Почему Любовь и голуби снимали не в Сибири


Интервью было взято  в Иркутске в сентябре 2006 года накануне юбилея Владимира Гуркина

Более двадцати лет назад вышел на экраны фильм "Любовь и голуби". История адюльтера деревенского мужика Василия Кузякина со счастливым концом была с восторгом принята во всем Советском Союзе. Страна поменяла несколько правителей, вернулась от социализма к капитализму, а фильм так и остается любимым, даже среди тех, кому сейчас только 18-20. Он есть в домашней коллекции почти каждой российской семьи: начиная от риелторов и дилеров, заканчивая министрами и раввинами. Его смотрят всякий раз, когда становится совсем невмоготу от диких реалий современной жизни. Такой успех не снился ни одному из новомодных блокбастеров с многомиллионными бюджетом.  С автором истории, бывшим жителем города Черемхово Иркутской области, а ныне московским драматургом Владимиром Гуркиным мы поговорили еще раз о том, как появился на свет этот киношедевр.


1. Герои из жизни

Все герои пьесы имеют реальных прототипов. Так, семья Василия Кузякина - это черемховские соседи Гуркиных. Когда драматург работал над "Голубями", недолго думая, дал героям их фамилию.

- Все хотел поменять потом, но так и забыл, - говорит Владимир Гуркин.

А вот характеры Васи и Нади списаны с родителей автора. Дядя Митя - это дед Владимира Павловича, который жил на Урале. Баба Шура - родная сестра бабушки.

Правда, тайну прототипа Раисы Захаровны, роль которой в фильме блестяще сыграла Людмила Гурченко, Гуркин открывать не стал даже мне. Лишь сказал, что когда пьесу увидели его друзья и знакомые, то все как один отметили, что эта героиня слишком напоминает речью и манерами одну особу, с которой автор вместе учился.

- Я не могу назвать ее имя, скажу лишь, что сейчас она очень известный человек в Иркутске.

А вот голуби были в жизни самого автора. Одно время в доме Гуркиных жил его дядя, брат матери. Он разводил голубей и был отпетым хулиганом. Когда его посадили за драку на два года, ухаживать за голубями пришлось Володе Гуркину.

2. Как Меньшов увидел "Любовь и голуби"

- На Мосфильме работал замечательный режиссер Владимир Кучинский (самая известная его работа - картина "Любовь с привилегиями"), - вспоминает Владимир Гуркин. - Он был вторым режиссером у Никиты Михалкова и Владимира Меньшова. Увидев пьесу "Любовь и голуби" в московском театре "Современник", он рассказал о ней Меньшову. В следующий раз они пришли смотреть спектакль вместе.

В одном из своих интервью "оскароносный" режиссер признался:

- Как только я посмотрел спектакль, то понял, что сниму фильм. В зале я и плакал, и смеялся, вышел растроганный. Увидел, что все вокруг такие же растроганные.

3. Выбор натуры

- Вместе с Меньшовым в 1982 году мы ездили выбирать "натуру". Проехали по многим деревням и поселкам вдоль Транссиба от Иркутска до Черемхово, - вспоминает Владимир Гуркин. - У Меньшова глаза на лоб лезли. Он поражался увиденной разрухе и говорил: "Если мы здесь будем снимать, люди не поверят, что так можно жить. Это словно 1914 год!" Правда, когда удалялись от железной дроги в глубь тайги, встречали симпатичные деревни. Но тамошнее энергоснабжение не выдержало бы нагрузки, если бы пришлось подключать всю необходимую для съемок аппаратуру.

Поэтому натуру для "сибирской деревни" нашли за тысячи километров от Черемхово: в Карелии, в Медвежьегорске. К тому же Карелия была удобнее для московских актеров, которым приходилось часто уезжать в столицу на спектакли. С точки зрения экономии времени и бюджета это был наиболее оптимальный выход. Так как дорожные расходы были меньше.

Дом для съемок арендовали у местных старичков. Съемочная группа пристроила им веранду и застелила досками двор, а также построила голубятню. Так возник дом Василия и Надежды, в котором и начались съемки одного из лучших фильмов в жанре комедии за всю историю советского кинематографа.

