кризис

Иван Буранов
                КРИЗИС 2008-2009. ПУТИ ЕГО СКОРЕЙШЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
                И Буранов     полемическая статья
                ЧАСТЬ1  ВЭС
 Этот кризис зародился не в России и, по большому счету, мог бы обойти нашу страну стороной. Мог бы, если бы. И здесь можно много разглагольствовать о интеграции в мировую систему, о сырьевой зависимости от этой системы, и о смой системе. Но вместо этого вкратце пройдемся по основным причинам кризиса. Главная причина – необоснованный, гиперболический рост потребления, вызванный бесконтрольным применением кредитного плеча. Как следствие перекосы и перегибы цен.

Вторая причина – отсутствие точки опоры под рынками. Глобальное распределение труда, потребления и финансирования давно уже вопит о необходимости вменяемого механизма регулирования. На сегодня таких механизмов нет. И даже наоборот, доставшиеся по наследству от темного прошлого, институты взаимодействуют друг с другом скверно, они либо угнетают друг друга, либо взаимно возбуждаются без видимых причин. Стоит только посмотреть как колбасило во время кризиса валюты, рынки сырья, долговые рынки, фондовые рынки и все стальное что можно скрестить с понятием рынки. Что делать? Здесь можно согласится с предложением нашей страны о введении наднациональной валюты. Она должна стать регулятором всей разношерстной рыночной стихии. Вопрос как и в каком виде. Внимание ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ВСЕХ РЫНКОВ НУЖНО ВВЕСТИ НОВУЮ МИРОВУЮ ВАЛЮТУ ВЭС ( ВСЕМИРНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ СТОИМОСТИ). ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК, В ЕГО ФУНКЦИИ БУДЕТ ВХОДИТЬ МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИК ЗОНЫ ВЭС,ЭМИССИЯ ВЭС И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КВОТ СТРАНАМ, СОГЛАСНО ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. ИЗНАЧАЛЬНО ВЭС МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ РАСЧЕТАХ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ. В ПЕРСПЕКТИВЕ КОТИРОВАНИЕ ВСЕХ ФИНАНСОВЫХ, СЫРЬЕВЫХ ДОЛГОВЫХ И ПРОЧИХ АКТИВОВ СЛЕДУЕТ ПРОИЗВОДИТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЭС. ГЛАВНЫМ УСЛОВИЕМ СУЩЕСТВОВАНИЯ ВЭС ДОЛЖЖНА БЫТЬ ЕГО СТАБИЛЬНОСТЬ. ДЛЯ ЭТОГО ПРИ БАНКЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОЗДАН ИНСТУТ СТАБИЛЬНОСТИ. ВЭС ДОЛЖЕН БЫТЬ РЕАЛЬНОЙ ДННЕЖНОЙ ЕДЕНИЦЕЙ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЙ ИЗ СЕБЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ НОСИТЕЛЬ,ПОЗВОЛЯЮЩИЙ БАНКУ ОТСЛЕЖИВАТЬ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ НОСИТЕЛЯ И ВСЕ ОПЕРАЦИИ С НИМ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ. Таким образом будет возможно установить совершенную прозрачность, контроль, учет и много еще чего хорошего. И более того аналогичные финансовые системы, впоследствии можно будет ввести в рамках отдельных стран. И тогда открываются широкие горизонты по применению автоматических систем сбора налогов, пошлин, начислению зарплат, премий, расчетов за кредиты, регулярных платежей и прочих очень полезных нововведений. А самое главное такие деньги нельзя подделать, нельзя отмыть, нельзя скрыть от налогов.

        ЧАСТЬ2   НАШ ДОМ РОССИЯ
 Теперь о нашей стране. У нас принято много говорить о тупиковом сырьевом пути развития. И чем больше об этом говорится, тем дальше в этот тупик едет наша телега, запряженная лебедем, раком и щукой, с одной стороны, кобылой с обратной. Очередной кризис в очередной раз показал, что мы в месте, и место это не самое лучшее. Если в странах производства и в стране потребления падение составляет один процент у нас десять. В свете такого расклада что нам остается делать. Остается еще раз поговорить о том как избавится от сырьевой экономики, точнее как к сырьевой экономике пристроить еще что ни будь. Что ни будь такое, благодаря чему, в суровые кризисные времена не нужно будет стоять на коленях и с вожделением взирать на нефтяные котировки.
