Узбекские басни в прозе. Ч. 2

Мухтар Худайкулов
                НОЧНАЯ КРАСАВИЦА И СОЛНЦЕ

– Скажи, Ночная красавица, почему ты днем прячешь свое лицо? Может быть, ты не любишь Солнце?– спрашивали у нее другие цветы.
– Что вы,– отвечала она, я так люблю его, так люблю…, что не могу смотреть ему прямо в глаза!


                НОГОТЬ С ХАРАКТЕРОМ

; Не буду таким как все, хочу пожить самостоятельно,; сказал ноготь на большом пальце ноги и стал отрываться от пальца.
Это причинило боль человеку, мешало каждому его шагу. Он взял ножницы и отрезал строптивый ноготь.
Не показывай свой характер, где не нужно!

 
    ЕЖ И ЛИСА

– Какой же ты колючий, а! Так надоели мне твои иголки!– сказала однажды Лиса Ежу.
– Именно по этому ступай дальше,– сказал Еж.


                ОВЕС

– Зерно-то   ты зерно,; сказали Овсу, но уж больно остистое да колючее…
; Я думаю,; отвечал Овес,; что самую объективную оценку мне может дать только Лошадь!


ЧЕРВАЧЯ МНЕНИЕ

Однажды  после дождя Земляной червяк  случайно вылез на поверхность земли, и увидел белый свет.
– Ого, кому нужны столько пустоты!– сказал  он и обратно уполз в свою дыру.
      

  ТЫКВА И ОРЕХ

Тыква позавидовала Ореху и вкарабкалась на высокое дерево. Но однажды, когда поднялся ветер, тыква упала на землю и разбилась.
Прежде чем взобраться, надо думать о том, как спускаться.
       

                О ЛЮБИТЕЛЯХ СЕЛИТРЫ

Один плодовитый писатель, автор толстенных романов, пришел на базар, чтобы купить дыню. Видит, что все дыни как на подбор – великаны, но явно несъедобные. Писатель стал попрекать крестьянина – хозяина дынь:
– Ну, отец, здорово же вы откормили свои дыни селитрой!
Крестьянин, узнавший писателя, не остался в долгу:
– Да, вы, уважаемый, от нас не отстаете!


             ЛЕВ, КОТОРЫЙ ОХОТИЛСЯ НА МЫШЕЙ

Стали ко Льву приходить жалобы на мышей, совсем они обнаглели, грызут все, что попадает им в пути …
; Займусь-ка я ими сам, лично,; решил Лев.
Свирепо рыча, он долго гонялся за мышами, но ни одну так и не поймал. Совсем запыхавшись, Лев недоумевал:
; Как же так? Ведь я запросто ловлю даже буйволов….
Да, у каждого дела есть своя сноровка.


  СПИЧКА БЕЗ ГОЛОВЫ

; Я тоже спичка,; сказала Спичка которая лежала на ряду с другими в коробке.
Ее испробавали, но она не зажглась. Она, оказалась без головы…


“ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ”

; Привет, коллега!; сказала Змея, увидев Сигарету.
; Почему это я должен быть  с тобой коллегой?; спросила удивленно Сигарета.
; Ой, ты разве не знаешь? Ведь у нас обеих одна и та же работа ; травить,; сказала Змея.
; Ну, да,; сказала Сигарета задумчиво,; значить, вот почему и меня тоже прикончат, давя голову к земле…

               
                ДВЕ РУКИ

; Мы оба ; руки, но почему ты такая неумелая, а?; спросила Правая рука Левой.
; Не забывай, что я ближе  Сердце,; гордо ответила Левая Рука.


  БРИТВА И НОЖНИЦЫ

; Как живешь, однорукая,; сказали Ножницы, увидев Бритву высокомерно.
Бритва промолчала, но когда дело дошло до бритья, то тут уж ножницам пришлось сконфуженно примолкнуть.


ГОВОРИ О СВОИХ ПРОСТУПКАХ

; Удивляюсь, ведь мой цвет чистый как вода, почему люди постоянно порицают меня?; говорила Водка обиженная.
; Ты-то чиста,; отвечали ей, ; да дела твои нечисты.

