Боевые искусства в российском кино

Максим Гуреев
Боевые искусства в российском кино.


Фильмография в алфавитном порядке
(несколько дат стоит там, где нет однозначности в данных о выпуске):

1) Америкэн бой (Укртелефильм, 1992; в главных ролях – Александр Песков, Владимир Гостюхин; режиссёр – Борис Квашнев).
2) Болевой приём (1992; в главной роли - Алексей Кадочников; в эпизодах - Сергей Вишневецкий, Александр Лавров; режиссёр - Георгий Кузнецов).
3) Винт (1993; в главных ролях – Ким Ин Хо, Вера Сотникова, Игорь Ливанов; режиссёр – Александр Казаков).
4) Гений дзюдо (2004; в главных ролях – Алексей Лихов, Глеб Музруков; режиссёр – Глеб Музруков).
5) За последней чертой (1991; в главных ролях – Евгений Сидихин, Игорь Тальков, Александр Казаков, Алина Таркинская; режиссёр – Николай Стамбула).
6) Знай наших! (СССР, 1986; режиссёр - Султан Ходжиков; в ролях - Дмитрий Золотухин, Алеукхан Бекбулатов).
7) Крестоносец (1996; в главных ролях – Александр Иншаков, Ольга Кабо, Николай Ерёменко (младший), Владимир Ильин и др.; режиссёры – Михаил Туманишвили, Александр Иншаков).
8) Крестоносец – 2 или Незнакомое оружие (1998; в главных ролях – Александр Иншаков, Василий Лановой, Иван Дыховичный, Николай Ерёменко (младший), Виктор Павлов и др.; режиссёр – Иван Дыховичный).
9) Криминальный квартет (1989; в главных ролях – Николай Караченцов, Владимир Стеклов, Борис Щербаков, Владимир Ерёмин; режиссёр – Александр Муратов).
10) Крысиный угол (1992; в главных ролях – Александр Иншаков, Евгений Жариков, Виктор Павлов, Александр Мартынов, Екатерина Кмит и др.; режиссер – Андрей Андронников).
11) Курьер на Восток (1991; в главных ролях -  Блу Ариаг, Владимир Бородин, Артур Березин; режиссёры - Александр Басаев, Мурат Джусойты).
12) Мальтийский крест (2007, 2008; в главных ролях – Александр Иншаков, Олег Тактаров, Павел Меленчук, Юрий Соломин и др.; режиссёр – Николай Глинский (Попков)).
13) Мастер Востока (1992; в главных ролях – Ким Ин Хо, Шаиргуль Касмалиева, Саша Казаков; режиссёр – Александр Казаков).
14) Мафия бессмертна (1993; в главных ролях – Дмитрий Певцов, Татьяна Скороходова, Леонард Толстой, Бахтияр Закиров и др.; режиссёр – Леонид Партигул).
15) Монах (1999; в главных ролях – Джамал Ажигирей, Глеб Музруков; режиссёр – Глеб Музруков).
16) Монах – 2 (2002; в главных ролях – Алексей Лихов, Глеб Музруков; режиссёр – Глеб Музруков).
17) Мужская компания (1992; в главных ролях – Андрей Ростоцкий, Юлия Силаева, Андрей Хворов, Павел Абдалов, Александр Гизгизов и др.; режиссёр – Андрей Ростоцкий).
18) Не бойся, я с тобой! (1981; в главных ролях – Лев Дуров, Полад Бюль-Бюль Оглы, Мухтарбек Кантемиров, Гамида Омарова; режиссёр – Юлий Гусман).
19) Непобедимый (1983; в главной роли – Андрей Ростоцкий, режиссёр – Юрий Борецкий).
20) Риск без контракта (1992; в главных ролях – Василий Шлыков, Татьяна Скороходова, Евгений Дворжецкий, Лидия Вележева и др.; режиссёр – Игорь Муругов).
21) Русский транзит (сериал, 6 серий, 1994; в главных ролях – Евгений Сидихин, Анна Самохина, Андрей Ургант, Игорь Дмитриев, Владимир Илларионов и др.; режиссёр – Виктор Титов).
22) Удар Лотоса (2000, 2001; в главных ролях – Джамал Ажигирей, Николай Ерёменко младший, Андрей Градов, Александр Соловьёв младший и др.; режиссёр – Александр Муратов).
23) Удар Лотоса – 2: Сладкая горечь полыни (2001, 2002; в главных ролях – Джамал Ажигирей, Александр Пороховщиков, Александр Соловьёв младший и др.; режиссёр – Александр Пороховщиков).
24) Удар Лотоса – 3: Загадка Сфинкса (2003; в главных ролях – Джамал Ажигирей, Эжен Кушваха, Александр Соловьёв младший и др.; режиссёр – Геннадий Байсак).
25) Удар Лотоса – 4: Алмаз (2004, 2005, 2009; в главных ролях – Джамал Ажигирей, Эжен Кушваха, Юрий Назаров, Алексей Петренко и др.; режиссёр – Александр Клименко).
26) Фанат (1989; в главных ролях – Алексей Серебряков, Олег Кантемиров, Фёдор Сухов и др.; режиссёр – Владимир Феоктистов).
27) Фанат – 2 (1990; в главных ролях – Олег Фомин, Анатолий Равикович, Александра Колкунова и др.; режиссёр – Владимир Феоктистов).
28) Человек в зелёном кимоно (Скиф-Игпол-Одесское киновидео, 1991; в главных ролях – Нодар Плиев, Олег Кантемиров, Ирина Геркалиева и др.; режиссёры – Борис Кантемиров, Тамерлан Каргаев).
29) Чистая победа (Россия, 2012; в ролях - Владимир Нисков, Александр Песков, Лев Прыгунов).
30) Штемп (СССР, 1991; в главной роли - Анатолий Хостикоев; режиссёр - Геннадий Иванов).



