Повесть НИКС. Часть 11

Мария Филиппова-Коренева
Часть XI
Глава I


Княгиня Ольга Ивановна стояла перед дверью комнаты дочери с тревожным выражением лица и никак не могла решиться войти. Спустя несколько минут она тихо постучала, затем вошла в комнату Лизы. Княжна сидела в кресле у камина и читала роман Ричардсона, увидев мать, она отложила книгу в сторону и приготовилась слушать. Лизавета догадалась, что её матушка пришла с тем, чтобы что-то сказать.
- Елизавета, мне нужно говорить с тобою, - ровно сказала княгиня. По тому, как назвала её мать, Лиза сразу поняла, что разговор предстоит серьёзный.
- Я вас слушаю, маменька.
- Я хочу говорить с тобой о важном деле, от которого зависит твоя судьба, твоё будущее. Мне очень трудно, но когда-нибудь я должна была начать этот разговор. И вот, время пришло, - Ольга Ивановна на мгновенье остановилась, будто собираясь с духом, затем продолжила. – Тебе уже восемнадцать лет, ты стала совсем взрослой…. Я надеюсь, ты это понимаешь. Настало время…. Пора подумать о замужестве, милая.
Лиза замерла, у неё задрожали руки. Она знала, что её maman рано или поздно затронет эту тему, но она не ожидала, что это случиться так скоро. То, что до этого представлялось ей в далёком будущем, встало всего лишь в нескольких шагах. Её судьба должна была решиться. Как тяжело было Елизавете в эту минуту! Как она хотела повернуть время вспять и стать опять маленькой девочкой…. Но это было никак не возможно. Княжна продолжала смиренно слушать мать.
- Скажи мне что-нибудь, но только не молчи. Что ты думаешь?
- Решите за меня…. Мне всё равно…. Раз вы сказали, что мне нужно замуж, так пусть…. Зачем вы спрашиваете? – порывисто, но тихо говорила Лиза.
- Но как же так? Как может быть всё равно? Ведь это жизнь твоя! Ну, Лиза, что ты? Тебя же никто не гонит сей же час под венец. Я лишь спрашиваю, что ты думаешь о замужестве…. А могла бы и не спрашивать. Могла бы просто так отдать тебя замуж, без твоего на то желания.
- Лучше бы вы так и сделали…. – тихо прошелестела Елизавета.
- Лизанька, милая моя, ну зачем ты так? – Ольга Ивановна села рядом и обняла дочь. – Мы с отцом желаем тебе только счастья. Ты же знаешь, как мы любим тебя. Нам не так просто было решиться на разговор с тобой. Повторяю, никто насильно ни к чему тебя не принуждает. У тебя есть время подумать, осмотреться вокруг. Мы тоже будем думать и присматриваться.
- Хорошо, я обещаю подумать над вашими словами. Но я прошу вас, маменька, пообещайте и вы, что не отдадите меня замуж без моего на то согласия, - Лиза умоляюще посмотрела на матушку.
- Обещаю, - улыбнулась княгиня и добавила. – А теперь вытри слёзы, приведи себя в порядок. У нас гость. Думаю, ты будешь рада.
Елизавета очень удивилась, не понимая, кто мог приехать к ней. Но всё же, она привела себя в порядок, поправила причёску и, сгорая от нетерпения, побежала вниз в гостиную….
 
