Основное противоречие человека.
Человек сложен, но постижим. Он не состоит из души и тела, как полагал Платон и утверждает религия. Он есть живое тело,обладающее СПОСОБНОСТЯМИ и ПОТРЕБНОСТЯМИ (Маркс), заданными ему с рождения и пребывающими в состоянии развивающегося единства и борьбы до последнего вздоха.
Способности олицетворяют его созидательное начало, потребности – потребительское. Они и есть его основные противоположности, движущие и управляющие им во всех его взаимоотношениях с окружающим миром и всем человечеством.
В зависимости от того, какое из начал - больше или меньше,чаще или реже - довлеет над другим, человек, соответственно, выступает активнее как созидатель или как потребитель. Вне зависимости от возраста, половой, социальной, национальной, гражданской и пр. видов принадлежности.
Долгий путь испытаний и приспособительной деятельности развил в человеке эти начала, углубив и приведя их к раздвоению на другие противоположные, обособившиеся и составные части. Потребности предстали как ЕСТЕСТВЕННЫЕ /органические/ и ДУХОВНЫЕ /познавательные/ потребности. Способности - как УМСТВЕННЫЕ и ФИЗИЧЕСКИЕ умения,навыки, дарования. Если потребности ставят проблемы, то способности решают их.
Но и это не предел. Спираль человеческого совершенствования уходит еще далее вглубь и показывает нам следующую ступень раздвоения составных частей. Умственные способности подразделяются на ТВОРЧЕСКИЕ и РЕФЛЕКСИВНЫЕ /отражательные и регулятивные/. Физические - на ВРОЖДЕННЫЕ и ОБУЧЕННЫЕ.
Но подлинной вершиной собственно человеческого взлета как вида, возвышающего его над миром животных, выступает раздвоение и специализация его творческих начал в виде КОНСТРУКТИВНЫХ и КРИТИЧЕСКИХ способностей, взаимно дополняющих друг друга в решении встающих проблем.
Успешность человеческой деятельности в значительной мере при взаимодействии различных способностей зависит от того, какие из оных на разном их уровне и этапе он использует в качестве решающих. Но в этом заключается и столь же великая опасность ошибок, поражений, разрушения уже созданного и достигнутого. Преобладание, например, критичности в умах творческой интеллигенции /артисты, режиссеры, художники/ в период "перестройки" привело к обрушению ценностной ориентации народных масс, к потере созидательного, позитивного курса страны. Как, собственно, и недостаток конструктивности у правящей верхушки СССР в застойное время.
Оновное противоречие общества в этой связи /между ПРОИЗВОДСТВОМ и ПОТРЕБЛЕНИЕМ/ выступает как совокупность противоречий составляющих его индивидов. 11.01.11