Сам Владимир Гуркин участвовал не во всем съемочном процессе.

- В течение месяца я был в большой экспедиции в Медвежьегорске. Потом неделю в павильонных съемках на Мосфильме. В съемках на юге я уже не участвовал.

Драматург вспоминает, что фильм снимался с хорошим настроением в теплой, дружелюбной творческой атмосфере. "Все актеры относились друг к другу с нежностью и заботой. Потом группа ежегодно встречалась дома у Меньшова в один и то же день еще лет 15. Так мы все сдружились на съемках фильма".

Многие фразы из фильма, которые впоследствии стали крылатыми, рождались прямо на съемочной площадке. Например, сцена, когда герой Сергея Юрского, дядя Митя, сидит за столом с Василием, распивая втихаря вино, и говорит: "День взятия Бастилии прошел всухую". Как рассказал Владимир Гуркин, на самом деле во время съемки сцены Юрский просматривал календарь и увидел там дату "80 лет Наталье Сац". И недолго думая, произнес: "Надо же, Наталье Сац уже 80?!" Но известный режиссер и театральный деятель еще была жива, поэтому подумали, что она обидится, и придумали "про Бастилию".

Однако, когда Гуркин впервые увидел готовый вариант фильма, ему далеко не все понравилось.

- Поначалу по неопытности я ведь мало что понимал в производстве кино. Прошли годы, и все в фильме мне стало родное, - признается Владимир Павлович.

4. "Ночной дозор" я не видел"

На вопрос о том, поддерживает ли он и сейчас отношения с Меньшовым, Владимир Гуркин ответил:

- Мы не только поддерживаем отношения, но мы еще и друзья. Это тот тип московской дружбы, когда мы можем не видеться месяцами. Но при каких-то обстоятельствах оказываемся рядом друг с другом.

- А как вы оцениваете участие "народного режиссера" Меньшова в фильмах про вампиров?

- "Ночной дозор" и "Дневной дозор" я не видел. Я не смотрю все эти картины. Но могу сказать, что нужно обязательно отделять Меньшова-актера от Меньшова-режиссера. Потому что у актера совсем другой социальный статус и в производстве фильма несколько иные задачи, чем у режиссера. Поэтому это два разных Меньшова в творчестве: Меньшов-актер и Меньшов-режиссер.

Владимир Гуркин также рассказал, что есть большая вероятность, что они с Меньшовым еще раз поработают вместе.

- Но утверждать стопроцентно, что вот мы задумали то-то и то-то, всегда опасно. Могу лишь сказать, что у меня есть тема и задумка сценария именно для Меньшова. Более того, частично он уже написан. Но что это будет и когда выйдет, сказать пока сложно.



5. Цитаты из фильма
 
— Извините, что помешал вам деньги прятать!
— Ну иди еще раззвони по всему поселку! Трепло!

— Ах ты сучка крашена!
— Ну почему же крашеная, это мой натуральный цвет!!!

— Людк, что это за пыспыс?

— Мои родители хотели мальчика, а родилась девочка.
— Как назвали-то девчушку?
— Раиса Захаровна...

 — Ну скажи ты ей!..
— Что сказать-то?
— Чтоб не ревела...
— Надюха, не реви!

— Скорую вызвал, а она пятнеть уже начала. Инфаркт микарда. Вот такой рубец!

— Меня в армию забирают...
— Кто?!

— Так ты с книжки сыми!
— Много клал-то, чтоб сымать!


P.S. Весной 2010 года, уже зная о раке лёгкого, драматург вернулся из Москвы на родину — в Черемхово. За неделю до смерти почувствовал себя плохо, исповедовался и причастился. Друзья перевезли его в Иркутск в областной онкологический диспансер, где Владимир Павлович скончался от рака лёгкого 21 июня 2010 года. Был похоронен 24 июня 2010 года на черемховском городском кладбище (по собственному завещанию) рядом с могилой отца.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

Фото автора


Рецензии
Простите, это Вы брали интервью? Я к тому, что хотелось бы ссылочку на сайт:
http://lena.ourera.org/

Бобровская   19.07.2011 05:15     Заявить о нарушении
Да, интервью брал я

Василий Яшкинас   19.07.2011 18:27   Заявить о нарушении