Фильмы по военно-армейской тематике:

1) Афганец – 2 (1994; в главной роли – Пётр Ярош; режиссёр – Владимир Мазур).
2) В зоне особого внимания (1978; в главных ролях - Борис Галкин, Михай Волонтир, Анатолий Кузнецов; режиссёр - Андрей Малюков).
3) Краповый берет (Беларусьфильм, 2008; в главных ролях – Сергей Чугин, Андрей Голубев, Анна Лутцева, Сергей Селин и др.; режиссёр – Андрей Голубев).
4) Марш-бросок (2003; в главных ролях – Владимир Волга (Стамбула), Ольга Чурсина, Евгений Косырев, Виктор Степанов, Александр Балуев, Сергей Гармаш и др.; режиссёр – Николай Стамбула).
5) Марш-бросок – 2 (по разным источникам, готовился к выходу и в 2007-ом, и в 2010-ом; теперь обещают уже в 2011-ом; у создателей фильма были накладки с инвесторами ... Об этом, в частности, на странице: http://www.investclub.ru/id/4973; режиссёр – Николай Стамбула).
6) Одиночное плавание (1985; в главных ролях – Михаил Ножкин, Александр Фатюшин, Арнис Лицитис; режиссёр – Михаил Туманишвили).
7) Ответный ход (1981; в главных ролях – Борис Галкин, Михай Волонтир, Вадим Спиридонов, Елена Глебова; режиссёр – Михаил Туманишвили; продолжение фильма «В зоне особого внимания»).
8) Полоса препятствий (1984; в главных ролях – Олег Меньшиков, Римма Коростелева, Андрей Мягков, Андрей Смоляков; режиссёр – Михаил Туманишвили).
9) Путь (2009; в главных ролях – Дмитрий Носов, Джамал Ажигирей, Олег Тактаров и др.; режиссёр – Владимир Пасичник).
10) Точка отсчёта (1979; в главных ролях - Валерий Полетаев, Николай Кочегаров, Юрий Демич; режиссёр - Виктор Туров).
11) Я - кукла (2002; в главных ролях - Александр Домогаров, Ольга Сумская; режиссёр - Юрий Кара).



Фильмы писателя и сценариста Виктора Доценко:

1) По прозвищу Зверь (1990; в главных ролях – Дмитрий Певцов, Татьяна Скороходова, Борис Щербаков, Армен Джигарханян, Василий Шлыков и др.; режиссёр – Александр Муратов).
2) Тридцатого уничтожить (1992; в главных ролях – Игорь Ливанов, Аристарх Ливанов, Александр Пороховщиков, Марина Зудина, Елена Костина и др.; режиссёр – Виктор Доценко).
3) Чёрные береты (1995; в главных ролях – Василий Шлыков, Нина Агапова, Сергей Гуреев и др.; режиссёр – Виктор Доценко).


Остросюжетные фильмы с Николаем Ерёменко:

1) Пираты ХХ века (1979; в главных ролях – Николай Ерёменко, Петр Вельяминов, Талгат Нигматулин, Тадеуш Касьянов и др.; режиссёр – Борис Дуров).
2) Сын за отца (1995; в главных ролях – Николай Ерёменко, Николай Ерёменко мл., Владимир Гостюхин, Вера Алентова, Алексей Булдаков и др.; режиссёр – Николай Ерёменко мл.).
3) Тесты для настоящих мужчин (1998; в главных ролях – Алексей Серебряков, Эльвира Болгова, Анна Каменкова, Виталий Соломин, Никита Высоцкий, Николай Ерёменко-мл.; режиссёр – Андрей Разенков).
4) Я объявляю вам войну (1990; Николай Ерёменко мл., Анжелика Неволина, Елена Тонунц, Геннадий Сайфулин и др.; режиссёр – Я. Лапшин, В. Черных).


