"Перфекционисты" и " отличники"
В психологии перфекционизм — убеждение что наилучшего результата можно (и нужно) достичь. В патологической форме — убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем. Может быть как «нормальной» характеристикой личности, так и невротическим отклонением.
Можно выделить следующие аспекты перфекционизма:
* адресованный к себе перфекционизм: постоянное самоцензурирование и стремление к совершенству;
* адресованный к другим людям перфекционизм: завышенные требования к окружающим;
* адресованный к миру в целом перфекционизм: убеждённость в том, что всё в мире должно быть правильно;
* социально предписываемый перфекционизм: потребность соответствовать стандартам и ожиданиям других людей.
Перфекционизм может проявляться в
* стремлении довести любое действие до идеала
* скрупулёзности, повышенном внимании к мелочам
* гонке за наилучшим результатом
Перфекционизм включает в себя:
* чрезмерно высокие стандарты (приводит к сильному снижению удовлетворения результатами своей деятельности)
* концентрацию на ошибках,
* сомнения в качестве выполнения деятельности,
* восприимчивость к завышенным ожиданиям,
* восприимчивость к критике
* дисбаланс в оценке себя и других
Страдающие данным расстройством рассматривают собственную ценность в терминах достижений и продуктивности, их слоганом можно назвать «всё или ничего».
Психологическая характеристика.
* Перфекционисты очень чувствительны у похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Всё, что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом (естественно, высоко) оценено.
* Для таких детей характерен высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.
* Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими
) На контрольной работе или экзамене возможный камень преткновения для них - необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.
Стратегии поддержки.
* Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между "достаточным" и "превосходным". Им необходимо понять, что для получения хорошей оценки нет необходимости выполнять все задания.
[Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ составители М.А. Павлова, О.С. Гришанова. Волгоград: Учитель, 2011].
* Во время контрольной перфекционисту нужно помочь распределить время. В ходе контрольной или экзамена можно время от времени интересоваться: "Сколько тебе ещё осталось?" - и помогать ему скорректировать собственные ожидания: " Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил,будет достаточно. Переходи к следующему заданию".