О Владимире Ивановиче Поветкине

Галина Ларская
            Владимир Иванович Поветкин художник, поэт, музыкант, скульптор, резчик по дереву, философ, гусляр, композитор. Он мог построить дом, сделать мебель. Он одухотворял всё, к чему прикасался.

Начало знакомства:

Питер. Моя подруга Белла пришла ко мне с художником Володей Поветкиным. Они с Беллой работали охранниками в каком-то учреждении. Володя — отрок с иконописным лицом, сдержанный до отрешённости, у него прямой и чистый взгляд. В нём спокойствие и холодноватость. Среди васильков во ржи, среди лесов и полей он был бы хорош. Город Володя не любит. Смертельно любит музыку. Он носит серебряное кольцо с якорем. Манера говорить и интонации у него провинциальные. Голос  не громкий. На голове копна русых густых волос. Тонкая, хрупкая фигурка. Краснота и смуглота лица.

Володя Поветкин подарил мне древнеиндийскую книгу “Глиняная повозка”.

*

Несколько дней у меня гостил Володя Поветкин. Он весь в себе, под внешним бесстрастием много мыслей и детское начало. Он молчалив, красиво ест, постоянно слушает музыку.  Два раза мы были с ним в церкви. Он хорошо рисует карандашом. Такое впечатление,  что он не нуждается в людях. Ко мне он не проявил ни тепла, ни доброты. Но он послушно делал всё, о чём я его просила, что было необходимо по хозяйству. Вместо слов мы с ним разговаривали глазами.

*
 
7 июля 1971 год. Я приехала в Новгород, чтобы повидаться с Володей Поветкиным. На душе легко. Много света, неба, ветер. Влюбляюсь в Володю Поветкина, он очень красив, прям и светел. Он познакомил меня со своим другом Володей Гребенниковым художником, у него большая семья, чудесная жена Света, четверо детей.

Володя мало спит, сон его был нарушен в армии. Он носит берет, когда он его снимает, то делается таким красивым, что глаз не оторвать. Он весь в себе. Иногда в нём мелькает детское.

Я чувствую в нём чистоту и покой. Он молчалив, но не гнетуще. В нём нет суеты. У него прекрасное иконописное лицо древнего русского князя. Он полон созерцанья. Меня он редко о чём-нибудь спрашивает. Из дерева он режет невероятной красоты тарелки, ложки, у него изысканный вкус, в куске дерева он уже видит своё будущее творение. Я любуюсь его красотой внешней, подозреваю большую красоту внутреннюю, чувствую в нём одухотворённость, но он далёк от меня.

Володя Поветкин часто провожает меня от Гребенниковых к Элле Тихоновой. Я у неё гощу.

8 июля. Володя Гребенников естественен, мягок, добр, прост в общении.

10 июля. У Володи Поветкина много слушаем музыку, Моцарта “Реквием”, “Кармину Бурату” Карла Орфа, 2-ю симфонию Густава Малера.

Горячее чувство вызывает Володя Гребенников. Его вопросы не иссякают. Он очень нравится мне. Он и Света, он и дети, он и Володя Поветкин... Подкупающая прямота и человечность.

14 июля. Плохо Володе Поветкину. Молчаливое шествие по ночному городу к Эле с Ярославого дворища, где живёт Володя. Так происходит три вечера подряд. Пожалуй, у нас с Володей плохое молчание – разъединённость.

Играла в библиотеке Моцарта.

17 июля. После храма пришла к Володе Поветкину, принесла ему письма Дружининых о святом Фёдоре Стратилате. Когда он открыл мне дверь, то прямо взглянул в глаза, открыто, хотя он всегда таинственен мне. Когда прощались, он в глаза не глядел. Он говорит, что устал. Рассказ Андрея Платонова “Юшка” потряс его.

19 июля. Прощание с Новгородом. Володя Поветкин был детски светел сегодня. У Гребенниковых разыгрывали "Теремок", Володя Поветкин – ёжик, Света – волк, малыши двойняшки у нас с Володей Поветкиных на руках.

Володя Гребенников проводил нас немного, горячее дружеское прощание. Бог был рядом с нами в этот момент, я молилась о нём.