Другие интересные остросюжетные фильмы:

1) Взломщик (1987; в главных ролях – Олег Елыкомов, Константин Кинчев, Юрий Цапник, Олег Гаркуша; режиссёр – Валерий Огородников).
2) Дикий Восток (Казахфильм, 1993; в главных ролях – Костя Странный (Константин Фёдоров), Александр Аксёнов, Геннадий Шатунов; режиссёр – Рашид Нугманов).
3) Игла (Казахфильм, 1988; в главных ролях – Виктор Цой, Марина Смирнова, Пётр Мамонов, Александр Баширов, Архимед Искаков; режиссёр – Рашид Нугманов).
4) Луна-парк (1992; в главных ролях – Андрей Гутин, Олег Борисов, Наталья Егорова, Нонна Мордюкова; режиссёр – Павел Лунгин).
5) Переступить черту (1984; в главных ролях – Вадим Лобанов, Татьяна Васильева, Александр Поляков и др.; режиссёр – Юлий Колтун).
6) Похороны на втором этаже (Штемп - 2) (СССР, 1991; в ролях: Анатолий Хостикоев, Юрий Осипов, Андрей Смоляков и др.; режиссёр - Александр Сташков).



          Составленный мною перечень фильмов приведён безотносительно к их качеству (некоторые я считаю истинными шедеврами боевого кино, другие – вообще, не выдерживают никакой рациональной критики), а исключительно с целью восстановления исторической справедливости на фоне прокатного засилия американской, гонконгской и японской продукции.