 
Глава II

Княжна вошла в пустую гостиную и удивилась. Комната была пуста. Ни загадочного гостя, которому, по мнению маменьки, она должна была так радоваться, ни родителей там не было. Лиза хотела уже выйти, найти матушку и всё узнать, развернулась и оторопела от неожиданности. В самом углу комнаты на софе сидел князь Лиговской…. Он резко встал и подошёл к ней. Глаза его горели неведомым огнём, волосы были немного взъерошены. Никс нервно теребил в руках перчатки.
Елизавета стояла на прежнем месте, молчала и пристально смотрела на Николая. Именно в этот день она меньше всего хотела видеть его, и именно сегодня он приехал….
- Князь? – тихо произнесла она. – Сказать, что я удивлена, увидев вас здесь, ни сказать ничего….
- Я прибыл к вам для разговора, - спокойно ответил он.
- Что-то слишком много разговоров на сегодня…. – протянула Лиза. – Надеюсь, ваш будет не очень серьёзным, потому как я не выдержу ещё одной подобной беседы….
- Спешу огорчить вас, но цель моего визита весьма серьёзна.
- Извольте, говорите, - равнодушно произнесла княжна и села на софу. Никс остался стоять на прежнем месте. – Странно, что маменька с папенькой ушли…. У нас гости, а их нет….
- Князь и княгиня позволили мне говорить с вами наедине….
- Вот как? – удивилась Лиза. – Что ж, это весьма любопытно. Говорите.
Никс молчал. Он видел странное поведение Елизаветы, он никогда раньше не видел её такой…. Но всё же он начал….
- Вам покажется это странным, по крайней мере, мне так думается, но я хочу, чтоб вы знали, что я очень дорожу вами. С тех пор как я вас узнал, вы очень переменились. А с того дня, когда вы нашли меня на Кавказе, моё представление о вас в корни изменилось. Я вдруг понял, что таких людей как вы очень мало…. Вы удивительная, Елизавета Алексеевна.
- Прошу вас, не нужно таких слов. Вы преувеличиваете, - пролепетала Лиза.
-  Нет, что вы, я говорю совершенно искренне. Если раньше я считал вас маленькой девочкой, сестрой своего друга, то теперь я смотрю на вас по-другому. Вы другой человек. Человек с сильным характером, со своим взглядом на мир…. Сейчас это редкость. Особенно среди молоденьких барышень.
- Зачем вы мне это говорите? – спросила его княжна.
- Я хочу, чтобы вы знали, я желаю вам счастья. Я хочу, чтобы вы были счастливы. Вы всегда можете на меня положиться, - говорил Никс.
- Вы хотите, чтобы я была счастлива? – переспросила Лиза. – Тогда оставьте меня….
Николай застыл на мгновение. Он никак не ожидал услышать эти слова от княжны Вороновой.
- Я не могу понять….  – смущённо выговорил он. – Почему? Что случилось? Я вас чем-то обидел? Поверьте, я хочу лишь, чтобы вы были счастливы!
- Но я никогда не буду счастлива! – воскликнула Лиза. – Как вы не понимаете, что пока вы находитесь рядом, я не могу быть счастлива! Вы хотели серьёзного разговора? Хорошо, я скажу вам серьёзно. Но простите сразу, если мои слова покажутся вам дерзкими…. – Елизавета замолчала, собираясь с мыслями. Она решила сказать князю всё, как есть. – Моя участь решена. Мои родители хотят выдать меня замуж. Вы знаете о моём отношении к вам. Как я не пыталась, как ни старалась, я не смогла побороть свои чувства. Можете смеяться надо мною, можете считать меня глупой….
- Прошу вас, не продолжайте! – остановил её Никс. – Зачем вы так говорите? Как я могу смеяться над вами….
- Нет, я скажу всё, я должна сказать, - вымолвила Лиза, тяжело дыша. – Я должна покориться и выйти замуж. И рано или поздно это случится. Нам с вами лучше не встречаться. Чем реже я буду видеть вас, тем быстрее я вас забуду….
- Но я не хочу, чтобы вы меня забывали….
- Так нужно!
- Кому же?
- Мне, князь! – Лиза умоляюще посмотрела на Лиговского. Руки её дрожали, несколько прядей волос выбились из причёски, глаза её выглядели устало. Казалось, что у княжны не было сил разговаривать с Николаем. Она хотела, чтобы он быстрее ушёл, чтобы судьба её скорей решилась…. Ей было всё равно, кто станет её мужем, лишь бы быстрее уехать куда-нибудь, забыть обо всём….
Никс посмотрел на неё пристально, ничего не ответил, выбежал. Он был растерян, смущён, подавлен, голова его горела…. Князь собирался уходить, но встретился случайно с родителями Лизы, ему пришлось говорить с ними. Они около получаса о чём-то разговаривали с молодым князем в кабинете Алексея Николаевича…. Николай Лиговской вышел из дома Вороновых в полнейшей задумчивости. Этот день дал Никсу пищу для новых размышлений, а Лизе причину для новых слёз….      