Рассказывая мне свою сказку о старике, ходившем за солнцем, Володя забыл обо всём. У него были детские интонации в голосе.

Володя Поветкин показал мне свои блокноты. Я глубоко уважаю данные ему дары. Он музыкален, в детстве слышал в себе внутреннюю музыку, он хорошо рисует, он резчик по дереву, из жести делает солннышки и дарит их многим людям, он пишет былины.

Он опять подарил мне много подарков. Он рассказывал мне о разных правителях, о людях, не знающих солнце. Простились мы быстро и просто. Он сказал мне: “Пока. Передавай привет Лине и Олегу”. Я: “Счастливо”. И он, не оглянувшись, ушёл. Мы с ним очень разные.

*

Часто снится Володя Поветкин.

*

Москва 

У меня были в гостях Володя Поветкин и Мила, они сидели на полу у стены, Мила плакала, Володя молчал. Несколько месяцев назад, когда Мила ехала в Новгород, я сказала ей: “Не влюбляйся в Володю”. Она влюбилась. И вот теперь наступил разрыв в их отношениях. У Володи и его друга Володи Гребенникова в Новгороде большие неприятности. Молюсь за них.

*   

Пришло письмо от Володи Поветкина. Удивляюсь сердцу своему – и этот человек любим мною.

Я получила письмо от Володи Поветкина и его мамы Марии Федоровны, они зовут меня в гости в Курск. Я испытала смятение, лихорадка почти напала на меня.

Курск

18 июня 1972 год. Володя и его мама Мария Фёдоровна пригласили меня погостить у них в Курске. Я испытала смятение, на меня напала внутренняя лихорадка. Страшусь и волнуюсь. На Тебя, Господи, возлагаю всё.

25 июля. Еду в Курск. Меня провожали друзья Лина и Олег–Володя Иванов, он очень изменился к лучшему. Родной.

Володя Поветкин встретил меня. Мама его очень красивая, статная, естественная, милая. Они похожи.

Много прекрасной музыки, от которой почему-то хочется плакать, слушаем с Володей. Володя удивителен. На него идут гонения. Ему не дают делать то, что он хочет, а он идёт своим путём. Господи, помоги ему и его маме.

Марию Фёдоровну хочу звать “мамой”. Хочу быть тихой, кроткой, молчаливой. Масса клубники у неё на даче.

Лес, маленькое озеро. Читаю стихи.

Любовь к Володиной маме. В душе моей нечто больше уважения к ней. Слёзы, когда о ней думаю. Хочу беречь её. Мария Фёдоровна шутит, считается с мнением людей, говорит, впрочем, мало. Лицо её напоминает мне облик Нины Михайловны Немирович-Данченко, моей учительницы по дирижированию в Музыкальном училище. Она высокого роста, хорошего сложения, красива, в ней есть величие, что-то от осанки благородных индейцев. Жизнь углубила в ней умение работать, дала ей возможность обрести терпение и мужество.

Вечером плавали с Володей в озере.

Ничего не ждать от людей.

28 июня. Господи, освяти, продли мою любовь, укрепи. Помилуй нас и тех, кто обижает Володю. Володю в жизни много преследовали оттого, что он не такой, как все. Они с мамой много натерпелись.

Мама его неустанно трудится. И Володя, и Мария Федоровна достойны восхищения. Оба естественны, прямодушны, талантливы. Мария Фёдоровна возделывает сад.

Вечером вчера гуляли с Володей. В сердце моём по временам обитает холод. Мы читали друг другу стихи, Володя читал Мандельштама и Киплинга.

На террасе ели клубнику с белым хлебом, пили воду. Мама в это время спала. Я отдыхаю подле неё, с ней легко, просто, хорошо. Родимая. Она внимательна и заботлива.

Даруй мне брата и друга в лице Володи, Господи.

Читаю книгу о композиторе Глинке, переписываю в дневник цитаты из неё. Читаю о Николае Огарёве, о Белинском, Ростислава Генина "История фортепьяно", о Фрескобальди.

29 июня. Володя работает рубанком, пилой, некрасивые доски превращает в стройные полки для книг. На всём, что он делает, печать одухотворённости лежит.

