Памяти Людмилы Михайловны Шадровцевой

Андрей Тернов
Моя бабушка Людмила Михайловна Шадровцева (до замужества Павлова) родилась 21 сентября 1934 г. в г. Ленинграде. Её родители – Михаил Григорьевич (умер во время блокады в 1942 г.) и Павла Петровна (16.06.1894-8.03.1981). Павловы. До того, как переехать в Ленинград, прабабушка Паша жила в Калининской области, в деревушке под Тверью (в 1931-1990 гг. – г. Калинин).
Павла Петровна была трижды замужем. От первого мужа Петра Яковлева, за которого она вышла замуж в 16 лет, родилась дочь Наталия. Данные о втором муже утеряны. Третий муж Павлов Михаил Григорьевич был рабочим на кировском заводе, от него прабабушка Паша родила Людмилу уже в сорок лет. Павла Петровна работала сначала на гражданском судне матросом, а потом рабочим на хлебозаводе. У неё была сестра Анастасия, которая вышла замуж за прокурора Петра из Киева и жила там вместе с ним на Крещатике. И к ним бабушка, когда была маленькой, часто ездила на каникулы и потом часто вспоминала Крещатик и катание на гигантах ("Это такой высокий столб, врытый в землю. Наверху к нему крепилось кольцо, за которое привязывали крепкие веревки. На другом конце веревки была петля. Молодежь садилась в эту петлю, затем все одновременно со своими петлями разбегались по кругу вокруг этого столба, кольцо наверху раскручивалось по принципу центрифуги, ноги отрывались от земли, и ты летел по воздуху над землей, только дух захватывало"). Они приглашали её после школы остаться у себя, чтобы поступить в медицинский институт, к тому же у них не было собственных детей. Но Люся наотрез отказалась, так как очень волновалась за свою маму, не хотела расставаться с ней.
Детство своё бабушка провела со своими родными на улице Резвой (с 1952 г. - Невельской), д.7, кв.5, но это был барак.
В начале войны, в 1942 г. умер бабушкин отец Михаил. Он не мог вынести голодовки, так как болел хроническим плевритом.
В 1942 г. бабушка в девятилетнем возрасте поступила в среднюю школу. Также Люся училась и в балетной школе.
Когда началась блокада Ленинграда, в городе Павла Петровна осталась жить с дочерью Наталией, а Люсю отправили к родным в Калининскую область. Там Людмилу Михайловну определили в детский дом. Но когда немцы вошли в ту деревню, где была бабушка, они собрали жителей деревни вместе с ней в хлев – и подожгли. Если бы наш отряд партизан не подоспел, не освободил селян, то все бы сгорели. После этого бабушку отправили в детдом. Она рассказывала, что их там очень плохо кормили, и это сказалось на её здоровье. После того, как блокаду сняли, прабабушка Паша забрала Люсю к себе в Ленинград.
23 июня 1953 г. бабушка завершила полный курс женской средней школы №288 в Ленинграде. Она хотела закончить 8 классов, чтобы пойти учится в Холодильный техникум. Но прабабушка Паша настояла на том, чтобы Люся завершила все 10 классов, что ей далось с трудом. У неё целый год держалась температура, пока врачи не удалили ей гнойные миндалины.
В 1953 г. Людмила поступила в Ленинградский Электротехникум Связи СССР по специальности “городские телефонные сети”. От 22 февраля 1956 г. Павловой Людмиле Михайловне присвоена квалификация техника-электрика по проводной связи. И уже 2 апреля 1956 г. была зачислена техником на кировской АТС.
В это время бабушка познакомилась с дедушкой Константином Ивановичем, работающим радиооператором (а затем бортрадистом) и учащимся в Высшем Авиационном Училище. Шадровцевым в Екатерининском парке. Бабушка помогала в учёбе дедушке, она очень хорошо разбиралась в математике. Несмотря на то, что Павла Петровна была против их отношений, 12 февраля 1958 г. они поженились. Из-за трудностей с пропиской они решили полететь в Магадан, где обещали жильё и хороший заработок. Но с жильём обманули. Пришлось поначалу снимать жильё, а потом дали коммунальную квартиру №16 на ул. Портовой, д. 5. В Магадане родились моя тётя Нина (6.02.1959) и мама Ольга (17.11.1960). Дедушка летал на Ил-14, а после дополнительной учёбы – на Ан-12, возил пассажиров, а бабушка работала электромехаником телефонных подстанций городской телефонной станции. Много было испытаний, но вместе они всё прошли.
В 1974 г. семья Шадровцевых переехала в Воронеж в квартиру №3 на улице Острогожской, д. 59. Константин Иванович получает уже пенсию за выслугу лет, а у бабушки резко ухудшается здоровье из-за отсутствия чистого воздуха, наличия множества вредных заводов, постоянного шума трамваев за окном. В 1978 г. у неё случается инфаркт.
Чтобы улучшить жилищные условия, дедушка ищет варианты обмена. К счастью ему это удаётся, и семья Шадровцевых переезжает в г. Луховицы Московской области. Здесь родился я и мой двоюродный брат Михаил. Мама заканчивает Рязанский медицинский институт, знакомится с моим отцом (они учатся вместе на одном курсе). После завершения института их распределяют в Каширу. И я уже приезжаю к дедушке и бабушке в гости в Луховицы. Но до четырёх лет воспитывали меня именно они. И доброта, забота, мягкость бабушки Люси помнится мне до сих пор.
Как-то цыганка нагадала бабушке ещё в самом начале знакомства с дедушкой, что у неё с ним будет двое детей, муж будет лётчиком, а сама она проживёт 70 лет... Так оно и вышло… 29 июля 2005 г. от рака матки после долгих мучений она умерла, её душа покинула земные оковы… Дедушка недолго прожил без неё, он умер от рака желудка 9 апреля 2007 г., прожив 76 лет, хотя та же цыганка нагадала ему 79. То ли она ошиблась, то ли шестёрка перевернулась – кто теперь разберёт… Но Слава Богу за то, что у меня в жизни были эти два милых, прекрасных человека, которым я обязан всем тем хорошим и добрым, что они в меня заложили.

(А.А. Тернов 10.01.2011)