Моя дача

Людмила Москвич
 

     Всю жизнь я мечтала иметь свой домик с садом, где можно было бы выращивать цветы,фрукты и  овощи на огороде. Я представляла, как буду по утрам ранней весной выходить на крылечко и любоваться цветущими деревьями, первыми цветами в палисаднике, зелеными всходами на грядках. А вечерами, сидя под навесом террасы, слушать пение соловьев в саду, дышать свежим, ароматным воздухом цветущего сада, любоваться всходящей на небосвод луной. А потом приносить к завтраку первую клубнику в белой тарелке, душистую, с капельками росы на ярких боках. И первую редиску, выдернутую из грядки, пучок молодого ярко зеленого лучка, и еще небольшие, ароматные побеги петрушки и укропа. А за столом уже сидят мои маленькие внуки и с нетерпением ждут, когда я им приготовлю салат со сметаной к  яичнице из домашних яиц. И ягоды посыплю сахаром и залью сметаной.

     Наконец мои мечты начали сбываться. Нам выделили участок земли в 7 км. от города, на окраине села Карагаш.  Мой проектный отдел выполнил проект застройки участка и садовое товарищество «Наука» вступило в жизнь. Первым делом  я  засела за проект своего домика. Мне хотелось иметь небольшой, но удобный домик, красивый и недорогой. Вскоре появились первые наброски. С моим мужем Анатолием мы долго обсуждали, какой вариант лучше. Наконец остановились на домике размером 6 на 6 метров из красного кирпича с мансардой и террасой под шиферной крышей. Вход на террасу и мансарду предусмотрели со двора по металлической лестнице. На первом этаже разместилась комната  размером 3,5 х 5,5 и веранда 2х5,5. На 2-м этаже должна была быть комната размером 3 х 4,5м,и кладовка 1х2м, и крытая терраса 2х6 м. с лестницей в торце.

     Теперь надо было обдумать - из чего строить. Строительный материал достать было очень трудно. Но тут очень помогли связи с колхозами, нашими заказчиками проектов. В одном месте  мне продали списанные бетонные столбики от раскорчеванных старых виноградников для фундамента, в другом месте немного леса для балок перекрытия и кровли. Анатолий смог выписать у себя на заводе старый металл для ограждения террасы и забора. Сваха, работающая на кирпичном заводе, выписала на себя кирпич 3-го сорта, как более дешевый. Шифер на кровлю и плоский на стены мансарды смогли приобрести в магазине. Утеплитель, на стены мансарды и перекрытия, собрали от ремонтируемых сетей теплотрассы. Хоть это были старые полотнища стекловаты, но нам они подошли. А на подшивку потолка подошла упаковка, от недавно полученной, офисной мебели нашего проектного отдела. На внутреннюю обшивку стен и потолка мансарды использовали штакетник, который по случаю приобрели в магазине за очень недорогую цену. А вместо окон веранды установили рамы парников, тоже по случаю купленные в магазине. Даже стекла не покупали, забрали бой с теплиц соседнего совхоза. А окна и двери, по нашему заказу, выполнили студенты строительного лицея на своей производственной практике. Вот так с мира по нитке – голому рубашка, мы начали строить нашу будущую дачу.

     Когда начали копать траншеи под фундамент, оказалось, что под небольшим слоем земли залегают песок и гравий. На этой территории были песчаные карьеры, а после их закрытия, территорию спланировали, засыпали землей и использовали в хозяйстве совхоза. Так что нам не пришлось завозить песок и гравий для раствора при укладке фундамента. Раствор готовили сами, им заливали ряды бетонных виноградных столбиков. Помогали мой сын Костя и сын Анатолия Саша. Стены дома выложили нанятые рабочие, а столбы веранды выложили мы с мужем сами. Ему пришлось осваивать профессию каменщика. Мне было легче, в институте нас учили всему: на производственной практике мы сами выкладывали стены, вязали арматурные каркасы, готовили растворы, штукатурили стены. Все это очень пригодилось при строительстве дачи. А муж был квалифицированным сварщиком, поэтому все сварочные работы он выполнял сам: забор с воротами и калиткой, ограждение террасы, арки для винограда, лестницу, каркас для надворной уборной и душевой кабины, емкости для воды и прочие работы с металлом.

