***

Иозас Ботирюс
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКАВОГО
Научно юмористическое исследование    на религиозно по-литические темы, с Г-астрономическим уклоном.   

ГЛАВА XV
       Уже в раннем христианстве начался раскол между церковни-ками. Около 320 года н.э. Арий, священник из Александрии (Еги-пет), стал выдвигать свои идеи о Троице, которые расходились с церковными догматами. Арий отвергал учение о том, что Отец и Сын единосущны. По его мнению, Сын не может быть Богом или равным Богу, поскольку имел начало. Что же касается святого ду-ха, то Арий считал его личностью, но значительно ниже, чем Отец и Сын. Это учение, завоевавшее широкую популярность, вызвало яростное противодействие со стороны церкви.

А. Донини в статье « Рождение и развитие несторианской и монофизитской церквей» пишет: «В споре с арианством большин-ство теологов сумело утвердить тезис, что евангельский Христос не был низшим божеством и субстанционально был равен отцу. Теперь задались вопросом: как могло произойти слияние их суб-станции? Сохранил ли при воплощении Христос свою божествен-ную природу или приобрел еще человеческую? Не стоило бы заниматься подобными ребяческими абстракциями, если бы из нового конфликта по этому вопросу не возник глубокий разлад в христианстве, который положил начало с одной стороны, так на-зываемой несторианской, а с другой стороны – монофизитской церквам. Массы верующих всегда понимали воплощение мифоло-гически. Было ли тело Христа действительно реально, создано из плоти и крови, или оно было только кажущимся, как утверждали гностики, - все это имело влияние на принятие им догмы о спасе-нии, Но философские школы имели на этот счет вполне опреде-ленные взгляды. Платон, например, учил, что в человеке следует различать две души или «натуры»: «рациональную и чисто жи-вотную». Если спасение есть не только акт познания, но и приоб-щения к божественному началу посредством обряда, то теологи должны были прийти к выводу о том, что Христос мог быть ис-ключительно божеством в человеческом облике, но был реальным человеком, наделенным телом и душой.
Один из осужденных на Константинопольском соборе 381 г. епископ Аполинарий из Лаодикен питался обойти эту трудную проблему, доказывая, что, так как у человека тело и душа нераз-дельны и образуют одну личность, так и во Христе следует видеть одну – единственную индивидуальность. Это и было учение, ко-торое преобладало в александрийской церкви со времен Афанасия. Но отцы антиохской школы исходили из иной антропологии. Более близкой к аристотелевской традиции, отрицали, что в Иисусе имело место полное слияние человеческого и божественного начал. Диодор из Тарса и Феодор из Мопуестии пришли к утверждению о присутствии в Иисусе двух разных, завершенных в себе личностей. Однако личность и «природа» для многих означали одно и тоже.

Некий монах из Евфратской части Сирии, по имени Несторий, получивший образование в Антиохии и возвисившисья к 428г. до высокого сана константинопольского епископа, сделал из этих споров вывод, что Мария не может быть почитаема как «матерь божья» или (теотокос), ибо она есть всего лишь «мать Христа» смертного, как и все другие. Это утверждение оскорбило боль-шинство верующих и особенно могущественных в новой импер-ской столице монахов.

       Немедленно вмешались власти, оберегавшие общественные ус-тои. Так как начались волнения и беспорядки.

       Александрийский епископ счел момент подходящим, чтобы унизить константинопольское епископство. На римском синоде в 430г. епископ Целестин одобрил критику. Феодосии II созвал тогда в Эфесе новый вселенский собор, третий по счету. Не дожидаясь прибытия антиохской делегации и представителей Рима, Кирилл спешно настоял на осуждении Нестория, который, вынужден, был в следующем году оставить епископские функции. 
    
На первой сесий присутствовало всего 153 епископа. Когда прибыли опоздавшие, положение в корне изменилось. И Кирилл должен был бежать в Александрию, где занял откровенно враж-дебную соборным идеям позицию. Один из преданных ему мона-хов, Евтихий, разработал новое истолкование христологической доктрины, радикально противоположное взглядам Нестория, В новой доктрине считалось недопустимым помещать в одну плос-кость человеческую природу Иисуса с обычными смертными. По-сле ипостатического союза сына с отцом в Иисусе могла существовать только одна божественная природа.

