Анн Диа. Ангел Милоша Петрика

Открытый Текст
http://www.proza.ru/2010/07/20/1007

Почему-то принято считать, что человек хулиганистый рисковый найдёт большее понимание у окружающих, нежели тот, кто всю жизнь отличался благопристойным поведением. Бесшабашность бьёт порядок, если говорить о симпатиях? Пожалуй, так. В России, по крайней мере. Недаром почти все наши поп-дивы, даже самые кроткие из них, вспоминая в интервью своё детство, обязательно вкрапят в него эпизоды, в которых они выглядели бы чуть ли не бунтарями в отношениях с родителями или учителями. А то! Волосы до самой задницы отращивали, классную доску парафином намазывали или — вообще, вызов всей системе! — кнопку на стул преподавателя подкладывали. Потом гордо, как молодогвардейцы перед казнью, стояли в углу.
В своём рассказе Милош не просто наделил своего героя бесшабашностью сверх всякой меры, но напрочь лишил того чувства осторожности. И вообще — понятия о самосохранении. И герой его ради любви читательской суёт пальцы в розетку, почти выпадает с балкона, летит на велосипеде под грузовик, тонет, бьётся на мотоцикле, чуть не сгорает при пожаре. То есть делает всё, чтобы сгинуть физически. Да ангел не даёт. (Для разнообразия автор мог бы придумать герою и психологическое испытание, типа женитьбы). А вот зачем герой это делает — не понятно. Точнее, он так совершает обычные поступки, так ведёт себя в житейских ситуациях, что выходит это у него убийственно. И ведь не спасатель он, не милиционер, не военный. Даже не клоун. Профессия героя могла бы хоть как-то обосновать его передряги, придать им хоть какую-ту осмысленность. И, возможно, вызвать моё читательское восхищение. Но случающиеся буквально на пустом месте несчастья героя рассказа, с переломами и сотрясениями мозга, характеризуют его, по моим понятиям, одним словом — долбоё… Ой!

А может, это юмор? Ну, как в фильме «Невезучие» с Ришаром и Депардье. Но там, помнится, был стройный сюжет, логическое сопровождение «невезучести» Ришара, отличная игра актёров и в конечном итоге вера зрителей в то, что это действительно происходит на их глазах.
В рассказе же Милоша спотыкаешься при чтении. И теряешься в невнятной тональности повествования — то ли бравада, то ли жалость.
«Помнишь, когда мне было 2 года, я засунул ручку в электрическую розетку?! Долбануло меня тогда не кисло. Даже мои жиденькие волосенки встали дыбом, а ручка расплавилась и свисала с моей руки вонючей жижицей! Но ты (ангел — А. Д.) был рядом и ты сделал так, что мама что-то почувствовала, успела вбежать в комнату и оттащила меня от тока!»
«Вонючей жижицей» и «успела… оттащить». Получается, не очень-то и успела.
«(Хех.. Хорош бы я был на карнизе, на 10 этаже, где порывы ветра сдували даже трансформаторные будки)».
Вот не представляю себе трансформаторную будку на десятом этаже. Под ветром. Может, Милош имел в виду зарядное устройство для мобильного телефона?
«И вот плыву я, плыву, плыву и… И вдруг тону!!! МАМА!! Я тону!»
Так вот плывёт, плывёт, тонет, тонет. И разделяет эти два действия всего лишь неопределённое «вдруг».
Герой пошёл на дно и стал «уже задыхаться». И где там под водой можно задохнуться? Пробил головой пузырь с болотным газом?
Герой тонет в реке. Водоросли вяжут его конечности, уже и лица касаются. Но из тех людей, что были на берегу, никто не рискнул сунуться в воду, «потому что знали, что в этом месте зыбучие пески». Вот как увязать реку, водоросли и зыбучие пески? И потом, по дну что ли спасать его надо было идти?
А спасает героя лодка, которая «сама по себе» отчалила от берега, сунула ему весло и «сама собой» вернулась обратно. Ну, слабо, конечно. Когда автор не может додумать эпизод, у него всё «само собой» случается. Как в сказке. Но это не сказка. И подвигов тут никто не совершает, за которые волшебным образом можно было бы получить награду.

И наконец, герой просит своего ангела оставить его и позаботиться о сыне, который вот-вот пойдёт по стопам отца. Мило? Ну, пока сын маленький. Глупыш. Но вырастет и станет таким же балбесом, как родитель, что очевидно и симпатий моих не вызывает. И будет методично, по-семейному, расшибать свой лоб.
Вот если бы Милош, к примеру, заставил героя просить ангела за президента страны… Или, скажем, за сборную России по футболу в преддверии ЧМ-2018…
Но к этому надо ещё суметь подвести сюжет. Поработать. Выйти за рамки «рассказика для друзей».
И тогда, видимо, читательских восторгов по поводу этого рассказа поубавилось бы. Подумают: ух, да тут серьёзный писатель, мощный. По плечу такого, смеясь, не похлопаешь.

P. S. Про фокал ничего не сказала. А все говорят про него. Из контекстов разговоров уважаемых мною критиков я лишь смутно догадываюсь, что это такое. Но уверенно надеюсь, что хоть с фокалом-то в рассказе Милоша всё в порядке.