 
                РАЗМЕЧТАЛСЯ…

Барсук позавидовал Лисе и захотел последовать ее примеру, и отправился в село воровать кур. Собаки поймали неуклюжего Барсука и здорово его оттрепали.
; Нет, видно не получиться из меня Лисы,; сказал Барсук, охая, ; лучше вернусь к своей охоте на лягушек…

НЕ ЛЮБИТЕЛИ СВЕТА

; Все хвалят Солнце без умолка, ты его видела?; спросила Сова Летучего мышь.
; Э, один раз мелком увидела и чуть не ослепла,; ответила Летучий мышь.
; Было бы здорово, если это Солнце совсем потухло,; добавил Крот.


ГЛАЗ И ЛОБ

Лоб поссорился с глазами.
; Я выше вас,; сказал он глазам,; Захочу, и прекрасно проживу сам себе.
Глаза закрылись на минуту, и лоб тут же разбил себя об стену.
 

НЕ ТРУДНО ДОКАЗАТЬ

= Напрасно меня обвиняют в том, что я хищник и обжора,; возмущенно говорила Акула, попавшаяся в рыбацкую сеть,; это еще надо доказать.
Доказать не так ух трудно,; отвечали ей,; ведь все доказательства находятся   в твоем желудке. И раз ты на них  так настаиваешь…
Когда вспороли ее желудок  и там нашли целиком проглоченных рыб, и даже золотые изделия.


АРБУЗ И ОРЕХИ

; Зачем вы  забрались так высоко?; упрекал Арбуз Орехи. ; Что будет, если вы упадете вниз…
; Не беспокойся, мы позаботились и об этом,; отвечали Орехи. ; Не все же такие мягкотелые, как ты!


РАССТАВАНИЕ

Однажды две стороны Ножницы поспорили:
; Я работаю больше тебя,; сказала одна из них.
; Я тоже работаю не меньше тебя,; сказала вторая.
Спор превратился в ссору, и они разошлись на разные стороны. Теперь они оба превратились в не нужную вешь.
 
    
   СКИТАЛЕЦ

;Я лишился дорогой мне головы, теперь пропаду, меня растопчут,; сетовал горюя Спутанный волос.
Увидевшие его отворачивались от него.


ИСКРА

; Жаль, что твоя жизнь  так коротка,; сказали Искре.; Разгораешься и погаснешь.
; Зато после меня остается пламя,; ответила Искра.


ДЕЛО НЕ В ХВОСТЕ

; Мы рыбки,; похвастались радостно Головастики, виляя хвостом.
; Но, пройдя некоторое время, их хвосты исчезли, и все узнали кто они на самом дела.


ПЯТЬ СЫНОВЕЙ ОДНОЙ МАТЕРИ

; Эй, дети мои, материки! Как ваши дела?; спрашивала Мать-Земля,; не ссорьтесь друг с другом, живите в мире и дружбе. Будьте начеку от напастей огня и воды!
; Спасибо мать, мы будем жить, как ты сказала,; ответили материки.


ДВЕ РЕКИ

; Почему ты течешь так спокойно, а твоя сестричка Речка все время шумит?; спросили у Реки.
; Она еще мелкая,; ответила Река.


                ХОЛОД И ТЕПЛО

; Я могу превратить в лед текущую воду,; сказал Холод.
; А я могу расплавить даже камня,; ответило Тепло.

       
                ЛИСА И ВИНОГРАД

(Иначе чем у Крылова)

Ненасытная Лиса забралась в виноградник. Сочные, спелые  гроздья свисали с кустов, налившись соком. Лиса наелась до отвала, но попортила и разорила при этом половину виноградника.
А в это время Сторожевой Пес наслаждался пустой костью  специально подброшенной ему Лисой.
     

ВСЕ ДЕЛО, В СУЩНОСТИ…

;  Интересно, мы оба состоим из стекла, но почему тебя уважают больше?; спросило Стекло Хрусталь.
; Дело не только во внешнем виде,; ответил Хрусталь.