     Сторонники Евтихиевой теологии были прозваны по греческий монофизитами, то есть «приверженцами одной природы». Поло-жение еще более запуталось. В 448 г. новый константинопольский епископ Флавиан добился осуждения Евтихия местным синодом, Но преемник Кирилла Диоскор Александрийский, пользовавшись влиянием при дворе и поддержкой камергера Хрисафия, сумел в 449 г. созвать новый всеобщий собор и Эфесе, где был один из крупнейших центров культа Марии. Применив нажим и нарушив соборную процедуру, Диоскор реабилитировал при помощи им-ператорской гвардии Евтихия и низложил Флавиана. Римский епископ, с которым даже не посоветовались на этот счет, назвал соборное собрание «бандой разбойников» 

      Со смертью Феодосия II в 450г. благосклонная к Евтихию пар-тия потерпела поражение. Сестра покойного самодержца Пульке-рия и ее муж сенатор Марциан, провозглашеный императором Востока (450-457), принадлежали к партии его противников, В Халкидонии в 451г. состоялся IV вселенский собор, на который съехались более 500 епископов, но только с Востока. На нем при-сутствовали, впрочем, два посланца римского епископа. Требова-ние особых прав для константинопольского епископского престола, санкционированное собором, вызвало протесты Льва Великого. На догматической почве было подтверждено осуждение как Нестория так и Евтихия. Однако формула нового компромисса была не более как игрой слов: «Две разные и нераздельные природы в одном лице». Несториане и монофизиты отвергли ее, и обе фракции организовали собственные церкви. Уединившись на некоторое время в одном их антиохийских монастырей, Несторий сумел сбежать в Аравию, потом в оазис Эль – Харга, где умер не-задолго до Халкидонского собора. Его сподвижники были изгнаны с территории империи, многие перебрались в Персию. Все это заставляет думать, что за теологическими диспутами скрывались также  и мотивы вражды к центральному константинопольскому правительству.

Под покровительством персидских царей несториане образо-вали раскольническую церковь и основали патриархат в Селевкии Ктесифоне, близ нынешнего Багдада. Воодушевленные идеями активной миссионерской деятельности, они проникли в Индию и Китай. Согласно преданию, именно несторианский монах просве-тил Мухаммеда относительно христианского учения. При му-сульманских халифах несториане жили в мире и пользовались терпимым отношением к их вере. Но нашествие монголов в XIII веке привело церковь к упадку. В XVI веке меньшая часть несто-риан вошла в сообщество с Римом и известна ныне как «Халдейская церковь». Другие сохранили независимость и доныне относительно многочисленны в Курдистане, Сирии и на Кипре. Преемник Марциана, император Лев I (457-474), попытался добиться примирения церкви с монофизитами, чтобы расположить к себе египетские провинции, которые были житницей Востока. Но когда Василиск (475-476) решил осудить решения Халкидонского собор, более 500 епископов поставили свои подписи под соответ-ствующим документом. Конфликт переродился в жестокую борьбу между константинопольским епископом Акакием и монофизитским архиепископом  Александрии Петром Монгом, которого поддерживал Рим. Император Зенон (479-491) решил ввести единство декретом, издав пресловутый «эдикт о союзе», который только ухудшил положение. Поскольку римские епископы после некоторых колебаний отказались принять его и выступили против обеих партий.

         Религиозное примирение между Римом и Константинополем состоялось только при императоре Юстине I (518-527) по инциа-тиве его племянника епископа Ормизда. Отделение Египта от им-перии неизбежно  шло своим путем. В момент его окупации арабами, спустя чуть больше сотни лет, монофизиты встретили захватчиков как освободителей.

Кроме Египта монофизитская церковь существует в Сирии, Армении, Месопотамии и Эпиофии. Часть египетских коптов, примерно 100 тысяч человек, состоят в союзе с Римом; большин-ство же свыше миллиона, на две третьи монофизиты. Остальные католики».

