Линч, - американский архитектор

Юрий Прокуратов
Линч, Кевин (1918 - 1984), американский архитектор. В 1938 пришел в мастерскую Райта.

* * *

Воспоминания о родном городе сплошь и рядом бывали первой и самой простой основой контакта между солдатами во время войны.

Стоит хоть раз потерять ориентацию, и ощущение беспокойства и даже страха немедленно показывает нам, как тесно связано чувство ориентации с чувством душевного равновесия и благополучия.

Потенциально город сам по себе - символ сложности общества, и, если зрительно он хорошо организован, этот символ приобретает сильную выразительность.

Города, как и континенты, - просто гигантские явления природы, к которой нам приходится приспосабливаться.

Город может рассматриваться как «история», как схема взаимоотношений между группами людей, как пространство производства и распределения, как поле действия сил, как система взаимообусловленных решений, наконец, как арена социального конфликта.

Общественное воздействие осуществляется в первую очередь, в форме реакции на сиюминутные осложнения, в спешке, опираясь на недостаточную информацию, и направленно обычно на то, чтобы вернуть окружение к некоторому предшествующему состоянию.

Есть нерасчленимое общественное достояние, вроде чистого воздуха… Существуют неведомые потребители – те, кого еще нет в том месте, относительно которого принимается решение.

Профессионалы выступают как адвокаты какой-то группы и представляют ее интересы в конкурентной борьбе с интересами других групп. Но общество несправедливо, так как есть в нем группы, не обладающие средствами на то, чтобы иметь своих глашатаев.

Когда утопические сообщества становятся натурным экспериментом, они волей-неволей вынуждены иметь дело со своим предметно-пространственным окружением. Для многих это было грубое пробуждение от прекрасного сна. Урожай погибал, постройки сгорали, повседневные трудности громоздились друг на друга…

Форма города - психологическое орудие власти, и проектирование этого могущественного и глубоко закодированного инструмента осуществлялось в логике магического соответствия... Форма всякого постоянного поселения должна служить магической моделью вселенной, божественного порядка.

Пространство и ритуал в одинаковой степени оказывались инструментами стабилизации поведения, утверждения и сохранения взаимосвязанности людей.

Предметное окружение выражает отношения социального господства, противопоставляя крупное малому, верхнее нижнему, выступающее заглубленному, усложненное элементарному.

Города все же не являются организмами так же, как они не являются машинами. Они не растут сами и не изменяют себя сами, они не воспроизводятся и не восстанавливаются. Не являются они и автономными от окружения целостностями; они не проходят жизненные циклы рождения и умирания, не заражаются болезнями. В них нет четко дифференцированных частей, которые можно было бы уподобить органам живого существа.

Провести разграничительную линию означает нередко затруднить доступ, закрепить отношение господства и подчинения, препятствовать взаимодействию – удержание границы всегда предполагает определенные усилия. Наша склонность повсюду воздвигать перегородки влечет за собой серьезные социальные последствия.

Пока вы не уточните социальное положение людей, обитающих в некотором месте, вы не можете обсуждать вопрос о его качестве.

При целенаправленном желании повысить качество места наиболее эффективно, как правило, необходимо изменять и социальные условия и предметно-пространственную обстановку одновременно.

Среда, в которой мы живем, есть продукт общества, в котором нам суждено жить: измените, общественное устройство и среда изменится сама собой. Попробуйте изменить в первую очередь окружение, и в действительности не изменится ничто.

Город столь сложен, что, умея проектировать здание, мы не умеем проектировать город, да и не должны его проектировать: города это крупное естественные образования, мы не имеем возможности радикально менять их, и нашего знания недостаточно, чтобы знать, как их менять.

И социальные и предметно-пространственные структуры обладают инерцией, их взаимное воздействие сказывается лишь по прошествии определенного времени и к тому же не прямо, а через опосредующую переменную – действия и мысли людей.

Красота города – предмет искусства, а не науки, это сюжет персонального переживания, не переводимого на язык прозы.

Несколько показателей качества градостроительной формы:

• наличие средств существования - соответствие круговорота воды, воздуха, пищи, энергии и отходов нашим потребностям;
• безопасность - отсутствие загрязнения среды, заболеваний, связанных со средой, риска пасть жертвой несчастного случая;
• созвучие - степень соответствия температуры тела, биоритмов, в оптимальном количестве внешних стимулов;
• степень, в которой окружение обеспечивает здоровье и генетическое разнообразие видов животного и растительного царства, с которыми связано экономическое благополучие людей;
• стабильность всей экосистемы в настоящем и будущем.

Как только проходит первый шок, "послание", закодированное в форме, перестает быть интересным.

Горожане стремятся жить в осмысленном окружении и готовы платить за него.

Качество есть связь между окружением и сознанием.

Множественность типов потребителя в любом крупном поселении всегда будет тяжелой проблемой.

* * *
Материал взят из статьи "Архитектура и революция" размещенного на
сайте http://www.konstr.narod.ru