Мне хорошо здесь. Мои любимые рядом. Чем я могу облегчить их жизнь? Помоги мне не быть им в тягость. Я немного готовлю еду. Читаю, делаю выписки из книг о музыке.

Никаких кривляний рядом с Володей и его мамой быть не может, так они гармоничны и естественны. Я восхищена ими - Твоими детьми.

Володя, береги маму!

Улыбка Марии, её пристальный взгляд, её голос. Как жажду я материнской любви земной. Я с двух лет не знаю, что такое мама. Мария Фёдоровна, видимо, сильный человек.

Володя и дерево – два естества, что крепче? Слияние художника с его творением. Володя – ребёнок. Красота обжигает сердце, красота говорит о Творце её.

30 июня. Мне надо всё принимать с благодарностью, ничего не просить кроме терпения, любви, кротости.

Приехали с дачи в город с Володиной мамой. На рынке нас настигла дикая гроза.  По неровным улицам неслись реки воды. Сняв башмаки, я шла следом за Марией Фёдоровной босиком, как и она. Благополучно добрались до дома. Она не позволяет мне тратить деньги на еду.

На стружках от Володиной столярной работы пишу детские стихи, нарисовала его профиль по памяти. У Володи от усталости голос делается всё глуше.

Самолюбие - прочь!

1 июля. Дважды была в храме. Близость Бога, близость святого Серафима Саровского, который родился в Курске. Вечером хорошо говорили с Володей, он скорбит о своём знакомом Д. из Новгорода.

2 июля. Глубокая скорбь в душе и плач.

Володя очень вынослив, у него крепкие руки. Весь день он строгает и пилит. В Новгороде он мало ел, мало спал.

Чем больше наблюдаю его, тем больше он мне нравится. Молю Бога о нём! Какая красота лица, какая пластика тела. Он прекрасен за работой и когда слушает музыку. Он почти всегда спокоен. Иногда у него вспыхивают глаза, темнеют от внутреннего горения. Что в душе его? Чем живёт внутренне этот удивительный человек? Он – Рихтер – в резании по дереву. Стихия дерева, музыки, ритма, пластики, солнца живёт в нём. Иногда он шутит, и его шутки открывают его с иной стороны.

Эпизод из прошлого: Володя говорит маме: "Мама, опять один хлеб?" мама отвечает: "А ты возьми два хлеба".

У него синие чистые глубокие глаза, весь он ладный. Он сам себе шьёт одежду.

Мария Фёдоровна тащит на своих плечах те доски, которые Володя изготовил – и днём и ночью, и в сухую погоду, и в дождь. Мария Фёдоровна вяжет, умеет ткать ковры, красиво красит шерсть, шьёт себе платья, рубашки Володе, делает лестницы, работает на огороде. Часто молюсь о ней.
 
3 июля. Этот Володя какое–то чудо! Он сказал мне, что когда он своими руками сделал первую вещь, он очень много узнал о людях. Он сказал, что надо делать вещи и не показывать никому, чтобы не впадать в гордость. Он говорит, что сейчас делают временные вещи.

Я вспоминаю Ахматову: “Ведь где-то есть простая жизнь…” – так мы и живём – просто. Это отрадно мне. Хочу летом что-то делать руками, надо научиться вязать, шить, вышивать.

Мне хорошо, тепло, просто с Володей. Слушали “Stabat Mater” Дворжака, произведения Веделя. “Покаяния двери отверзи ми”. Тихо и сладко на душе.

Вечером гуляли с Володей по тихому Курску, по горам и лестницам шли. Кошки бегали, лягушки прыгали. Сохрани нашу дружбу, Господи!

Вдруг сгущаются тучи, начинает сжиматься сердце.

Молитвенная музыка разгоняет мрак, утешает,  умягчает. Разбираю пластинки.

Никому не хочу быть в тягость. Но Мария Фёдоровна и Володя меня кормят. Когда я попыталась что-то купить к столу из еды, она огорчилась, а вслед за ней и Володя. Объяснившись с Володей, я услышала от него, что существует круговая порука добра. Я сейчас принимаю добро от них, а потом сделаю его другим людям.

Володя сделал стеллаж, обжигает его огнём, дерево стало коричневым.