И о чем они спорили эти церковники. Все просто, проще и быть не может. Если Христос воплотился во чреве, безусловно, он принял человеческий облик. Тому доказательство наличие в церк-вах такого количества пуповин и крайних плотей Иисуса. Но так как он был зачат духом, не важно даже каким, то и духовная часть в нем присутствовала. А когда его распяли, то эти части разделились, и  та часть, которая была духовная, вознеслась на небо, а та часть, которая была человеческой, убежала в Индию. Так что церковники сами все напутали и потом веками спорили. 
 
Какие выводы можно сделать из вышесказанного? Как известно Христос говорил: «Кесарю кесарево, Богу богово». Или  «Нет власти как от Бога». На самом деле получается все с точностью на оборот. Неизвестно бывает ли кесарю богово, а вот Богу, как правило, бывает кесарево. Как кесарь скажет, так и будет. И нет Бога как от власти. 

        Тому примеров сколько угодно. Большевики пробыли у вла-сти не долго, а религию сделали. В каждом городе стояли идолы,
и болшевистские молельни ВПШ (Высшая партийная школа) на-зывались. А если бы они правили лет триста или более.

В истории Египта есть пример как фараон резко поменял ре-лигию. Только он допустил одну ошибку, забыл вовремя замуми-фицировать жрецов старой религии и они его самого, потом замумифицировали и все вернулось на круги своя.

      По мере развала империи разваливалась и церковь. И не в Боге дело или его сущности, а дело в сферах влияния.

       Красноречивый пример из истории церкви о том, как прохо-дили выборы епископов: «Дамасий и Марцелин горели необуз-данным желанием завладеть кафедрой, Распри между ними привели к стычкам, в которых были убитые и раненные и которые привлекли с обеих сторон многочисленные подкрепления. Префект Вивенции не сумел овладеть положением и был вынужден удалиться в предместье. Дамасии вышел, в конце концов, победи-телем при поддержке своих приверженцев. В результате столкно-вении в базилике Сицинина, где христиане обычно собирались на свои обряды, в один только день насчитали 137  трупов, и было потом трудно утихомирить плебеев, коль они не на шутку разо-шлись.

        Учитывая это состояние дел в городе кажется мне, несомнен-ным, что немало соперников в погоне за властью всеми силами пытались истребить друг друга. Они были уверены, что смогут впоследствии обогатиться вкладами матрон, будут разъезжать в каретах, в изысканных одеждах и угощаться за столь обильно ус-тавленными столами, что с ними не сравнится и царские пиры.

       Уважение, которым они могли бы пользоваться, было бы со-всем иным, если бы, образом жизни, презрев величие Рима, ис-точника всяческих пороков, они подражали бы образом жизни провинциальным прелатам, воздержанным в еде и питье, скромно одетым, с покорно потупленным долу взглядами, чистых и сдер-жанных перед вечным Богом и его истинными служителями». Борьба за владычество, в церковной иерархий шла не на жизнь, а насмерть. Христианские священники сообразили что Бог только предлог к извлечению прибылей, и старались завладеть властью любыми средствами».   

Еще 500 лет назад Еразм Ротердамский в книге «Похвала глу-пости» писал: «А верховные первосвященники, которые заступают место самого Христа? Если бы они попробовали подражать его
жизни, а именно бедности, трудам, учительству, крестной смерти, презрению к жизни, если бы задумались над значением своих ти-тулов – «папы», иначе говоря, отца и «святейшества»,- чья участь в целом свете оказалась бы печальнее? Кто стал бы добиваться этого места любой ценою или, однажды добившись, решился бы отстаивать его посредством меча, яда и всяческого насилия? Сколь многих выгод лишился бы папский престол, если б на него хоть раз вступила бы Мудрость?