Глава III

На несколько дней в доме Вороновых воцарилось молчание. Княгиня Татьяна Ивановна Артемьева уехала по делам в своё имение, её дочь Анастасия осталась дома, но почти не выходила из своей комнаты, кузина её – Елизавета пребывала всё это время в мрачном настроении и тоже предпочитала оставаться в «своих милых детских четырёх стенах». Родители Лизы были заняты какими-то важными делами, о которых она не знала, но догадывалась. Да и как тут не догадаться, когда в каждом разговоре упоминалось такое неприятное для неё слово – замужество….
Как бы ни думала Елизавета, а её родителям тоже было нелегко. Князь и княгиня Вороновы всё время думали о судьбе дочери, решали какие-то вопросы, разговаривали…. С тех пор как к ним в дом явился один молодой человек, они выглядели растерянными. Все разговоры Алексея Николаевича и Ольги Ивановны были только об этом визите. Дело в том, что этот юноша просил руки княжны Елизаветы. Для её родителей это стало полнейшей неожиданностью. Они знали его давно как человека порядочного, знатного и богатого, хорошо образованного и имеющего достойное положение в обществе. Они были знакомы с его семьёй. Он нравился Вороновым. Но они не знали, как относится к предполагаемому жениху их дочь. Именно поэтому, когда в назначенный день этот молодой человек приехал к Вороновым, Ольга Ивановна, не медля, пошла к дочери.
Всё было как в прошлый раз. Робкий стук дверь. Княгиня вошла в комнату. Лиза сидела у окна, смотрела на улицу и понимала, зачем пришла её мать. Вновь те же слова маменьки о важном разговоре, о судьбе, о выборе…. Всё как в тумане….
- Маменька, я знаю, что вы хотите узнать, надумала ли я…. – Лиза оборвала фразу на середине.
- Нет, на этот раз я пришла не за этим, - спокойно сказала княгиня. – Там внизу, в гостиной сидит молодой человек, он разговаривает с твоим отцом. Он просит твоей руки, и я хотела бы знать….
Елизавета не дала ей договорить до конца, она вскочила, подбежала к окну, надеясь вдохнуть хоть немного свежего воздуха, но оно было закрыто. У неё закружилась голова, перехватило дыхание, на глазах уже готовы были выступить слёзы. Лиза не могла сдержаться, она бросилась к ногам матери и разрыдалась во весь голос.
- Я прошу вас, не говорите мне этого! Не говорите, что вы хотите отдать меня насильно замуж! Вы знаете, что я не смогу быть с человеком, которого я не люблю! Я не хочу, я не пойду…. – голос её звучал громко и порывисто, она то задыхалась, то говорила быстро.
Ольга Ивановна была поражена, увидев реакцию дочери на её слова. Она пыталась успокоить Лизу, но та будто не слышала её. Княжна твердила только: «Я не хочу, я не смогу, я не хочу…».
Прошло полчаса. Княгиня вошла в гостиную с весьма растерянным видом и объявила несостоявшемуся жениху об отказе, затем посмотрела на мужа, пожала плечами и обречённо села в кресло. Но молодой человек, по-видимому, не собирался сдаваться, он хотел знать причину отказа.
- Я не успела произнести даже вашего имени, - растерянно произнесла княгиня. – Она не захотела слушать меня, разрыдалась…. Мне стоило больших усилий, чтобы привести её в чувства. Сожалею, князь, но ни о каком замужестве не может быть и речи.
- Позвольте мне ещё раз с ней поговорить. Я приму отказ, только если его произнесёт сама Елизавета Алексеевна, - сказал молодой человек.
- Я право даже не знаю…. – протянула княгиня. – Лиза сейчас в таком состоянии….
- Всё же, позвольте мне с ней поговорить. Это не займёт много времени, мне нужно лишь сказать ей несколько слов.
- Хорошо, князь. Я дозволяю вам говорить с ней, но не долго, - ответил князь Воронов и сказал жене. – Ольга, вели привести Лизу.
Через некоторое время княгиня под руки ввела Елизавету в гостиную. Княжна была бледна, смотрела всё время в одну точку, казалось, она не понимает что происходит. Двери закрылись….
Лиза смотрела в пол и не видела того, с кем оставили её родители в пустой гостиной. Как только молодой человек заговорил с ней, она медленно стала поднимать голову, пока не увидела его лицо.
- Княжна, вы не должны сейчас ничего говорить. Я думаю, вы либо всё поняли, либо не поняли ничего…. Я не буду долго рассуждать,  просто скажу вам то, что хотел сказать уже давно, но не решался. Выходите за меня замуж.
Всё было как в тумане…. Как только заплаканные глаза Лизы увидели того, кто стоял перед ней, она почувствовала, что вот-вот упадёт в обморок. Она ждала чего угодно, кого угодно ожидала увидеть перед собой, но никак не его. Елизавета оперлась рукой на спинку кресла, у которого стояла и не могла произнести ни слова….  Она смотрела пристально на него - на Николая Павловича Лиговского. Она не верила всему тому, что происходило….
- Вы молчите…. – тихо выговорил Никс. Он хотел что-то сказать, но мысль, которую он так долго и тщательно лелеял в своей голове, моментально испарилась. Лиговской замолчал.