     Дом быстро вырастал на наших 6-ти сотках, на удивление всех соседей. На нашей улице он был первым. Кирпичные стены были выполнены под расшивку швов, поэтому штукатурить  снаружи их было не надо. Отделочные работы тоже не заняли много времени. Стены нижней комнаты я оштукатурила и оклеила обоями, потолок по картонной подшивке тоже оклеила. Обшитые деревянным штакетником стены и потолок второго этажа проолифила. Полы в нижней комнате выполнили так: по цементной стяжке уложили картон и покрасили в два слоя масляной краской. На веранде выложили плиткой. На втором этаже в комнате по обрешетке перекрытия, тоже уложили картон и покрасили его. На террасе полом служило монолитное перекрытие веранды. Окна и двери я покрасила желтой краской, а все металлические ограждения  красной. На крыше Толя установил флюгер – красный петушок указывал направление ветра. На окна поставили фигурные решетки, выкрашенные красной и желтой краской. Домик получился нарядный. И, что не маловажно, обошелся нам не дорого и построен был быстро.

     В первый же год получения участка мы высадили сад: вишни, черешни, абрикосы, сливы, айву, груши, яблони. Разбили виноградник. Посадили  клубнику, малину, смородину,  крыжовник.  И хотя дом  еще только начал строиться, я посадила с двух сторон кусты плетистых  роз, которые,  впоследствии, скрыли фасад дома под своими цветущими ветками. И куст кампсиса, древовидной лианы,  цветущий крупными оранжевыми цветами, который вскоре добрался до крыши над террасой. И конечно цветы, много цветов,  как я и мечтала, Перед домом и вдоль бетонной дорожки, идущей через весь сад, у меня цвели тюльпаны, нарциссы, ландыши весной. Летом ромашки, пионы, астры; поздней осенью гладиолусы и хризантемы. И еще множество других цветов, всех и не перечесть. Моя мечта о даче осуществилась. Все свободное время теперь было отдано ей.

     Приезжал летом младший сын с семьей. Он служил в Приморском крае на Дальнем востоке. Собирались всей семьей: двое сыновей с женами, трое внуков, да мы с Анатолием. Полный дом гостей!  Шумно, весело. Ходили на рыбалку на канал, или на Днестр. Отправлялись купаться на ближайший сельский пляж. По утрам ходили в село за молоком, творогом, сметаной, яйцами. Я купила электрическую духовку и теперь пекла пироги с творогом, яйцами и зеленым луком, ягодами, вишнями. Рыбаки приносили рыбу, варили уху, жарили. А овощи свои, с грядки! И молодая ранняя картошечка, с укропчиком и сливочным маслом! Даже батоны наловчилась печь, чтобы не ходить в магазин в село.

     Внукам было раздолье, можно бегать босиком, лазить по деревьям, рвать ягоды и овощи, какие захочешь. Комнату им отводили на мансарде. Они с удовольствием ее благоустраивали. Девочки мыли пол, украшали стол букетами цветов. Ванечку, самого младшего, посылали нарвать разных ягод. Потом устраивали пир. Ягоды раскладывали по чашкам, посыпали сахаром, добавляли сметану. Потом, усевшись на коврике,  на полу террасы  «угощались», медленно смакуя  «царское лакомство». А вечером устраивали для нас взрослых концерт. Мы все усаживались на стульях в одном конце террасы. А на другом конце была сцена. Ребята выходили из дверей комнаты и танцевали, пели, читали стихи. А в конце программы был показ мод. Выходили на подиум модели, одетые в невообразимые наряды, принимали соответствующие позы, прохаживались профессиональной походкой «от бедра». Мы смеялись до колик. В дело пускались все имеющиеся наряды и подсобный материал: простыни, занавески, полотенца. Фантазия у внуков не знала придела! Смех и аплодисменты привлекали соседей. Стоя на улице, они тоже смотрели представление. Уже поздно вечером с трудом отправляли детей спать. Сами еще долго сидели в саду, разговаривали, прислушивались к доносившейся из села музыке – в селе играли очередную свадьбу.

