной обстановке, как цыплят, постреляют, сонных перережут всех…


   Еще минут десять полковник о чем -  то оживленно разговаривал с комбатом. Потом вышел из машины и уселся на подножку, заложив ногу на ногу.
   - Внимание! Даю  вводную! - снял фуражку, почесал затылок. - Значит так, замаскировать мою машину!

   …Всей батареей мы дружно стали возиться с его уазиком и минут через двадцать закопали машину так глубоко, что полковник испугался и остановил нас. Самостоятельно машина уже выехать из данного укрытия не могла, потом вытаскивал ее тросом мощный тягач...


        К чему мне вспомнился этот армейский эпизод? Вернувшись со службы к родителям в деревню, помог копать погреб. Работал лопатой, как экскаватор. Отец все удивлялся моей производительности. Знал бы он, сколько в ГДР земли мне довелось перелопатить на ученьях!