Россия современная-3

Сергей Корягин
Фладислав Фельдблюм – великий мастер отыскивать интересные статьи. Сегодня он познакомил нас со статьей Виктора Ерофеева в немецкой газете «Die Welt» – «В России идет необъявленная гражданская война». Вот как бы я ответил на эту статью.

Чтобы держать народ в узде, правители обычно прибегают к таким уловкам. Первая уловка: нужен грандиозный план, такой, чтобы затмил народу глаза своей грандиозностью и небывалостью, обещанием безопасности, благополучия и счастья. Очаровал, заворожил, вдохновил. Не оставил выбора. В период властвования коммунистов негде было спрятаться от пропаганды великих строек коммунизма. Вторая уловка: надо найти внутреннего врага, который мешает выполнению плана. Когда старые буржуи были перебиты, Сталин придумал теорию: наши успехи не дают покоя пособникам буржуазии – они усиливают сопротивление; следствием стали поиски новых жертв и их публичное растерзание. Третья уловка: необходимо внушить страх перед внешней угрозой. Большевики и нацисты использовали все эти три уловки. План ГОЭЛРО и пятилетки у большевиков, четырехлетние планы у нацистов; внутренними врагами у большевиков были буржуи, священники, всякого рода вредители, у нацистов - евреи; внешними врагами большевиков были все капиталистические государства ("Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!"), внешними врагами у нацистов были государства, где правят евреи или их сторонники из класса буржуазии.

Власть современной демократической России не использует вышеприведенных уловок. Ее Проекты, - конечно, тоже планы, но не грандиозные, они не обещают скорого счастья народу. Скромные и реалистичные. Коммунисты сегодня не считают себя непримиримой оппозицией. Их «пригрели», им простили: многие из них работают в аппарате государства, власть прислушивается к их мнению. Национальная политика современной России – это политика примирения, взаимоуважения, и она, исключая Кавказ, приносит свои положительные плоды. В международном плане у России нет сегодня врагов, но все экономические партнеры.

Но в России тлеют очаги прежних острых противоречий, которые в течение семи десятков лет разжигались большевиками. Народ не любит богатых, тем более что богатство многих нажито слишком быстро и нечестно. И эта нелюбовь, разжигаемая ортодоксами из левого лагеря, может вылиться в ненависть и привести к нежелательным последствиям. Я надеюсь, что разумными экономическими мерами правящей элите удастся удержать ситуацию в разумных рамках; финансовый кризис миновал, и возможности смягчить недовольство расширились. Национальный вопрос. Формально прежняя власть была интернационалистской. Много говорилось и пелось о дружбе народов. А фактически она разделывалась с нацменьшинствами, как Гитлер с евреями. Целые народы были сосланы в Сибирь, элита многих народов была уничтожена или сослана. Современная Россия пожинает сегодня плоды «великого братства народов». Кавказ будет долго кровоточить – с этим придется смириться. Проблемы, связанные с притоком иностранной рабочей силы, решаются принятием разумных законов. Америка научилась «переваривать», «переплавлять» всех, кто туда бежит, едет, летит. У Европы и России возникли те же проблемы. Есть тенденции в мире, которые остановить невозможно. Рыба плывет туда, где глубже, человек стремится туда, где лучше. Россия многоконфессиональна, и, к счастью, здесь царит мир.

С большим трудом мы уходим от ксенофобии, особенно антиамериканизма. А еще от мании – непременно быть великими, такими, чтобы нас все боялись. Это тоже пережиток советских времен, когда мы сидели в идеологическом «бункере» (хотите – в идеологическом «мешке») и ждали, что нас вот-вот разнесут в клочья.

Идет ли в России «необъявленная гражданская война» в головах и реальности, о чем написал статью Виктор Ерофеев? Но такая война, если ее можно назвать войной, идет во многих других государствах. Например, во Франции постоянно бунтует молодежь, в Испании время от времени напоминают о себе баскские террористы, Греция совсем недавно – кипящий котел. В России она, может быть, более острая, потому что надо учесть, что родина наша пережила Великую революцию, перевернувшую экономику, политику и идеологию. Сегодня она идет в направлении, противоположном тому, куда вели ее большевики, идет к экономической и духовной свободе. Проблем – море. Ситуация похожа на ту, какую пережил Моисей, когда вывел свой народ из египетского плена. Недовольные кричали: «Хотим назад, туда, где мы сидели у котлов с мясом!» Сорок лет он водил народ по пустыне, пока не исчезли из памяти следы рабства.

Я не исключаю, что есть граждане, есть политики (их, вероятно, немного), которые хотят, чтобы гражданская война сегодня в России была настоящая. Чтобы рассчитаться с недругами. Одни обижены на то, что их отстранили от власти, когда они распоряжались всем и вся, когда они «вели народ к счастью», к тем самым «котлам, которые были наполнены мясом» (о них, «котлах с мясом», упоминает Экклесиаст); другим уже в наши дни не повезло: вложили деньги в дело, которое развалилось; третьим нужна работа (голова и руки не могут без дела), а ее нет. А есть и просто «героические» натуры – они не могут жить без конфликтов, эксцессов, скандалов, разоблачений, революций. Без перманентной борьбы, одним словом; они хотят «остренького», и потому их главный жизненный принцип таков: «Чем хуже, тем лучше!»
Странное дело, но недовольны сегодня многие из тех, для кого Ельцин и его сторонники в 90-е года прошлого века «добыли» свободу. Они бунтуют, кричат о реакции, закручивании гаек, называют Путина и Медведева преступниками. Особенно они свирепствуют в Интернете. Их бунта я не приемлю – Россия, великая ядерная держава, не может развиваться способом постоянных переворотов, как Киргизия. И «оранжевых революций», как это имело место в Грузии или в Украине. Той свободой, какую мы получили, нам надо научиться пользоваться. И все же, мне кажется, критическая масса граждан нашла себя в современной России и хочет мира. среда, 5 января 2011 г.