        Мудрость сказала я? Пусть не мудрость даже, а хотя бы кру-пица той соли, о которой говорил Христос. Что осталось бы тогда от всех этих богатств, почестей, владычества, побед, должностей, диспенсации, (разрешение нарушить церковный закон), соборов, индульгенций, коней, мулов, телохранителей, наслаждений? (В нескольких словах я изобразила вам целую ярмарку, целую гору, целый океан всяческих благ.) Их место заняли бы бдения, посты, слезы, проповеди, молитвенные собрания, ученые занятия, пока-янные вздохи и тысяча других столь же горестных тягот. Не сле-дует также забывать об участи, которая постигла бы бесчисленных чиновников, копиистов, нотариусов, адвокатов, промоторов, секретарей, погонщиков мулов, конюших, банкиров, сводников.… Прибавила бы я еще словечка два покрепче, да боюсь оскорбить ваши уши.…В общем, вся эта огромная толпа, которая отягощает, - или нет, прошу прощения, - которая украшает римский престол, была бы обречена на голод. Но еще бесчеловечнее, еще ужаснее, еще нестерпимее было бы пожелание, чтобы верховные князья церкви, эти истинные светочи мира, снова взялись за суму и посох.

Ныне же, напротив, все труды возлагаются на Петра и Павла, у них ведь довольно досуга, а блеск и наслаждение папы берут себе.
При моем содействии никому в целом роде людском не жи-вется так привольно и беззаботно, как им».

        То же самое можно сказать и о патриархах православных
церквей, и примазавшимся к ним мракобесам рангом поменьше

        Вот так люди и создают себе Богов. Потом начинают уточнять, от, куда и как они появились, и что они из себя представляют. На эту тему столько написано, что и вообразить трудно. Возникла целая наука, теология называется. И стоит почитать произведения святых отцов философов средневековья и сразу видно, что умных мыслей там нет, сплошное  словоблудие. Приведем пример подобного словоблудия.

     Дунс Скот. Преподавал, а Оксфордском и Парижском универ-ситетах в 1302-1307гг. Член ордена францисканцев. Именовали его «тонкий доктор», как было принято в схоластической традиции. Он писал: «…На это возражают, что она не есть актуально сущее (in actu), а только потенциально сущее. На что я отвечаю: материя не есть материя в потенции, ибо материя не сесть материя; она, как сказано, и не форма, и не сложная вещь. И то же можно сказать о прочих; следовательно,  она ничто.

Это подтверждается (следующим рассуждением): если материя есть потенциально сущее, то она есть либо материя в потенции, либо сложное в потенции. Но она не форма в потенции и не сложное в потенции, так как, если бы то и другое усматривалось в бытии, она не была бы материей. Подобным образом если бы ус-матривалось в бытии, что она есть нечто одно из этих двух, то следовало бы, что нет невозможного. Ибо возможное, если бы ус-матривалось в бытии, и т. д. Таким же образом материя не есть материя в потенции, так как тогда материя не была бы материей, а сущее само по себе не обозначается многими способами, как это явствует из второй книги «О душе»; стало быть, материя не есть потенциально сущее, и т. д.»   

      Смысла во всем этом столько же, сколько в лозунге, висевшем, как рассказывают, над вокзалом в Казани: "Коммунизм – пыздыр максымардыш пыж!" - только последняя конструкция намного мощнее.

       Как видим, очень умная мысль. Создается впечатление, что этого философа мама, в детстве, роняла головой на пол. Не зря еще Цицерон еще за долго до Дунса Скота писал: «Право же, какую можно высказать еще нелепость, которая бы уже не была бы высказана кем – ни будь из философов».

Можно и продолжить в том же духе: «Когда мы замечаем, что
потенциально сущее перестает функционировать и потенция пе-реходит в импотенцию, то материально сущее уже не сесть потен-циально сущее (de facto) и не есть материально потенциалное, а есть импотенциально не материальное, и, потеряв форму,  переходит ни во что, и остается только и думать (de jure), что о спасении души и т.д.

      В основе импотенциальности лежит трансформация, сублима-ция, плюрализация и рекомбинация полученных ранее впечатлении и возникновении новых ассоциации, чье соответствие или не соответствие концептуальной действительности выясняется лишь в дальнейшем, что и является императивом критерия когерентности аспекта бытия данного субъекта и мотивацией спасения его души, и т. д.»
       Когда прочитал это рассуждение дед Савелии, он сказал: «Токмо то оно что. У людей вон что, и то ни чего. То что каса-тельно, оно не обязательно, а коснись такое дело вот те и пожа-луйста».

