Повесть НИКС. Часть 10

Мария Филиппова-Коренева
Часть X
Глава I

Вот уже несколько дней Лиза была сама не своя. Её настроение было под стать погоде, которая рисовала за окном целые пейзажи из белых красок, укутывала землю, дома и деревья в холодное и снежное, но пушистое и уютное одеяло. Зима захватила власть над Петербургом, завьюжили метели, из-за этого Елизавета и её семейство сидели дома, никуда не выезжали. Сама княжна была этому чрезвычайно рада. Пожалуй, то, что она целые дни проводила в своей комнате, было для неё единственной радостью. Она не хотела никого видеть. Её родители и тётушка всецело были заняты приготовлением к Рождественским праздникам, им было не до них с Настей, поэтому девушки большую часть времени находились одни.
Сначала Анастасия старалась не разрушать затворничества кузины, но всё же ей было странно наблюдать за её душевными терзаниями со стороны, и она решилась поговорить с ней. Елизавета сидела на мягком ковре в своей комнате у камина, закутавшись в тёплый плед, и смотрела на яркие, играющие друг с другом языки пламени, когда в дверь постучали. Она знала, что это пришла кузина и пригласила её войти. Настя тихонько вошла и присела рядом с ней. Несколько минут девушки молчали.
- Я знаю, ты переживаешь за меня…. Прости, что невольно заражаю своими мрачными настроениями. Скоро праздник, нужно радоваться, а я лишь порчу тебе его ожидание…. – Лиза первой нарушила молчание и заговорила с кузиной.
- Нет, что ты, Лизанька, ты не можешь мне ничего испортить. Ты самый близкий мне человек после матушки, мы же росли вместе, после того, как погиб мой отец, всегда друг друга поддерживали…. Да, я волнуюсь за тебя. Ты сама не своя после того маскарада. Моё желание помочь тебе совершенно естественно. Я видела, во время бала ты была такой весёлой, всё время находилась в обществе какого-то кавалера…. В карету ты садилась с улыбкой на лице, а как только мы уехали, сразу загрустила. Я не могу понять, что с тобой произошло. Этот человек обидел тебя?
- Совсем нет! – встрепенулась Лиза. - Он был учтив, галантен, говорил мне много комплиментов…. Но меня не покидало какое-то странное чувство, когда я разговаривала с ним. Я думала…. Мне казалось, что, находясь рядом с ним, я предаю свои воспоминания о Николае…. А когда он назвал своё имя…. – Елизавета замолчала.
- Он представился? – удивилась Анастасия. – Но это же было запрещено правилами.
- Да, он представился, но назвал лишь прозвище, которое ему дали друзья. Но мне не трудно было догадаться, как его зовут.
- И как же? – с нетерпением спросила Настя.
- Николас. Значит – Николай. Я представилась Бетси.
- Неужели одно лишь упоминание знакомого имени всколыхнуло вновь твои воспоминания? А может это и не имя вовсе? Мало ли, друзья могли дать ему такое прозвище и по фамилии. Вдруг он Никольский или Николаев, или ещё кто-нибудь? 
- Если бы…. Ох, Настя, если бы только это…. Я не могу объяснить всего, но когда я говорила с ним, мне казалось, что я говорю с Никсом. Я представляла себе, что это именно его лицо скрывается под маской….
- О, нет! Лизанька, ну сколько можно! Николая Павловича больше нет в твоей жизни, ты забыла его и вот снова…. Опять всё сначала!
- Ты не понимаешь…. Да, я старалась забыть его, забыла, но он навсегда останется в моём сердце…. – тихо говорила Лиза.
- Но ты не можешь вечно сохранять любовь к нему в своём сердце! Пойми, что он не вернётся, а ты должна жить дальше. Тебе уже восемнадцать лет, ты скоро выйдешь замуж!
Последние слова, сказанные Анастасией, были для Елизаветы как гром среди ясного неба. Она никогда не задумывалась о том, что ей действительно в скором времени предстоит замужество.
- Нет…. Этого не будет. Маменька не допустит, чтобы я вышла замуж без любви, а я никого не полюблю никогда…. – Елизавета особенно выделила последнее слово.