     Иногда детей оставляли на несколько дней со мной. Ванечка ходил с знакомыми ребятами на рыбалку. С вечера старательно готовился: копал червей, проверял удочку. Просил разбудить его пораньше. Приносил несколько мелких окуньков и требовал их зажарить. С гордостью угощал, зашедшую соседку, добытчик растет, настоящий рыбак! Олечка помогала готовить обед, сама собирала на огороде овощи. Это были самые счастливые годы. Я уже была на пенсии, Анатолий еще работал и приезжал вечером, да по выходным дням. А потом мы с ним поменялись ролями: меня пригласили работать в министерство промышленности, а он ушел на пенсию. Теперь я могла бывать на даче только по выходным дням, да во время отпуска.

     Деревья начали плодоносить, фруктов хватало с избытком и нам и семье сына. Варили варенье, закатывали компоты и соки на зиму. Заготовливали сушеные абрикосы и яблоки. Делали из винограда вино. Коптили в своей коптильне рыбу, которую ловил муж. Работы было достаточно, но и отдача радовала. Все свое, экологически чистое, свежее, не покупное. Любого гостя, который заходил к нам, было чем встретить и угостить. Возвращались домой с охапкой цветов, корзинами овощей и фруктов. Завозили часть детям моим и Толиным. Всем хватало.

     Но постепенно все изменилось. Я продолжала работать до 69 лет. С мужем отношения испортились, и я подала на развод. Не было смысла продолжать совместную жизнь. А потом у меня обнаружили рак, прооперировали, прошла курс облучения. Осталась жива,  но посещать дачу уже не могла. Сын вместе с семьей уехал работать в Москву, приезжали все только на новый год, да летом в отпуск. Дача пришла в запустение.  Без хозяина – дом сирота. Деревья стали засыхать, без полива высохли ягодники. Дом уже требовал ремонта. А хозяев не было. Прошлым летом  сын,  вместе с родственниками,  высадился  трудовым десантом на наши шесть соток. Подремонтировали дом, спилили старые деревья, скосили газонокосилкой заросли травы,
сожгли мусор, перепилили на дрова спиленные деревья. В общем, навели порядок. Невестка убрала комнаты, помыла окна, расставила мебель, привезенную из дома после окончания в нем ремонта.   Везде порядок и чистота.  И уехали до следующего лета.

     А в последний свой приезд на новогодние праздники сын мне сказал, что дачу надо продать, она уже всем  в тягость. Меня как под дых ударили. И я, не задумываясь, сказала.
– Только после моей смерти! Умру – делайте, что хотите, а сейчас это мне, как отрезать руку или ногу без наркоза.
Сын настаивать не стал, он видел, как я расстроена. А после его ухода, я все думала, как поступить. Я понимала абсолютную правоту сына. Но…сколько всего связано с дачей, сколько труда вложено в нее, сколько любви! Как я ее хотела иметь, как любила! А теперь отдать чужим людям?  Было очень тяжело с этим смириться.

     Вот и еще один счастливый эпизод в моей жизни  уходит в прошлое. Остаются только воспоминания.   Перед отъездом я поговорила с сыном.
– Я согласна продать дачу, но при одном условии - я ее продам сама. Сама подберу покупателя, может кого-то из знакомых. Как собаку или кошку, отдам в хорошие руки. Мне так будет спокойнее. А папин сундук заберу себе, он это заслужил. Он у нас с 1945 года. Пусть умрет вместе со мной. И не торопи меня.

     Вот и вся история про мою дачу.