          Собственно о специфике нашего искусства: российское кино о мастерах боевых искусств отличается от прочих отдалённых зарубежных аналогов своей социальной заострённостью, оно никогда не развивается безотносительно к актуальным проблемам отечественного общества. Поднимаются такие сложные темы, как «холодная война» между СССР и США, войны в Афганистане и Чечне, активная борьба правдорубов (да и просто полноценных принципиальных людей!) со всевозможными «отморозками» и коррупцией в тылу, проблема выбора и самоопределения сильного человека в «бурные 90-е», взаимоотношения людей разных национальностей и т.д.
          Следует акцентировать внимание на том, что российские герои спокойствие и умиротворение обретают не в бегстве от сложностей социально-политической борьбы (в американском, например, кинематографе главные действующие лица, на которых падает фокус режиссёра, частенько спасаются от преследования в буддийских монастырях и т.п.) и внутренних психологических коллизий, а, наоборот, в процессе непосредственного решения таковых или, во всяком случае, в искреннем порыве, настойчивом стремлении их решить. Мы не увидим у наших режиссёров-постановщиков примитивного тупого мордобоя, безотносительного к культурно-цивилизационным ценностям и смыслам (никаких: нескончаемой идиотичной американской имитации гладиаторщины; безупречной по технике и форме, но бессмысленной по содержанию гонконгщины; лицемерно кровавой японщины).
          Как применение силы героями, так и насилие злодеев всегда коррелируются в нашем кино доступной для нормального или «продвинутого» понимания зрителя морально-нравственной, эстетической либо материально-прикладной палитрой человеческих измерений. Мотив действия, чаще всего, понятен и очевиден сразу, а если на экране фигурируют законченные ублюдки, то режиссёры и сценаристы ни в коем случае эту ублюдочность не пытаются легитимировать пресловутой спецификой уникального характера и псевдогуманистической психологией. Насильники – это насильники, наркоманы – это наркоманы, боссы мафии – это боссы мафии, и мало кому из них может быть отпущено прощение: слишком велик груз их ХРОНИЧЕСКОЙ деструктивной деятельности. В какой-то мере российское кино максималистично и безудержно в своём настойчивом стремлении восстановить Высшую Справедливость в этом относительном мире.
          Это, несомненно, роднит данный жанр с ранними формами отечественного фольклора, в частности, с народными сказками, где всё чёрным по белому и белое против чёрного. Однако, как в старых сказках, так и в кинематографических текстах второй половины XX – начала XXI веков разве мало неоднозначных и сложных примеров душевной трансформации героев, открытия ими своего истинного Я в Духе? Собственно, герой – это и есть тот человек, который в процессе борьбы с тёмными «силами» не только вовне, но и внутри себя, проходя через внешние давления и соблазны, а также внутренние сомнения и искушения, неизменно выбирает сторону Добра. Главное – сделать это вовремя, ибо в противном случае ему приходится не только расправляться с нечистью и нежитью, но и самого себя приносить на заклание Богу, давшему ему недюжинную силу. Эти христианские мотивы прослеживаются в российском боевом кино неясно и нечётко, но если приглядеться получше, то выяснится, что они есть практически всегда.
          Для российского кино зло – это не только напрасное применение силы, но и отсутствие либо непроявленность таковой; зло – это социальные аморфность и пассивность, лицемерие, прикрывающееся отвлечёнными от непосредственной практики смыслами. Здесь нет «харакири», якобы оправдывающих трусость перед жизнью, равно как неприемлемы и варианты приспособленчества, бесхребетности – проявления малодушия перед смертью и бедностью. Русские герои, мастера боевых искусств или их наиболее талантливые подмастерья открыты Миру во всех его проявлениях, они отказываются от боязни и перед смертью, и перед жизнью. Истинное богатство – это общение с Богом посредством восстановления Справедливости, но отнюдь не любой ценой, хотя и признаётся, что эти попытки могут дорогого стоить.
          Нам, русским людям, абсолютно чужды все эти деструктивные «триады» и «якудза», пытающиеся оправдать свои мафиозные действия некими древними культурными традициями, о которых они, на самом деле, имеют самое отдалённое и смутное представление. Якудза – это не самурай, а тот, кто профанирует дух самурая. Если первый «мочит» в сырых опусах китча правых и виноватых направо, налево и по диагонали, то истинный буси, СОГЛАСНО ТРАДИЦИИ морального кодекса, после убиения кого-либо своими руками (мог, например, вполне легитимно зарубить любого субъекта, дерзко и нахально посмотревшего ему в глаза) должен был совершить «сэппуку», вспороть себе живот в знак равного воздаяния перед богами.
          Эти дальневосточные нюансы достаточно сложны для легитимации культурных смыслов (например, конкретные подонки могли намеренно спровоцировать самоубийство почитаемых воинов…), но, во всяком случае, наши кинематографические герои никогда не пытаются прикрыть свои амбиции и, уж тем более, не стремятся фальсифицировать традиционные культурные смыслы и ценности. Если русский парень (например, какой-нибудь спортсмен далеко не семи пядей во лбу) не знает этих самых древних традиций, то он и не тянет свои пупок и интеллект на то, чтобы лицемерить, делать показной вид, будто он с ними знаком. Надо набить КОНКРЕТНОМУ злодею или просто обидчику физиономию – бьёт, а не рассуждает и не обвиняет ВЕСЬ мир в «своих бедах».
          Да и злодеи-то у нас не такие, как там, за кордоном … Как это ни парадоксально, но вызывают уважение слова одного из бандитов, обращённые к главному герою фильма «Риск без контракта»: «Я сначала на тебя разозлился, а потом решил: такие, как ты, имеют право жить; люблю рисковых». Когда разваливался Великий и Могучий Советский Союз, то одни сходили с ума, другие плыли, как г…о, по течению, третьи спекулировали, как последние жалкие жиды, четвёртые уходили в рэкет … Это американцы и европейцы на заре становления Российской Федерации бесились с жиру и маялись всевозможными безнравственными извращениями, нашим было не до этого – хотелось элементарно выжить, а уже потом поесть повкуснее в кабаке и послушать приятных певичек … Впрочем, рэкет и шансон – это уже отдельная тема, и оправдывать их я ни в коем случае не берусь, а просто провожу сравнительные параллели. Уважаемые мной герои перечисленных фильмов боролись как раз таки против таковых …
          Поведение российских бойцов всегда своевременно и актуально, оно практически лишено архаизмов и вписывается в психологическую и дзэн-буддийскую модель «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС». Русский боевой кинематограф прямолинеен в этом смысле: или ты вступаешь в эту схватку со злом (причём часто важен сам факт принятия этого решения, а не 100%-ная уверенность в своей победе) или оно подминает тебя под себя, как гитлеровский танк, либо разъедает тебя пороками и дурными привычками изнутри. В принципе, во многом российский героизм – это и есть соотнесённость с риском, с негарантированностью положительного результата для актора. Как говорили
          Главный герой фильма может победить всех изображённых в кинополотне злодеев, может одолеть какую-то часть из них, либо … проиграть, НО при этом всегда важно, что он борется за то, во что верит, что считает правильным и более важным, чем все прозападные «блага» цивилизации вместе взятые. Бог оказывается важнее конкретного человека и часто именно Он водит, направляет эту решительность, прощая и поучая тех, кого ещё можно простить, либо карая тех, кого простить в ЭТОЙ жизни уже невозможно.
          Вместе с тем, главное – это не только побороть кого-то, но и не потерять, а найти себя. Принятие вызова судьбы – это необходимость, а не желание. Задиристость не поощряется, но и трусость всячески клеймится. РУССКИЙ ГЕРОЙ ЖДЁТ, КОГДА ПРОБЬЁТ КОЛОКОЛ … Лишь только этот момент наступает, борца за справедливость уже не остановит на его Пути никто, и любой дьявол в конкретном обличье остаётся лежать на сырой земле поверженным с переломанным богатырской силой хребтом …



10.01.2011