Радость была - я выбралась в храм. Святой Серафим Саровский утешил меня. Часто плачу. Странно ничего не делать для людей. Неудовлетворённость от этого.

Володя всё дороже мне делается. Восхищаюсь его мастерством. Как он спокоен.

6 июля. Я одна. Володя делал печь своему другу Валерию.

Стеллаж натёрт парафином. Книги поставлены на свои места.

8 июля. Я люблю его, его невозможно не любить.

Володя учил меня ткать ковёр. Долго разговаривали с ним. Мне трудно расставаться с ним – привыкла, оценила, полюбила. Его душа кажется мне выше, чище моей во много раз. Нельзя показывать свою грусть, надо быть ровной, простой, приветливой. Володя оказал на меня огромное влияние.

С глубокой грустью уезжала я от Володи и его мамы. Надо найти силы скрепить сердце, не показывать своей грусти, быть ровной, простой, приветливой.

Душа моя упивается музыкой, плачет и ликует. Восторг от Вивальди, плач от музыки сыновей Баха.

Опять боль заполнила душу, боль разлуки, боль невозможности быть с ним. Володя провожал меня, звал приезжать в Новгород. Нельзя мне туда ехать - больно.
 
Боль постепенно прошла, остались радость, благодарность, любовь.

!978 г.

От Тани Фёдоровой узнала о друге Володи Поветкина Гребенникове Володе. Его семья живёт на 70 рублей. Володю, как художника, не признают. Таня просила денег для его семьи. Работы Володи Гребенникова прекрасны.

Володя Поветкин имеет дочь Дашу от женщины – музыканта. Живёт он один, делает гусли. Киношники предложили ему сниматься в историческом фильме в роле гусляра, он отказался.

*
Июль. Мы ездили с Олей Сергеевой в Новгород на несколько дней. Видели Володю Поветкина. Его глаза чисты, прозрачны, прекрасны. Тихое естественное поведение. Он живет в мастерской на Ярославовом дворище. У него много музыкальных инструментов, он играл на гуслях и пел, первый раз в жизни слушала, как он поёт. «Побудьте ещё», - сказал он, когда мы с Олей собрались уходить.

У него много людей по вечерам, иногда они у него сидят всю ночь. Спит он днём. Он показал нам, как очищать бересту. Я нарезала из бересты тонкие ленты, постараюсь что-нибудь сплести. «Появляйтесь ещё», - сказал Володя. И очень ласково посмотрел на Олю.

На следующий день мы плели из бересты коробочки, подстаканник. Это весьма кропотливое занятие. (до сих пор жив стакан, сплетённый мной в Новгороде под руководством Володи)

Володя чего-только не сделал из бересты: начиная от огромных коробов и кончая крохотными солонками. Он учил меня играть на гуслях. Он смотрел на меня святым взглядом, в котором чувствовалась праведная сила. Как отрадно смотреть в прекрасные глаза.

У него есть чувство юмора. Он проводил нас на улицу. Когда мы днём пришли к нему, на дверях для нас висела записка. Мы сели его ждать. Он появился через полчаса, изящно и легко двигаясь в плаще, в чёрной шапочке мастера. Он очень худой, впалые щеки, курит.

Мы вместе с ним на двух гуслях играли и смотрели друг на друга. Как было хорошо! Звучание гуслей было замечательное.

Его лицо так красиво и благородно, что хочется все время любоваться им. Я плела что-то и взглянула на Володю – он смотрел на меня, поймав мой взгляд, он тотчас отвел глаза.

Его друг Володя Гребенников умён, не говорит лишних слов, в лице видна глубокая внутренняя жизнь. Лида, у которой мы живём, сказала мне, что видела на груди у Володи Поветкина крест на шнурке. Я обрадовалась.

*

23 августа 1978 г. Я опять в Новгороде с Олей Сергеевой. Чем больше видишь Володю Поветкина, тем больше начинаешь его любить. Это таинственный человек, живущий глубокой внутренней жизнью. Я спросила его: «Ты хочешь объездить весь мир?» Володя ответил: «Я его уже объездил». Я: «Как? Разве ты видел негров, цейлонцев, австралийцев?» Володя: «Да. Когда я сделал из бересты первую хлебницу, я увидел всё».

