Тревожные дети

Алексей Гадаев
Стратегии работы с тревожными детьми.
Ряд особенностей тревожных детей: специфика мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и прочее такие как:
"правополушарные" дети, "тревожные" и "неуверенные" дети, дети, "испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации", "перфекционисты" и "отличники", "астенические " дети, "гипертимные" дети, "застревающие" дети.
"Правополушарные" дети
Краткая психологическая характеристика.
* Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария.
* У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, метафор,аналогий.
* Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно составлять конспекты, планы.
* Таким детям трудно выделять главное. но они хорошо обобщают.
* При устном опросе, если они не знают ответа, то могут его придумать или рассказать то, что знают  из других областей. Ответы часто хаотичны.
* Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях.
* Они задают оригинальные вопросы, их ответы тоже часто оригинальны.
Стратегии поддержки.
* Учить выделять главное. Убедить ребенка в эффективности этой непривычной для его стратегии. Субъективное удобство - не показатель эффективности. Критерий - то, что спрашивается в тесте. нужно ориентировать таких детей на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?
* Учить вчитываться в текст, особенно в учебном  задании отвечать на вопрос: "Про что именно тебя спрашивают?".
* Перед тем как заполнить бланк, попросить записывать первые пять мыслей, пришедших в голову после прочтения вопроса из задания. Затем проранжировать эти записи в порядке значимости. И только потом записывать ответ.
* При подготовке задействовать образы, метафоры, картинки.

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка.
(А.Л. Сиротюк)

Литература:
1. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
2. Туманова З.А. Два восприятия родного языка (Независимое расследование). – М.: Издательство МГУКИ, 2000 г.
3. Туманова З.А. Юный мыслитель. – М.: Издательство МГУКИ, 2003 г.
4. Шапарь В.Б. Практическая психология. Проективные методики. – Изд. 2-ое – Ростов н/Д.: Феникс, 2007 г.