- Зачем вы приехали? – наконец произнесла княжна.
- Я прибыл просить вашей руки, - с волнением в голове ответил он.
- Нет, вы приехали не за этим, - холодно отчеканила она.
- Вы ошибаетесь, именно за этим.
- Нет! Мне сейчас это просто послышалось….
- Я хочу, чтобы вы стали моей женой! – громко и отчётливо сказал Николай.
Лиза вздрогнула, внимательно посмотрела ему в глаза и вышла, оставив молодого князя в недоумении. Княжна побежала к матери. Ольга Ивановна сидела с мужем в кабинете. Елизавета вошла и попросила отца оставить их для разговора. Когда Алексей Николаевич ушел, Лиза начала говорить….
- Маменька, я не знаю, как сказать вам…. – замялась она. – Князь Лиговской просит моей руки….
- Я знала об этом, - тихо сказала княгиня и взяла дочь за руку. – Что ты думаешь о нём?
- Я не знаю…. Он ведь лучший друг Пети…. Он…. – княжна не знала, что говорить матери.
- Но вы ведь много общались, когда князь жил у нас некоторое время. Ты должна была составить о нём мнение….
- Князь хороший человек. Это всё, что я могу о нём сказать….
- Скажи мне, Лиза, он нравится тебе?
Княжна заметно покраснела, щёки у неё разгорелись, глаза вспыхнули неведомым огнём. Конечно, она должна была ответить положительно на вопрос матери, но Лиза боялась сказать ей правду….
- Если Николай Павлович не нравится тебе, скажи мне сразу и вопрос будет решён. Только не молчи.
- Он мне не нравится…. – прошептала Лиза.
Княгиня закрыла глаза и тяжело вздохнула. Она уже приготовилась идти в гостиную и объявить об отказе окончательно. Ольга Ивановна встала, приоткрыла дверь. Сзади послышались всхлипы. Княгиня обернулась. По пылающим щекам Елизаветы снова текли слёзы.
- Он мне не нравится, - говорила Лиза сквозь рыдания. – Я его люблю….
- Что? Что ты сказала? – она подбежала к дочери, присела возле неё на колени и внимательно посмотрела в глаза. – Повтори ещё раз, Лизанька, что ты сейчас сказала?
- Я его люблю…. Князя Лиговского….
- Я не могла обмануться! Моё чуткое материнское сердце подсказывало мне, что ты не равнодушна к князю. Ты о нём раньше так много спрашивала, а когда он жил у нас, глаз не сводила…. Я предполагала, что он тебе нравится, но не решалась допускать даже мысли о вашем возможном замужестве. Я перебирала множество претендентов, но никогда не думала, что это может быть князь Лиговской….
- Как же так, маменька…. Что же мне делать?
- Сиди здесь, успокойся. А я пойду и объявлю ему о твоём согласии на брак.
- Постойте! Как же так? Так быстро…. Я же не давала согласия…. Нет, я не могу…. Я не знаю…. – порывисто говорила Лиза. Она металась, не могла решиться.
- Ты же сама мне сейчас минуту назад сказала, что любишь князя Лиговского, - удивилась мать. – И ты после этого ещё раздумываешь?
- Я не знаю, как решиться. Всё произошло так скоро….
- Хочешь, я скажу князю, чтобы он просто ездил к нам с визитами? Чтобы подождал со свадьбой ещё немного, чтобы ты привыкла к мысли о замужестве, привыкла к своему жениху…. Знай, что мы с отцом не будем препятствовать вашему браку. Князь Лиговской был бы неплохой партией для тебя.
- А что вы думаете о нём, маменька? Мне важно знать ваше мнение.
- Николай – воспитанный молодой человек, преданный и надёжный друг. Мы были знакомы с его родителями, они были достойными, хорошими людьми. Князь хорош собой, знатного рода, образован…. Он получил богатое наследство от отца…. Хоть богатство и не главное, но всё же….
- Значит, вы хорошего мнения о нём…. – Лиза задумалась. Она мысленно взвешивала все «за» и «против», думала о будущем…. Ей казалось, что всё это сон…. Елизавета не могла поверить, что князь Николай Лиговской, которого она так давно любила, лучший друг её брата предлагает ей стать его женой.
- Время идёт, Лиза. Я не могу заставлять князя ждать так долго. Что мне сказать ему? – осведомилась княгиня.
Снова молчание. Такое тягостное, томительное молчание. Лишь тиканье больших напольных часов ежесекундно нарушало тишину. Елизавета прекрасно понимала, что пора сделать выбор.
- «Я уже взрослая, я сама должна решить. Но как это тяжело! Почему я не могу просто ответить согласием? Ведь я так люблю его! – думала Лиза. – Мне трудно вот так сразу изменить свою жизнь…. Но мне нужно это сделать. Почему он хочет, чтобы я была его женой? Неужели он, правда, любит меня? По-иному и быть не может, ведь тогда бы он не стал просить моей руки…. Ах, всё это мои глупые мысли! Какая я глупая, я ведь так люблю его!».
- Ты медлишь с ответом, значит сомневаешься. Я пойду и скажу князю Лиговскому…. – Ольга Ивановна не успела договорить, так как дочь перебила её.
- Скажите, что я согласна, - громко и уверенно произнесла Елизавета.
- Лиза! Ты решилась! Как я рада! Поздравляю и благословляю тебя! – воскликнула княгиня Воронова, обняла дочь и направилась в гостиную, чтобы сообщить об этом князю Лиговскому.    

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/08/03/912