Мы с Олей съездили на теплоходе в Юрьев монастырь. Видели деревянные храмы, избы.

Плету я из бересты плохо, грубо. А Володя одухотворяет всё, к чему он прикасается. Он много шутит. Он человек не от мира сего, он мало спит, мало ест, мало гуляет.

Оля спрашивает Володю: «А Вы крещены?» Володя говорит: «Нет. Я – безбожник, раз не крещен?». Оля: «Это не значит, что Вы безбожник. Вы в Бога верите?» Володя: «Я не люблю говорить на эту тему. Всё нам уже сказано».

25 августа. Под влиянием Володи во мне проснулась жажда труда. Доведение до совершенства дела, которое ты исполняешь, есть по–моему признак святости, ибо Бог совершенен. Володя в этот мой приезд был доверчивый.

*

26 августа. Ночью я молилась Богу, просила Его вразумить меня во сне - кто мой суженый: Володя или мой друг Толя? Всю ночь снился Володя.

*

Я перечитала в Москве письма Володя ко мне, прикоснулась к его душе, письма его очень тёплые. Я много плакала от любви к нему, от боли разлуки с ним. Я написала ему письмо в каком-то огненном порыве. Ответа не было.

*

Я написала ещё одно письмо Володе. Слёзы благодати заливают моё сердце. Ответа на письмо опять не было. Или письма к нему не попадают, кто-то их перехватывает или идёт перлюстрация, письма его читают, где не надо...

*

Володя снился мне опять.

Я посылала ему письмо. Я ещё раз наяву перечитала письма Володи, они полны любви ко мне. Не слова, а энергия тепла и любви идёт от писем.

*

16 сентября. Я опять молилась о своём суженом, чтобы показали его во сне. Снился опять Володя Поветкин.

*

Звонила Лида из Новгорода. Я рассказала ей о своем письме к Володе, просила сохранить тайну. Когда Таисия Николаевна - мама Лиды передавала Володе привет от меня, он сказал обо мне: «Пусть она приезжает».

Последняя встреча с Володей на земле. Лето 1997 года:

9 июля. Я в поездке от московского храма. Наш автобус прибыл в Новгород. Я спросила экскурсовода, знает ли она Владимира Поветкина. Она сообщила мне адрес, где он работает. Я отправилась в путь.

Он теперь директор Центра музыкальных древностей. Подойдя к двери Центра, я позвонила. Володя выглянул в окно, открыл мне дверь. «Ты меня узнаёшь?», - спросила я его. «Да. Сразу узнал. Ты хорошо выглядишь. Приятно тебя видеть», - сказал Володя.

Он поил меня чаем, потом включил пластинку с православным хором и на полчаса куда-то по делам ушёл. Вернувшись, он велел девушке-сотруднице Светлане Леонидовне Васильевой накормить меня картошкой. Пока жарилась картошка, он повёл меня в зал, где многое сделано его руками резчика по дереву.

Володя час читал мне лекцию о старинных музыкальных инструментах, играл мне на каждом из них, играл виртуозно. Он велел мне написать отзыв о выставке Пустовойтова и добавить следующее: «Прослушала лекцию Владимира Ивановича Поветкина...». «И адрес и телефон свой напиши», - сказал Володя. Он и С.Л. дали мне в дорогу еды. Я подарила им шоколад.

Володя пошёл меня провожать. Мы прошли с ним до половины моста через Волхов. Он сказал: «Дальше я не пойду». Мы встретили Люсю, она сказала: «Вы чем-то похожи». «Дай я обниму тебя», - сказала я Володе и обняла его в первый раз в жизни. «До свидания, солнышко», - сказала я ему. Прошло несколько минут. Необыкновенное чувство пронизало мою душу. Как будто душа Володи прикоснулась ко мне. Я с трудом слушала людей. Всё о Володе думала.         

О Владимире Поветкине -
http://folkportal.3dn.ru/publ/6-1-0-38

http://rus.ruvr.ru/2010/10/12/25501899.html

http://vk.com/centrpovetkina

На фотографии В. Поветкин.