Хусепе де Рибера

Улексия Миссосупова
Хосе де Рибера, Хусепе де Рибера (исп. Jos; de Ribera, по прозвищу Spagnoletto — маленький испанец; 1591—1652) — испанский живописец, рисовальщик и гравер, известный представитель барокко в живописи.
Он родился 12 января 1591 в Хативе близ Валенсии, учился у Франсиско Рибальты. В 13-14-летнем возрасте Рибера 1613 уехал в Италию и с 1616 до самой смерти в июле 1652 жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора.
Отправившись в Италию, он впоследствии в совершенстве овладел манерой, характерной для Караваджо - тенебризмом. В затемненнных помещениях он научился в совершенстве передавать резкие световые контрасты и скульптурную пластику формы. В более поздних работах видно богатсво цветового колорита и более мягкие контуры формы.
После смены власти в Неаполе в 1620 году художник как живописец оставался невостребованным, но много работал в области офорта. Благодаря применению изобразительных приемов караваджизма, графика Риберы стала совершенно новым явлением в истории гравировального искусства. Во второй половине 1620-х годов к Рибере пришла известность.
В 1626 г. он был избран членом Римской академии Святого Луки.
В 1629 г. новый вице-король герцог де Алькала вернул Рибере привилегированное положение придворного живописца. А после посещения мастерской Риберы великим Веласкесом его заказчиком становится Филипп IV.
Для творчества Риберы 1620—30 годов характерны драматические сцены мученичества, в которых подчеркивается победа воли над физическим страданием. В своем изображении осязаемой действительности, заставляющем зрителя видеть конкретно каждую деталь, Рибера превзошел всех других художников эпохи барокко.
С середины 1630-х годов, продолжая создавать драматически напряженные полотна, художник стал обращаться и к другим образам, главным для него становится душевное состояние человека. Тематика его произведений разнообразна: античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни святых.
Используя замысел одной из гравюр Дюрера, Рибера создает выразительную и глубоко человечную композицию «Святая Троица». Для монастыря Сан-Мартино художник создает цикл монументальных полотен — «12 пророков», в которых он дает не сверхчеловеческие идеальные образы, а изображает конкретных, выразительных своей одухотворенностью живых людей.
Высшим достижением творческого гения Риберы стала картина «Св. Инесса», на которой изображена юная девушка-христианка, которую выставили обнаженной перед толпой, за то что она не желала поклоняться языческим богам. Но произошло чудо: волосы Инессы внезапно отросли до пят, прикрыв наготу, а спустившийся с небес ангел накинул на ее тело покрывало.
Святая Инесса
Улекса фон Лу
Дева в молитве. Святая Инесса
сердцем отвергла языческий храм,
Деву продали в доходное место,
и обнаженной послали в бедлам.

Ангелы скрыли сиянием тело,
волосы выросли словно до пят,
С благоговением дева на небо,
смотрит, и слезы печали блестят.

Как гармонична в страдании дева,
белым плащом тело скрыто ее,
с неба покрова струение - белое
в охру и золото, слой терракот.
Сепия масла Риберы прекрасна,
дева возвышенна и на коленях!
И монохромность поющих здесь красок -
псалмы душе героически светлой.
С той же модели была написана и "Кающаяся Магдалина". Но если Инесса - совсем юная женщина, то в Магдалине мы видим взрослую женщину, благородную в страдании и искреннем раскаянии. Картина удивительна тем, что здесь написан образ не воплощенного греха, а чистоты и целомудрия искреннего раскаяния.
Конец своей жизни Рибера провел в своем доме в предместье Неаполя всеми забытый, больной и нуждающийся.
2 сентября 1652 г. художник умер.
Большинство произведений Риберы хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе святого Януария).
----------------
Материалы википедии, блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post131400826/
и страниц книги "Великие испанские художники". "ОЛМА-ПРЕСС образование", 2005.