Нужны новые технологии, высокие и не очень. А где их взять? Это вам не нефтекачалка или чугунолетейка, это тонкие материи, на то они и высокие. Здесь вопрос упирается, как баран в новые ворота, в одну из наших основных проблем, в проблему науки и высшей школы. Наука и высшая школа это рычаг и точка опоры, с помощью которых можно и нашу телегу правильно запрячь кобылой и отогнать от нее лебедей, раков, щук и прочих земноводных. Один великий ученый в запале сказал: «дайте мне точку опоры и я переверну мир». Он жестоко ошибся, без рычага точка опоры всего лишь точка. В этой области тоже звучит много хороших слов и предложений. Нет главного, нет ясного понимания где мы находимся, как мы сюда попали и как отсюда выбираться. Что проблемы есть согласны все, но ни кто не хочет признавать глубину нашего низкопадения. Этакая полупозиция, что то среднее между мудрой совой, петухом на заборе и страусом, прячущим голову в песок. Попробуем взглянуть на вещи реально, не прячась и не кукарекая с забора.
 ВЫСШАЯ ШКОЛА В РОССИИ ПЕРЕРОДИЛАСЬ В НЕКУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ДИСФУНКЦИЮ. ПРОЗОШЕЛ КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД КОЛЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО. НЕСУРАЗНО ОГЛОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО И НЕУККЛОННО ПАДАЮЩЕЕ КАЧЕСТВО – ВОТ ДВЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШНЙ ШКОЛЫ СЕГОДНЯ. РЕАЛЬНО ПОЛУЧАЕТСЯ ТАК, ЧТО ВУЗЫ УТИЛИЗИРУЮТ НА ПЯТЬ ЛЕТ САМУЮ ЭНЕРГИЧНУЮ И ПЕРСПЕКТИВНУЮ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА, А В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЗВРАЩЯЮТ НЕПРАВИЛЬНООБРАЗОВАННЫХ И ИЗЛИШНЕ АМБИЦИОЗНЫХ СУБЪЕКТОВ, МАЛОПРИГОДНЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ЭКОНОМИКЕ. ЗА ВРЕМЯ БЕСКОНЕЧНЫХ КРИЗИСОВ И РЕФОРМ ВЫСШАЯ ШКОЛА САМООРГАНИЗОВАЛАСЬ, САМОРАЗМНОЖИЛАСЬ И СТАЛА ЖИТЬ САМОУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО. И ЭТО ВСЕ ПРИ ТОМ ЧТО, ЧТО НЕХВАТКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ УДУШАЕТ ЭКОНОМИКУ. СХОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И В НАУКЕ, ОСОБЕННО ТОЙ ЧТО ОКОПАЛАСЬ ПОД КРЫШЕЙ ТОЙ ЖЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. Львиная часть выпускников наших вузов становилась менеджерами по продажам, слоновья попадала на биржу труда. И вот, когда грянул кризис, и так называемых менеджеров тоже послали на биржу, ВУЗы говорят что они готовы переподготавливать своих же выпускников. Замкнутый цикл обучения – со студенческой скамьи опять на эту же самую скамью. Что делать? Отобрать все что осталось здорового… Это и ежу понятно. Что делать с нездоровым, которого большинство. ОЗДОРОВЛТЬ. ОЗДОРОВЛЯТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНО, ЖЕСТКО  И БЫСТРО. ТА ЖЕ ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА, ТЕ ЖЕ НАУЧНО ПРОЗВОДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ. НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЗАКРЫВАТЬ, ПРИ НИЗКОМ УРОВНЕ ОБУЧЕНИЯ ПОНИЖАТЬ СТАТУС ВУЗА. ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛИТЬ КОРРУПЦИИ. ЭТО ОСНОВНОЙ БИЧ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ, ПАРАЗИТИЧЕСКАЯ КОЛОННИЯ БЕЗЖАЛОСТНО УБИВАЮШАЯ ЗДОРОВЫЙ ОРГАНИЗМ, ЧУДОМ УЦЕЛЕВШИЙ С СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СВЕТЛОГО ПРОШЛОГО. Коррупция в высшей школе это не только взятки за экзамены, это и торговля учеными степенями, это и лженаучная деятельность, и самая пожалуй, большая часть, это хозяйственная деятельность. Тут и торговля землей, и всевозможные сомнительные подрядчики, да и покупка банального стула на обходится без накрутки нечистого на руку клерка. СЕГОДНЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭТО ЗАПОВЕДНИК КОРРУПЦИИ, НЕТРОНКТАЯ ЦЕЛИНА. МНОГО ВРЕМЕНИ УПУЩЕННО, ВРЕМЯ ИГРАЕТ ПРОТИВ НАС, НО ВРЕМЯ ЕЩЕ ЕСТЬ. А идея оставлять студентов в ВУЗах, чтобы переждать кризис это дорога в никуда, по которой мы давно уже идем. ОСНОВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОПЫ – ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕИАЛИСТОВ, НЕ МЕНЕЖЕРОВ ПО ПРДАЖАМ, ЭТИХ МОЖНО ПОДГОТОВИТЬ В ТОМ ЖЕ МАГАЗИНЕ ГДЕ ЕСТЬ МЕСТО, И НЕ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ, А ЗА ТРИ МЕСЯЦА. ТОЛЬКО НАСТОЯЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ, ВООРУЖЕННЫЕ НЕОБХОДИМЫМИ ЗНАНИЯМИ, НАВЫКАМИ, УМЕНИЯМИ, НАСТРОЕННЫЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НА ПРОДУКТИВНУЮ РАБОТУ, А НЕ НА НЕОБОСНОВАННЫЕ АМБИЦИИ, ТОЛЬКО ОНИ СТРОНУТ НАШУ ТЕЛЕГУ И НАШУ КОБЫЛУ С СЫРЬЕВОГО ТУПИКА.

        ГЛАВА 3 ПОТРЕБЛЕНИЕ
Как описано нами ранее, именно здесь глубинные корни кризиса. Древняя человеческая психология, доставшаяся нам от зверей, говорит – нельзя оставлять на завтра то, что можно съесть и выпить сегодня. А если сегодня можно съесть и выпить то, что предназначено на завтра, если сегодня можно купить то, на что деньги заработаешь только через десять лет? Древняя, звериная психология говорит – съешь, выпей, купи. И современная, точнее докризисная финансовая система позволяла это. Хочешь сегодня завтрашний коньяк и послезавтрашнюю икру – тебе дадут. Но дороже. Дороже не только за счет того, что тот кто дал потребует проценты, но еще потому, что ты прибавил к сегодняшнему реальному спросу свой незаработанный. И этот добавочный спрос поднял цену, потому что предложение повысят только завтра. А завтра армия таких хитрецов как ты вырастет и опять вырастут спрос и цена. Это снежный ком чем он больше, тем быстрее он растет, до определенного времени. Но в какой то момент снежный ком понесется с горы, сметая все на свеем пути. Так работает не регулируемый кредит в сфере потребления. Что нужно человеку – есть ,пить, размножатся, развлекаться, отдыхать. Но это все вторично, первично место, где жить. Это главное, если конечно есть что есть. Жилищная проблема это проблема номер один для человека, номер два сын, номер три дерево. Многие, конечно поспорят о порядке номеров, но сына в поле не вырастишь, это не дерево. Таким образом – потребление жилищных условий это локомотив потребления вообще. Что мы имеем на рынке жилья на сегодняшний день – ничего суппорт. Рынок встал. Огромный снежный ком застрял на горе. Что с ним делать? Толкать его дальше на гору, любоваться его несуразными размерами, ждать пока он понесется вниз. И это все после известного националистического проекта – доступное жилье. Кому оно доступно? Внимание предложение НЕОБХОДИМО РАЗ И НАВСЕГДА РАЗДЕЛИТЬ ЖИЛЬЕ НА ДВЕ КАТЕГОРИИ. ЖИЛЬЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ И ЭЛИТНОЕ ЖИЛЬЕ. Это две разные планеты. Жилье для людей – это создание нормальных условий для жизнедеятельности человека. Элитное жилье – это то же самое плюс излишества всякие нехорошие. В СФЕРЕ ЖИЛЬЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ НЕОБХОДИМО ВВЕСТИ НЕКОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮЩИЕ НОРМЫ. Здесь не место для мыльных пузырей и снежных комов. Основной вопрос – цена. НЕОБХОДИМО ВВЕСТИ ЦЕНОВОЙ ОРИЕНТИР. Изобретать велосипед не нужно. Историческая практика показывает – человек должен зарабатывать в месяц не меньше чем на квадратный метр жилья. Только тогда он, не отказывая себе в физиологических и культурных потребностях, сможет скопить себе на домик, не обязательно в деревне. Десять лет показано в плане основного назначения человека – вырастить сына. Если человек начал трудовую деятельность в 17 лет, в 27 лет приобрел жилье, у нег все шансы вырастить сына, а лучше двух, трех. Это ориентир первого плана. Теперь стоит учесть национальные особенности. Поскольку страна наша большая, порядка в ней мало, то ни каких варягов звать не нужно. Нужно только ограничить волчий аппетит своих варягов, дать им все таки люфт, пусть живут, но пусть борются со своим ботулизмом. Итак формула цены – стоимость квадратного метра не должна превышать средней зарплаты, умноженной на коэффициент 1,5 для небольших городов, 2 для больших, от2 до 5 для чрезмерно больших. Это для варягов. Коррупцию нельзя победить сразу, ее нужно ограничить и выжимать как прессом, неотвратимо и со страшной силой. При повышении ценой установленных лимитов возникает первый коррупционный признак, городские власти получают предупреждение, и если они не реагируют их ждет жесточайшая антикоррупционная проверка с потерей прибыльных мест, кресел, портфелей и мандатов. А какое отношение имеют мэр и городская дума к стоимости жилья? Спросят те, кто ни чего не понимают в строительстве. Самое прямое, именно в мэрии и думе расположены варяги, которые влияют на строительство и распределение жилья. Можно себе представить какой вой они поднимут. Мол не выгодно, никто не будет строить, все становится и наступит конец света. Не стоит обращать внимание на их стенания. Будут строить и еще как, потому, что даже без коэффициентов выгодно. Ведь средний рабочий за месяц строит 10 метров жилья. На зарплату ему идет один, еще один на стройматериалы. Все остальное налоги и варяги. Теперь о ипотеке. ЧТОБЫ ИПОТЕКА НЕ ПРЕВРАЩАЛАСЬ В ИМПОТЕКУ, ТОЕСТЬ НЕ ЗАКАБАЛЯЛА ЧЕЛОВЕКА, НЕ ЛИШАЛА ЕГО СИЛ И СПОСОБНОСТИ К ВОСПРИЗВОДСТВУ ЕЕ ТОЖЕ НУЖНО ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ОГРАНИЧИТЬ. РАЗУМНО БЫЛО БЫ УСТАНОВИТЬ ПЛАНКУ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВЗНОСА 75 ПРОЦЕНТОВ. Это также будет способствовать держать в узде цену, склонную к бешенному росту. Все это  касается только жилья для людей. На элитное жилье такие строгости распространять не стоит. Люди, считающие себя элитными принцами голубых кровей имеют право на любую импотеку и любую цену. Государство и общество в праве не нести ответственность за их психические проблемы. Но хороший налог на них наложить стоит, все равно их кто ни будь обложит, либо сами они облажаются.
