Золотой червонец

Никита Хониат
   
 
           Пришел я от бедности в ломбард, а заложить было нечего. И оценил тогда старый еврей всего меня в один золотой червонец. И заложил ему я сердце своё со всеми внутренностями за три рубля, руки – за два и ноги – за рубль, за рубль пятьдесят – туловище с кожей, за два тридцать пять – голову. И душу мою взял он за пятнадцать золотых копеек.
           И забрало безликое существо деньги и исчезло, а я остался лежать на витрине. И приходили люди разные, и смотрели на меня. А срок платежа всё шел ; и вышел совсем скоро. Не вернулось безликое существо выкупать меня.
И пришёл тогда тип один. Убогий весь такой ; сутулый, гнусавый, в очках, и на как крысу похож. И купил он тело моё. Душу брать не хотел, но хозяин без неё продавать отказался. И взял он вместе с нею. А когда вселилась душа его в тело моё, то оказалась такой сильной и широкой, что задвинула мою душу в пятки. И не мог я больше управлять ничем, только чувствовать и созерцать мне оставалось.
           И стал он так жить в моем теле, как я не жил никогда, потому что не мог, а он смог и живёт до сих пор – радуется, а свою мумию в шкаф спрятал.
           И так мне обидно иногда за себя, что хочу я в его тело хилое перелететь и выпрыгнуть в окошко, что бы освободиться и найти может безликое существо то. А иногда приятно мне с ним, хоть и в пятках, ощущать всю жизнь эту, которую он так чудесно устроил.