Отличники

Алексей Гадаев
"Перфекционисты"  и  " отличники"

В   психологии перфекционизм — убеждение  что наилучшего результата можно (и нужно) достичь. В     патологической  форме — убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем. Может быть как «нормальной» характеристикой личности, так и невротическим  отклонением.

 Можно выделить следующие аспекты перфекционизма:

    * адресованный к себе перфекционизм: постоянное самоцензурирование и стремление к совершенству;
    * адресованный к другим людям перфекционизм: завышенные требования к окружающим;
    * адресованный к миру в целом перфекционизм: убеждённость в том, что всё в мире должно быть правильно;    
    * социально предписываемый перфекционизм: потребность соответствовать стандартам и ожиданиям других людей.

Перфекционизм может проявляться в

    * стремлении довести любое действие до идеала
    * скрупулёзности, повышенном внимании к мелочам
    * гонке за наилучшим результатом

Перфекционизм включает в себя:

    * чрезмерно высокие стандарты (приводит к сильному снижению удовлетворения результатами своей деятельности)
    * концентрацию на ошибках,
    * сомнения в качестве выполнения деятельности,
    * восприимчивость к завышенным ожиданиям,
    * восприимчивость к критике
    * дисбаланс в оценке себя и других

Страдающие данным   расстройством рассматривают собственную ценность в терминах достижений и продуктивности, их слоганом можно назвать «всё или ничего».




Психологическая характеристика.
* Перфекционисты очень чувствительны у похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Всё, что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом (естественно, высоко) оценено.
* Для таких детей характерен высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.
* Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими
) На контрольной работе или экзамене возможный камень преткновения для них - необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.
Стратегии поддержки.

* Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между "достаточным" и "превосходным". Им необходимо понять, что для получения хорошей оценки нет необходимости выполнять все задания.
[Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ составители М.А. Павлова, О.С. Гришанова. Волгоград: Учитель, 2011].
* Во время контрольной перфекционисту нужно помочь распределить время. В ходе контрольной или экзамена можно время от времени интересоваться: "Сколько тебе ещё осталось?" - и помогать ему скорректировать собственные ожидания: " Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил,будет достаточно. Переходи к следующему заданию".