Переправа

Григорий Ковардин
Из серии рассказов  Великая Отечественная, глазами мальчишки.

                ПЕРЕПРАВА.

  Событие, о котором я хочу Вам, дорогие читатели рассказать, случилось в июле 1941г. Это было под г. Путивлем , что на реке Сейм. Наша семья ехала на пароконной бричке с шатром из фанеры, на подобии цыганской кибитки в бесконечном потоке беженцев, армейских частей и гуртов скота, у которых была одна цель- это восток. Я не оговорился, собрав в слово « поток» воедино и беженцев, и армию и гурты скота. Дело в том, что то ли по приказу свыше, то ли ещё как, но все колхозы и совхозы угоняли свой скот в тыл, и поэтому буквально все дороги били забиты гуртами и отарами. И вот впереди река Сейм. Перед единственным мостом через реку простирался большой луг буквально забитый людьми , бричками, военными и скотом. На переправе командовали военные, и конечно же, в первую очередь пропускали военных, отступавших вместе с нами, а остальные оседали на этом лугу. Это описание, как бы предисловие к тому ужасному событию, которое произошло через несколько минут позже.
  Я беру на себя смелость описывать эти подробности потому, что спустя 60 с лишним лет, не каждый сможет представить эти ужасные события тех далёких дней 41 года. Просто налеты и бомбежки, это было обыденное дело. Когда раздавались крики  воздух, все уже знали, что приближаются фашистские самолёты, и, разбегались кто- куда,лиш бы подальше, так как по горькому опыту знали , что в основном бомбят дороги и всё что на ней есть. Правда, бывали случаи, когда фашистские  асы со свастикой на фюзеляже, гонялись и за одиночками. Такое у этих стервятников было «развлечение».
  Есть у лётчиков выражение- «карусель». Фронтовики знают, что это такое. Это, когда группа самолётов выстраивается в круг и по очереди пикируют на цель,т. е. на нас, сбрасывая бомбы и обстреливая из пушек и пулемётов всех и вся, что под ними. И вот это случилось на переправе, где находились и мы.
  Когда раздались крики " воздух " мы увидели группу фашистских самолетов летевших к переправе. Бежать было абсолютно некуда. Представте на минуту луг в 10 -15 гектаров, который буквально забит гуртами скота, военной техники, повозками и людьми, как на хорошем базаре, и всё это гудит, мычит, кричит, сплошной гвалт и стон. Стервятники выстроились в круг, и начали своё страшное дело зная, что при таком скоплении людей , скота, техники на лугу ни одна бомба и пуля не пролетят мимо. В этом аду только треск пулемётов да разрывы бомб, и такой рёв скота и вопли людей, что волос становился дыбом. Я сидел на облучке повозки, натянув возжи, удерживая лошадей, а мама, прижав к себе детей лежала на дне повозки. Наши лошади рвались, поднимались на дыбы, и я прилагал все свои детские силёнки, что бы удержать их на месте, боясь, что если «понесут», мы погибнем все. И честно говоря, совсем не было возможности смотреть по сторонам, так-как всё моё внимание было сосредоточено на лошадях. А дальше всё что случилось, было кошмарным сном
  Мне в лицо влепило куском окровавленного мяса! Не знаю от кого или от чего. Лицо всё было залито кровью, и когда я оторвал этот шмат мяса от лица и увидел его, я полностью отключился. Много лет спустя, когда я нашел маму, она мне рассказала о том ,что произошло дальше.
  Слово моей маме:  Я услышала твой отчаянный нечеловеческий крик, и когда подняла глаза, увидела тебя всего окровавленного, с дико вытаращенными глазами, полными ужаса. Я удерживала меньших, а ты в это время, спрыгнул с повозки и исчез среди разрывов бомб. Идти искать тебя я просто не могла, бросив остальных ребят, и только сердце замерло от горя и от той ужасной картины, которую минуту назад я видела. Сказать честно, сынок, я подумала, что это осколками бомб или пулями так искровенили твоё тело. Когда бомбёжка прекратилась и самолеты улетели, я осмотрелась и пришла в ужас от увиденного мной, мне стало дурно, хотя, мой сын ты знаешь, что я не робкого десятка, но при виде горы окровавленных тел людей, в перемежку с развороченными тушами скота, разбитыми повозками, моё сердце чуть не остановилось. Такого страшного налета я больше не видела, хотя мы ещё долго ехали на восток, подыскивая место, где можно было бы остановиться, и ждать окончания войны»
  А теперь, дорогие мои, я продолжу свою Одиссею.
Очнулся среди кустов, на берегу реки, в нескольких километрах от переправы. А пришел в сознание от того, что рядом кто-то разговаривал, упоминая меня. Я силился открыть глаза и не смог и что мне пришло в первые секунды , что я ослеп, мне стало страшно и наверное я застонал, потому, что чей-то голос сказал .« Гляди ребята, а пацан то живой, хотя весь в запекшейся крови, что и не поймешь, его ли это кровь, или чужая. Давайте воды, промоем да посмотрим чем можно мальцу помочь». Я почувствовал, как мне стали обмывать лицо. И о Боже, мне в лицо брызнул солнечный свет, что я поневоле зажмурил глаза. Когда я их открыл, то увидел вокруг стоящих военных, которые с участие и любопытством рассматривали меня, наверное видок у меня был не ахти. « Это наверное пацан с переправы, которую вчера бомбили, глядь куда его занесло со страха». Так я узнал, что пролежал в этих куста целые сутки. И первая моя мысль, как я очухался, это о маме и братьях.  Ты как сюда попал», спросил меня один из военных? И я рассказал им всё, что было с нами начиная с 22 июня , по сей день, и конечно про бомбежку на переправе, а вот ,как я оказался в нескольких километрах от переправы ничего не помню.  Выходит, что ты потерял всю родню и остался один?, выходит, что гак. И когда они узнали, что мой отец командир Красной Армии, решили,что пока я буду с ними, а как выдут своим посмотрят, как поступить дальше.
Вот так я попал в отдельный противотанковый 118 полк, который заменил мне и дом и семью на долгие 4 года войны.

8- 05- 2008 г.