- Я не знаю, что сказать тебе, – грустно протянула Настя.
- Зато я знаю. Я же не сказала тебе самого главного! – вдруг встрепенулась она. – Мне кажется, нет, я уверена, что я видела Никса.
Анастасия вздрогнула от удивления, резко встала и заходила по комнате. Она сначала была поражена этим известием, но, полностью осознав состояние, в котором находится её кузина, поразмыслила и решила поделиться с ней своими доводами.
- Я думаю, тебе просто показалось, Лиза. Ты же сама сказала, что тот молодой человек был в маске, ты не видела его лица и просто представляла образ Лиговского…. – медленно и чётко говорила она.
- Нет! Я видела его. Видела отчётливо, без маски. Когда мы сели в карету и уже было двинулись, я сидела и смотрела в окно. Мимо проезжала карета. Так вот, именно в этой карете сидел Никс. Я видела, чётко видела его лицо через стекло! – сказала Лиза и тоже встала и заходила по комнате. Глаза её горели, щёки разрумянились, было видно, что она взволнована.       
- А он видел тебя?
- Нет, я думаю, что он меня не заметил. Ведь карета проехала так быстро, что трудно было что-то рассмотреть, да и на улице темно…. – вздохнула Лизавета.
Настя взяла её за руку и усадила на диван.
- Вот видишь, ты сказала, что карета ехала быстро, трудно было разглядеть. Ты ошиблась, увидела то, что хотела увидеть. Ведь ты не знаешь о судьбе князя, где он, здоров, да и вообще жив ли он. Вот тебе и померещилось…
Елизавета замерла на мгновение, затем подняла глаза и пронзительно посмотрела на кузину. Она вдруг поняла, что Настя говорит правильные вещи. Ведь действительно никто ничего не знает о судьбе Никса, даже её брат Пётр, который был с ним на Кавказе….
- Мне горько признаться, но ты права…. – сказала Лиза упавшим голосом. – Я всего-навсего придумала себе эту встречу…. Я даже не знаю, что с ним теперь, а сама разъезжаю по балам как последняя светская кокетка! Боже мой, какая я…. – она не нашла слов, чтобы продолжить.
- Нет, Лизанька, тебе не в чем упрекнуть себя. Ты достойно хранишь память о князе в своём сердце, ты продолжаешь любить его. Но не стоит замыкаться в этом. Просто живи, старайся радоваться каждому прожитому дню…. А жизнь сама расставит всё по своим местам.
Мудрые слова кузины были для Лизы как бальзам на душу. Она вдруг успокоилась, осознала, что сама ничего в своём положении изменить не может, и полностью отдалась реке жизни, решив, что та сама унесёт её по своему течению туда, где ей суждено быть…. 



Глава II

Недавно Елизавета Воронова вспоминала, как два года назад ждала Рождественского бала в Пажеском корпусе, чтобы увидеть Николая Лиговского, как она была влюблена и как трепетала её душа, наполненная надеждами и мечтами. Прошло два года. Рождественский праздник провели дома в кругу семьи в уютной и тёплой обстановке. Наряжали ёлку, дарили подарки, было весело. Только Пётр не приехал из имения.
Сегодня она снова поехала на бал. Балы, балы, балы…. Они стали для Лизы единственным местом, где она забывала о своих печальных думах. Несмотря на то, что Елизавета старалась исполнить данное кузине обещание и перестать грустить, мысли о прошлом не покидали её. Княжна пыталась заглушить их балами, праздничными вечерами, бессмысленными светскими разговорами….  Беседа о погоде с княжной Арбатовой и графиней Розинской, разговор о новых театральных постановках с княжнами – сёстрами Улановыми, затем обсуждение прочитанной ею книги с одним молодым юнкером и прочее – всё это давно уже наскучило Елизавете. Однообразная светская жизнь не привлекала её, но нужна была, чтобы забыться….