     ГЛАВА 4 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Что есть наше товарищество, в смысле что оно будет есть. Вот один из главных вопросов, особенно тревожных в кризисное время. Есть хочется всегда, а не только тогда, когда Родина скажет надо. Беда в том, что Родина едва ли не половину еды покупает на чужбине. Это много, это очень много, а в свете того что деньги Родины под угрозой, слова продовольственная безопасность перестают быть просто словами. Это уже тема, как говорит молодежь. Начнем с критики, ибо критика есть ремесло наиприятнейшее и не особо трудное. Что было сделано хорошего в сельском хозяйстве за последние 15 – 20 лет. В основном благие намерения к повышению, улучшению и повышению улучшения. А на самом деле вялотекущие механизмы саморазрушения социалистического хозяйства уравновешивают все попытки и потуги. Механизмов поддержки нового, капиталистического хозяйства нет. В результате деревня беднеет, люди исходят в город. В городе сажать не где кругом асфальт. Двигатель экономики не торговля, двигатель экономики прибыль. Где прибыль туда и двигают люди. Одна из основных проблем сельского хозяйства отсутствие системы поступления продуктов от производителей к потребителям, при которой потребители получали бы прибыль, соизмеримую с трудовыми затратами. Кто сейчас занимает эту нишу – спекулятивный теневой элемент. Инкогнитус тераримус. Черная дыра съедает прибыль бедного сельского труженика, при этом и государству от нее нет ни какой пользы. Внимание предложение НЕОБХОДИМО ВОССОЗДАТЬ ВО ВСЕХ ЕЩЕ ЖЫВЫХ ДЕРЕВНЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПОЧНЫЕ КОНТОРЫ, В КОТОРЫХ КРЕСТЬЯНИН МОГ БЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ПЛОДЫ СВОЕГО ТРУДА ПО ПРИЕМЛИМЫМ ЦЕНАМ. ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК С СЕТЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ И МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗОЙ ХРАНЕНИЯ. ПРИНУЖДАТЬ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ К ВЗАИМОВЫГОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ С КРЕСТЬЯНАМИ ПОСРЕДСТВОМ ЗАКУПОК – ПОСТАВОК.

 И еще немного критики в сторону линии партии. Партия и правительство делают ставку на крупного производителя, в надежде что он применит высокие технологии и новейшие разработки химии накормит всех. Но не все сознательные граждане захотят употреблять продукты инженерной генетики и коллоидной химии.  По мере роста умственного и нравственного роста, который как мы надеемся, должен произойти, многие люди не захотят есть картошку, взращенную на нитрате аммония и суперфосфате калия, не захотят они и бройлеров, которых кормили дохлыми бройлерами. Вот тогда то и пригодится мелкий сельхозпроизводитель в большом количестве. Но что бы он был тогда, его нужно сохранить сегодня. Сегодня нужно охранять его, бедного, обманываемого, мечтающего все бросить и уехать в город, где и без него тесно. Мелкотоварное производство в сфере экологически чистых продуктов уже давно практикуется на западе. Жаль что мы отстали от запада и в этом вопросе, как австралопитеки от людей бронзового века. Кроме того, и это архиважно для нашей, самой большой в мире по площади, и далеко не самой большой по народонаселению страны, именно мелкий товаропроизводитель поддерживает нормальное демографическое распределение людей. Без мелкого, распределение получит такой вид – в центре город, вокруг свинокомплексы и бройлерокомплексы, еще дальше фермерские поля, еще дальше пустыни и полупустыни. И какова будет экология такого мега свинополиса. На дорогах пробки, в воздухе смог, в реках стоки животноводства, в умах разброд и шатание. СЕГОДНЯ УЖЕ, А ЗАВТРА ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ НУЖНО БОРОТСЯ ЗА КАЖДОЕ ВЫМИРАЮЩЕЕ СЕЛО. КАЖДЫЙ ГУБЕРНАТОР ДОЛЖЕН НЕСТИ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА ЗАПУСТЕНИЕ ПЕРЕФЕРИЙ И ПЕРЕНАСЕЛЕННОСТЬ ЦЕНТРОВ. Вплоть до принудительного переселения администрации в самые захиревшие деревни. Давно уже пора задуматься о программах контрурбанизации. Мы с 45 года с героическим упрямством не отдаем Японии четыре крохотных острова, и каждый год целую Голландию отдаем запустению. Не пора ли отбросить австрилопитековскую психологию собирательства, достать орало из сарая, где то вспахать, что то посеять и посадить уже наконец дерево.
                2008г