От чего зависит настроение...

Александр Калатозишвили
                Моему другу Жаку посвящается!


На дворе стояла тёплая, тихая и унылая осень 1983 года. День был пасмурный, небо было затянуто свинцово-серыми тучами, но дождь не шёл. С утра на меня что-то давило, раздражало и не давало покоя. Словом, я находился в таком поганом состоянии здоровья, что и врагу не пожелаешь.
Я спустился по лестнице во двор и пошёл к воротам. Дойдя до ворот, потоптался немного и повернул обратно, к гаражу. Нет, опять что-то не то. Всё то же чувство замкнутого пространства. Тогда я снова вернулся к воротам, открыл калитку и вышел на улицу.
Какой ужас, когда  небо, дорога, да и все краски живой природы сливаются в один серый цвет, подумал я, и присел на невысокий забор, такой же серый, как всё вокруг.
Когда-то давно нас учили, что небо должно быть голубым, деревья – зелёными, а цветы – разноцветными. В такие минуты бывает трудно представить себе, что кто нибудь можетчем-то тебя развеселить.
На этом мои философские размышления были прерваны, к дому напротив подъехал на «Волге» Жак.
Жак вылез из машины, привычным движением руки включил охранную сигнализацию, чего он никогда не забывал сделать, и захлопнул дверь. Машина известила о постановке под охрану коротким сигналом, и мигнула фарами.
Жак с улыбкой направился в мою сторону, я тоже изобразил некоторое подобие улыбки, и сделал несколько шагов ему на встречу.
Жаку было лет сорок, может быть немножко больше. Это симпатичный парень, среднего роста, с правильными, даже немного аристократическими, чертами лица, несколько худощавый и с красивыми манерами.
В прочем, это не мешало ему иной раз в разговоре ввернуть не очень литературное словцо, однако случалось такое крайне редко и выглядело не так, как у других. Всякий раз, встречаясь с Жаком, я не переставал удивляться его аккуратности.
На Жаке был серый,строгого покроя костюм,по моде слегка приталенный и с немного приподнятыми плечами.Костюм был безукоризненно выглажен.Белая сорочка в едва заметную голубовато-серую клетку,подходила к костюму как нельзя лучше,а ее манжеты выглядывали из рукавов пиджака примерно на три сантиметра,или как говорят англичане на дюйм с четвертью.Темно-синий галстук с замысловатым рисунком был выткан серебром,а на блестящих черных туфлях ни пылинки.Завершал и подчеркивал все это великолепие уголок платка,вложенного в нагрудный карман пиджака.
Жак вынул коробку очень дефицитных в те времена американских сигарет «Винстон» и мы с ним закурили.
- Ну,как живешь?-задал,Жак дежурный вопрос.
-Да вот,что-то настроение плохое,-ответил я и добавил,-Наверное от погоды.
-Настроение плохое?-переспросил Жак и ненадолго задумался...
Сейчас Жак произнесет  свою крылатую фразу,которую я запомню на всю жизнь и буду цитировать при каждом удобном случае.Но чтобы Вы,читатель,возможно лучше поняли весь тонкий смысл,этой вот самой крылатой фразы,мне придется познакомить Вас с моим другом Жаком поближе.
И так сделаем лирическое отступление и совершим небольшой экскурс в историю.
В конце шестидесятых прошлого века,жил на нашей улице простой тбилисский парень Жорик Джорджадзе.
Жорик уже отслужил три года в армии и работал шофером на милицейской «Волге».У Жорика был вкус к хорошей жизни,но не было денег.Наверное поэтому он больше других стремился к благосостоянию,добывая свой хлеб нелегким трудом.
Самой заветной мечтой Жорика был собственный автомобиль.Поэтому,поднакопив немного денег он купил где-то по случаю старенький «Москвич» первого выпуска,самостоятельно довел его до ума и аккуратно покрасил в темно-зеленый цвет.Получилась не машина,а конфетка и Жорик был счастлив.
Жаком он стал позже,когда поступил на французский факультет иностранного института.Там какого-нибудь Леву,называли Луи,Наташу звали Натали,ну а наш Жора стал Жаком.
Учился Жак прилежно,совсем не так ,как те маменькины сынки и дочки,которых при помощи денег и знакомств определяли в институт родители.В те годы редко какой студент иногда приезжал в институт на автомобиле,да и то на папочкином,а Жак ездил на машине ежедневно,неизменно в костюме и при галстуке.
Многие думали тогда,что он ведет праздную жизнь.На самом же деле,автомобиль был для Жака средством выживания.Каждый день,поздно ночью он подъезжал к ресторану «Будапешт»,где его ждали шеф-повар и две официантки.Жак развозил их по домам и получал за работу десять рублей.В те годы этих денег вполне хватало на безбедную жизнь.
Наконец Жак окончил институт и на этом его научная деятельность в области языкознания кончилась.
Теперь он работает барменом в валютном баре гостиницы «Иверия».В те давние времена,лучшей гостиницы в Тбилиси не было.
Жак очень любит,когда в бар заглядывают его друзья,всегда рад угостить их какой-нибудь смесью из заморских бутылок,чашечкой крепкого кофе и хорошей сигаретой.
Недавно Жак купил дом в Алексеевке,огромное поместье с большим садом,гаражом и множеством других подсобных помещений.В глубине сада есть пруд,в котором,как утверждает хозяин даже рыба водится.
А чтобы поместье приносило доход,Жак организовал небольшое производство по выпуску горчицы и открыл маленький магазин.
Справедливо считая автомобиль символом благополучия,Жак постоянно занимался проблемой улучшения модели личной машины,поменял их огромное количество и среди всех две «Волги».
Современному читателю трудно будет понять,чем в те времена была машина «Волга».Скажу коротко,что тогда ездить на «Волге» было престижнее,чем сейчас на всех иномарках вместе взятых.В общем «Волга» была самой лучшей и дорогой машиной,и она у моего друга Жака была.
Годы наложили отпечаток на облик нашего героя: Черные волосы местами покрылись сединой,а от глаз к вискам пролегли еле заметные морщинки.Однако это ничуть не портит лица,а даже напротив,делает еще более выразительной его приятную улыбку.
Вот Вам,дорогой читатель,портрет моего друга Жака во всей красе.Прошу любить и жаловать.

Вернемся же наконец из столь пространного лирического отступления к моей встрече с Жаком в тот пасмурный осенний день.

- Настроение плохое?-переспросил Жак и ненадолго задумался...
- Настроение зависит от многих причин,-сказал Жак и опять задумался,собираясь по-видимому перечислить эти самые причины...
- От того,как идут дела,-сказал он наконец,сделал очередную паузу и напряг мысль...
На этот раз пауза длилась долго,но как Жак ни старался,так больше ни одной причины назвать и не смог.

Мы посмотрели друг на друга и весело рассмеялись.
Настроение действительно зависит от многих причин.
Вот так!





                9 сентября 2006 г.
                г.Батуми