      Такая наука устраивала церковь и процветала. Но стоило, кому ни будь сказать, что-либо умное его сразу тащили на костер, или, в лучшем случае, в тюрьму. Тому пример:

      Роджер Бекон. (1214-1292). Преподавал в Оксфорде. Член ор-дена францисканцев. По приказу духовных властей, был подверг-нут длительному тюремному заключению, за то, что писал:     «Действительно существуют четыре величайших препятствия к постижению истины. Они мешают всем и каждому человеку и едва позволяют достичь подлинной мудрости. А именно это пример жалкого и недостойного авторитета, постоянство привычки, мне-ние несведущей толпы и прикрытие собственного невежества по-казной мудростью. Ими опутан всякий человек и охвачено всякое состояние, ибо в жизни, науках и всяком занятии для одного и того же вывода пользуются тремя наихудшими доводами: это передано от предков; это привычно; это общепринято, следовательно, это должно придерживаться». 

       Комментарий здесь излишни, это утверждение актуально и в наше время. Кроме того, Бэкон считал главной наукой математику, а истинным то, что подтверждается опытом, за что и пострадал. В таких условиях шло развитие науки в христианском мире, и это продолжалось веками. Религия стала тормозом всего прогрес-сивного, светлого и справедливого. Наступил период самого страшного мракобесия, и кровопролития. Бедствия, принесенные человечеству христианством  невозможно посчитать. А. Шопен-гауер писал: «Вера и знание - это две чашки весов: чем выше одна, тем ниже другая».

      «Философия, как и медицина, частенько пичкает нас дрянными снадобьями, реже хорошими и почти ни когда не предлагает по – настоящему полезное лекарство». Шамфор. 

      Тем не менее, философия играла и играет свою роль в реальной жизни и даже не бытовом уровне. К примеру, если у вас жена просто домохозяйка и не имеет даже «всевышнего» образования, и скажет вам что щи прокисли, вы, конечно, можете и возмутиться, за то, что она их не убрала в холодильник. Совсем другое дело, если ваша жена закончила философское отделение университета. Она уже так не скажет, она это объяснит вам с научной точки зрения, примерно так:  «Генезис брожения, логический мысля, не мог не испортить субстанцию щей». Здесь то и возразить вам будет нечего, если вы не кандидат технических наук. Если у вас тоже образование всевышнее техническое, то вы можете устроить диспут и высказать свои соображения по этому поводу, примерно следующие: «Так почему вы, сударыня, черт вас подери, не пере-дислоцировали данный презервуар, простите, резерватив, в крио-генную установку, для подавления воздействии на данную субстанцию генезиса брожения путем воздействия на него низкой температуры?»

       Философы всех мастей и калибров веками вели споры прак-тический ни о чем. Прав был апостол Иоанн, когда сказал: «В на-чале было слово». Ему следовало бы добавить: «Потом появилось словоблудие». И только когда ученые стали полагаться на экспе-римент и опыт, наука получила свое развитие, и начала приносить реальную пользу человечеству.

      Но точку в философских спорах поставил великий сын Богом избранного народа, классик еврейской поэзии И. Губерман. Он писал:
                В эпоху любых философии
                Солонка стоит на клеенке.
                И женится Лева на Софе,               
                И Софа стирает пеленки.
                Пусть время, как поезд с обрыва,
                Летит к неминуемым
                Но вечером счастлива Рива
                Что Сема доволен обедом.

 Томит Моисея работа,
 Домой Моисею охота,
 Где бродит обширная Хая,
 Роскошно себя колыхая.
 Не спится горячей Нехаме,
 Под матери храп непробудный,
 Нехама мечтает о Хаиме               
 Который нахальный, но чудный.

                Обильные радости плоти,
                Помимо своих развлечений,
                Прекрасный вдобавок наркотик
                От боли душевных мучений.
                Во все времена и эпохи
                Покой на земле или битва,
                Любви раскаленные вздохи –
                Нежнейшая Богу молитва.