Она танцевала мазурку с частым своим кавалером – корнетом Бутурлиным, улыбка сияла на лице её, а в глазах томилась грусть. Лишь глаза выдавали её состояние души, но, к Лизиному счастью, никто ничего не замечал. Она танцевала, улыбалась непринуждённо, что-то отвечала на слова Бутурлина. Выполняя одну из фигур танца, она резко повернула голову вправо. В той стороне стояли люди, наблюдающие за танцующими парами. Большей частию это были пожилые дамы, статные мужчины, голову которых украшала седина, в общем, те, кто сам не мог танцевать по каким-либо причинам. По зале еле слышно прошёл шёпот. Лиза повернула голову вправо, мельком бросила взгляд в ту сторону и обомлела на мгновение. Дыхание у неё перехватило, руки задрожали, а ноги не хотели слушаться, голова стала тяжёлой…. Но она продолжала танцевать, пытаясь мысленно успокоить себя и не подать виду своему кавалеру, что она чем-то смущена. Елизавета с нетерпением ждала окончания танца.
Как только музыка стихла, корнет Бутурлин поблагодарил её за танец и проводил до того угла залы, где стояли диваны. Она оглянулась, посмотрела в ту же сторону, но ничего не увидела. Лиза подумала сначала, что сошла с ума, увидев привидение, но по зале всё громче и громче разносился странный шёпот. «Князь Лиговской, князь Лиговской вернулся….» - слышалось отовсюду. Елизавета пребывала в растерянности, не зная как это всё понимать. У неё внезапно разболелась голова, и княжна решила выйти в пустую соседнюю комнату, чтобы отдышаться и прийти в себя.
Она стояла посреди просторной диванной спиной к двери, опершись руками на спинку кресла. Глаза её были закрыты. В бальном зале громко играла музыка, и Лиза отчётливо слышала её. Слышала она так же и то, как дверь слегка скрипнула, и кто-то вошёл в комнату…. Княжна не стала оборачиваться. Ещё несколько минут она молча простояла всё так же с закрытыми глазами, затем резко обернулась….
Князь Николай Павлович Лиговской стоял перед ней. Он стоял в шаге от неё, такой бледный, его вечно грустные глаза блестели, в них сияли какие-то искорки. Он был в таком же мундире, как и её брат – Петр Воронов, недавно вернувшийся с Кавказа. Лиза долго рассматривала молодого человека, будто пытаясь найти в его облике хоть что-нибудь, указывающее на то, что это не Лиговской. Но это был именно Лиговской, и Елизавета поняла это, когда Никс заговорил с ней.
- Добрый вечер, Елизавета Алексеевна, - сказал он тихо.
Княжна молчала, неподвижно стояла и, не отрываясь, смотрела на него. 
- Простите, что напугал вас своим неожиданным появлением…. – немного замялся Никс, не зная, что сказать. – Позвольте вас поприветствовать?
Лиза молча протянула руку, он поцеловал её. Даже через перчатку она почувствовала холод его губ и будто очнулась.
- Вы? – едва слышно вымолвила она, не переставая смотреть на Николая.
- Я – князь Николай Павлович Лиговской, - улыбнулся он в ответ. Он сразу вспомнил, как примерно то же самое сказала ему Лиза, когда нашла его в госпитале на Кавказе.
Лизавета тоже вспомнила об этом и улыбнулась. Слёзы вот-вот готовы были брызнуть из глаз нескончаемым потоком, но она старалась сдерживать свои, внезапно нахлынувшие чувства.
- Вы живы…. – с облегчением в голосе сказала она негромко.
- Я не мог умереть, зная каким огорчением была бы для вас моя смерть, - произнёс он ровным голосом.
- Давно вы в Петербурге? – задала ему вопрос Лиза.
- Нет, я приехал недавно.
Елизавета удивилась, что Никс ничего не спросил о её брате, но подумала, что этот вопрос ещё будет произнесён. Она ошиблась. Николай ни слова не сказал о Петре. В дальнейшем разговоре с Лизой он спрашивал лишь о ней. Княжна так и не сдвинулась с места, она стояла, пристально смотрела Никсу в глаза, слушала внимательно каждое, произнесённое им слово….
- Я вижу, вы стали выезжать в свет…. – отметил Николай.
Лизе почему-то стало не по себе. Она подумала, что не должна была жить такой праздной жизнью, пока князь был на войне, когда она не знала, жив ли он….
