Кое что об истории Нуратау2

Заметки Географа
Район Нуратау это уникальное место представляющее большой интерес в историческом и археологическом плане. Здесь в древности проходили важные исторические события, так как этот район фактически являлся точкой Бифуркации. Так как он являлся воротами из обширных степей и пустынь Средней Азии в горные долины и пристанище цивилизации. Этот район сохранил следы пребывания давно прошедшей культурной жизни времен древне-персидской и греко-бактрийских царств. Также этот район являлся одним из ключевых отрезков прохождения ВШП. Кроме этого этот район находится так сказать в дервишеском треугольнике (Туркестан, Ходжекент, Самарканд).

3-5 вв.
Из Китая были вывезены некоторые приемы обработки железа, серебра , золота и приемы шелководства. Согдийские купцы являлись основными посредниками в торговле Средней Азии с Китаем (3-5 вв. н.э.) (Vasil’ev, 1947).

7-8 вв.
С конца 7 до середины 8 вв. н.э. арабы овладели основными торговыми путями Европы и Азии и стали посредниками между ними (Vasil’ev, 1947).

9-10 вв.
В период с 9 по 10 вв. происходит экономический рост Согдианы и усиление ее политического влияния (Vasil’ev, 1947).

13 в.
В начале 1220 годов захват района Нуратау монголами, разрушение оросительных каналов, сардоба, караван-сараев, дорог. Господство монголов было 175 лет.

16-19 вв.
С 16 по 19 вв. наблюдается застой и деградация, в Средней Азии. Объяснилось это тем, что мировые торговые пути, после открытия дорог из Европы в Азию и вокруг Африки и открытие Америки, переместились в район Атлантического океана, и старые караванные пути, связывающие Китай и Индию с Европой, совершенно заглохли, потеряв экономическое значение. После этого торговля получила уже региональный и субрегиональный статус, но прежние торговые связи сохранились. Бухара же стала главным оптовым транзитным складом для стран всего Центрально-Азиатского региона  (Vasil’ev, 1947).

19-20 вв.
Средняя Азия, в том числе и район Нуратау, являлась для России, источником сырья (золота, серебра, меди, хлопка), а также рынком сбыта своей продукции. Кроме этого, захват этой территории, открывал для последней, транзитные проходы (контроль за грузоперевозками) в другие регионы Центральной Азии. В период со второй половины 19 века до начала 20 в., торговые связи с другими странами (Китай, Индия, Турция) постепенно сокращались и более тяготели к Российской Империи (Троиц, Оренбург, Красноводск, Нижний Новгород). Этому благоприятствовала торговая политика Российской Империи, а также «постройка  Закаспийской железной дороги» (Vasil’ev, 1947). За период, после середины 19 века, торговая активность из Бухары, сместилась в Самарканд и Ташкент.