            Кроме того, он еще писал:
                Все дороги в России – беспутные,
                Все команды в России – пожарные,
                Все эпохи российские – смутные,
                Все надежды ее – лучезарные.

                ***
                В объятьях водки и режима
                Лежит Россия недвижимо.
                И только жид, хоть и дрожит,
                Но по веревочке бежит!

    Но в те времена его не поняли и дали немножко посидеть. Дис-сидент называется. Благодаря чему он проникся пламенной любо-вью к России, и уехал в землю обетованную. Теперь он там развлекает сынов Богом избранного народа своими каламбурами, выступая с эстрады, и, как обычно, поливает Россию помоями.  К тому же он относится к пархатым евреям и приезжает в Россию и ни кто ему еще не закатил по морде, а жаль. Его вирши вполне того заслуживают. 
          
РЕКЛАМА

 Богатство лучше бедности, хотя бы в финансовом отношении.
Всемирная история. Банк Империал.

$$$
; АНЕКДОТЫ ;
                Выхожу я на Бродвей -
                Глядь, в окне стоит еврей.
                История скандальная,
                Ведь стекло зеркальное...

***
          В  советских  школах сейчас изучают два иностранных  языка - идиш для уезжающих и китайский для остающихся.

***
           - Почему жизнь в России так подорожала?
           - Она перестала быть предметом первой необходимости.

ПИЦЦА
     Для  теста  надо:  4  стакана  муки,  пол пачки дрожжей, 1 яйцо, 2 столовых  ложки  сахара,  2  столовых  ложки  маргарина.  Воды или молока  -  по  тесту.  Тесто  должно  быть  чуть  мягче,  чем   на пель-мени.  Тесто перемешать   сделать  и  на  пол часа поставить в теплое место. Тесто  раскатываешь по  противню толщиной  где-то 2  см. и загибаешь  края,  чтобы  ничего  с  нее  не  стекало. Потом мажешь тесто сверху  томатным соусом.  Сверху раскладываешь  ветчину, сыр (нарезанные ломтиками)  и помидоры  (кружочками).   Жареный лук по вкусу. Размешиваешь   яйцо   с   майонезом   (примерно   пол  стакана)  и намазываешь сверху  на пиццу.   В конце  концов, посыпаешь  все это сыром мелко покрошенным и  ставишь в духовку.   Там варишь [жаришь] ее примерно 20-25 мин. пока не подрумянится. Можно использовать для пиццы и красный сладкий перец, маслины или оливки без косточек. Можно использовать и колбасу.

   Салат закусочный "Любовница"
     Салат этот называется так, поскольку состав его полезен для муж-чин. Салат этот слоистый и очень нежный на вкус.    2-3 средней ве-личины моркови натереть на крупной терке,  добавить  горсть изюма без косточек и, помяв все немного руками, чтобы морковь  пустила  сок, оставить в отдельной посуде. Тем временем 200 г любого твердо-го сыра также натереть на той же терке и, добавив 2-3  зубчика  из-мельченного  чеснока,  перемешать.  Эту  массу  тоже следует пока отложить в отдельную посуду. 1  среднего  размера  отваренную  свеклу  натереть  на  крупной  терке  и перемешать с порезанными мелко грецкими орехами.    Теперь следует взять глубокую салатницу и уложить в нее слоями то, что мы приготовили, помазывая каждый слой майонезом. 1-й слой - морковь с изюмом - майонез; 2-й слой - сыр с чесноком - майонез, 3-й слой - свекла  с  орехами. Сверху опять слой майонеза и украшение для  верха  -  цветы  из  кураги  или гирлянды изюма.

Бутерброды
      В дословном переводе бутерброд обозначает масло на хлебе. Но в наше время принято называть бутербродами всевозможные комбина-ции из разных продуктов. Все зависит от вашей фантазии и наличия продуктов. Ученые заметили: «Толщина вашего бутерброда прямо пропорциональна толщине вашего кошелька».
     Так что дерзайте господа.