- Да, - робко сказала она. – Маменька говорит, что нам с моей кузиной нужно бывать в обществе.
- Это правильно. Вы были на маскараде у Мартыновых? – задал он очередной вопрос.
- Да, - вымолвила она с замиранием сердца, вспомнив тот странный вечер.
- Я узнал вас сразу.
- Что? – не поняла она его слов.
- Я вас узнал. Когда я лежал в госпитале в бреду, мне снились странные сны. В одном из них я видел вас такой нарядной, в синем платье, среди пёстрой толпы, будто на балу….
- Вы видели меня во сне? – удивилась княжна.
- Я видел вас у Мартыновых. Всё-таки, как я люблю маскарады, где можно появиться незамеченным и неузнанным, где можно делать, говорить всё, что хочешь, - говорил он с лёгкой иронией.
-  Mon dieu… (Боже мой), - воскликнула она по-французски. – Так это были вы? Загадочный Николас и есть Николай Лиговской? Значит, вас я увидела в окне проезжающей мимо кареты! Я думала, что мне это пригрезилось…. – громко говорила Елизавета.
- Простите, что ввёл вас в заблуждение. Вы были единственным человеком на этом маскараде, с которым у меня было желание говорить…. – произнёс Никс упавшим голосом.
- Право, это какое-то чудо! Вы живы, вы вернулись! – радовалась княжна, но вдруг, что-то будто щёлкнуло у неё в голове. Она вспомнила, как страдала всё это время, как пыталась забыть князя Лиговского. И вот, когда у неё это почти получилось, он вернулся, но надежды нет. Она вдруг это поняла. Поняла, но грустить не стала. Елизавета просто радовалась его возвращению, радовалась тому, что он жив, ни на что уже не надеясь. Она твёрдо решила постараться быть ему другом, просто разговаривать с ним на балах. Всё….
- Почему вы погрустнели? – спросил Никс.
- Нет, нет, я просто задумалась…. Простите.
- А я уже начал волноваться, что ненароком вас чем-то расстроил. Я счастлив, если это не так.
- Вы не можете меня ничем расстроить, - спокойно ответила Елизавета.
- Тогда позвольте мне пригласить вас танцевать? Если не ошибаюсь, скоро объявят галоп, - воодушевлённо спросил Николай.
В это мгновение дверь комнаты открылась, вошёл корнет Бутурлин с весьма озадаченным видом. Он смущённо посмотрел сначала на Елизавету, затем на Лиговского. Они не менее смущённо смотрели на него. Павел Сергеевич обратился к княжне:
- Елизавета Алексеевна, я вас повсюду ищу. Скоро объявят галоп, а вы, помнится, сегодня обещали мне танец. Я могу проводить вас в залу.
Елизавета в смятении не знала, что ответить этому молодому человеку. Она хотела танцевать с Лиговским и совсем не помнила, что обещала танец Бутурлину…. Положение княжны Вороновой было весьма затруднительным.
- Разве я обещала вам танец? – дрожащим от волнения голосом спросила она.
И Лиговской и Бутурлин смотрели на неё пристально, не сводили глаз. Николай отметил для себя, как уверенно княжна держится в обществе, и понял, что она давно уже выросла из той девочки, которую он знал до отъезда на Кавказ.
- Что ж, раз я обещала, идёмте, - быстро произнесла она. – Простите, князь, что не могу продолжить наш разговор. Обещание нужно выполнять, - сказала она с сожалением.
- Я понимаю.
- Мы ещё встретимся, - утвердительно сказала Лиза и вышла в сопровождении Павла Сергеевича Бутурлина в бальную залу.
Никс остался в комнате один. Он всё думал, о своём разговоре с Елизаветой. Ему казалось, что она вела себя странно, или он был сам не свой…. Он уже ничего не понимал. Но Николаю было совершенно ясно одно – Елизавета очень изменилась. Нет, она не стала светской кокеткой, как он представлял в своих худших опасениях, но она стала настоящей благородной барышней, не испорченной светом, но и не простой…. Он ушёл с бала, сопровождаемый удивлёнными взглядами, шёпотом и изумлёнными возгласами гостей. Все были поражены появлением князя Лиговского, которого все считали погибшим, пропавшим на тропах войны. А он был жив, вернулся, и ему было всё равно…. Никс решил начать новую жизнь.         



Глава III

Что такое счастье? Извечный вопрос, который, наверное, задавал себе когда-нибудь каждый человек…. Две кузины-княжны Воронова и Артемьева просто сияли от счастья в последнее время. Они порхали по дому как бабочки, всё время улыбались, смеялись. Всем обитателям большого особняка Вороновых было приятно за ними наблюдать. Чему же они так радовались, почему лица их были такими счастливыми? Вернулся князь Лиговской, вернулся с Кавказа, живой – это было для Елизаветы самым большим счастьем. И ничто не могло омрачить его, даже то обстоятельство, что княжне по-прежнему не на что было надеяться. Она и не надеялась, просто жила и радовалась каждому дню. Анастасия же сияла по совсем иному поводу. Она никак не могла забыть своё знакомство с князем Андреем Петровичем Завьяловым. Настя часто видела его на балах, они много говорили, танцевали…. Она понимала, что князь ей нравится, что какое-то новое чувство закрадывается к ней в душу. И это её не огорчало, а наоборот радовало….
За чёрной полосой наступает белая, за белой чёрная. Когда-нибудь счастье Лизы должно было закончится и она это знала и понимала. Но княжна Воронова и подумать не могла, что всё произойдёт так быстро. Не прошло и двух недель счастья, как она услышала разговор, перевернувший в ней всё….
Елизавета шла по коридору на втором этаже в сторону своей комнаты, вдруг до её слуха донеслась чья-то речь. Она поняла, что это её родители разговаривают о чём-то в небольшой комнате, где располагалась библиотека. Их беседа была слышна, потому как дверь была не до конца закрыта, оставалась узенькая щель. Лиза хотела пойти дальше, но тут услышала то, что заставило её остановиться….
- Меня так беспокоит судьба нашей дочери. Ей уже восемнадцать лет, пришло время позаботиться о её будущем. Конечно, она совсем не такая как другие девушки её возраста. Мне иногда кажется, что её вообще не интересуют кавалеры. Но пора, пора уже что-то решать…. – говорила её мать.
- Да, Оля, я сам уже давно думаю об этом. Восемнадцать лет – как раз самое время для замужества. И нам важно это время не упустить, - ответил жене Алексей Николаевич. – Важно, конечно, подобрать хорошую партию, но и не забывать о мнении самой Лизы. Я не смогу отдать её замуж за человека, зная, что она будет несчастна….
- Я думаю, стоит присмотреться, понаблюдать за ней. С кем она общается, с кем чаще танцует на балах…. Может быть нам следует выезжать с визитами? С нашей семьёй многие почли бы за честь породниться, я думаю, претенденты на руку Лизы найдется быстро….
- А на сердце? – задумчиво произнёс отец и вздохнул. – Как сказал Александр Сергеевич Грибоедов, - что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом! Нет, как тяжело думать о том, что скоро нам придётся расстаться с нашей девочкой….
- Тяжела родительская ноша, но нам нужно устроить её судьбу как нельзя лучше. Я хочу, чтобы она вышла замуж за благородного молодого человека. Он должен быть знатного рода, хорошо образован, приятной внешности, не испорченный светом, не кутила…. – рассуждала Ольга Ивановна.
- Ты предъявляешь слишком высокие требования. Боюсь, таких молодых людей нет уже в нашем обществе….
- Нет, нет, я знаю, что такие молодые люди есть. Я думаю, всё будет так, как мы задумали, - сказала княгиня.
- Ну, что ж, тогда….
Лиза уже не слышала того, что сказал отец. Поражённая новостью о том, что родители уже решили её участь, она сорвалась с места и побежала в свою комнату, где дала волю своим чувствам и разрыдалась. Из комнаты княжна не выходила до самого вечера. С этого дня она впала в мучительные раздумья. Предстоящее неизбежное замужество с нелюбимым человеком пугало её, она вообще не хотела выходить замуж, покидать родительский дом. Покориться судьбе или начать что-то предпринимать? Это был главный вопрос, который занимал мысли Елизаветы.    


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/01/10/354