Раздели экзаменационную тревожность с другом!

Алексей Гадаев
В паре с другом
Филипп Зимбардо  (1933) американский  социальный психолог в своих исследованиях показал, что в обстоятельствах деиндивидуализации и анонимности люди часто проявляют меньшую ответственность из-за меньшей вероятности того, что им придется отвечать за свои поступки. позже данная тематика была проработана  и показано. что люди, подчиняясь социальным нормам. предписанным определенными ролями, выполнение которых ими осуществляется, часто стараются не принимать на себя личную ответственность за совершаемые ими поступки. Он же модифицировал процедуру сдачи экзамена по своему предмету (Зимбардо  преподает в Стэндфордском университете) и позволил студентам самим выбирать - сдавать ли экзамен в одиночку либо в паре с товарищем. В этом случае они находили правильный ответ на вопросы теста вместе, посоветовавшись друг с другом.Характерно, что совместную работу выбирали те кто в первом триместре  показал средние результаты - сильные студенты предпочли положиться на свои силы, со слабыми никто не пожелал сотрудничать.
Зимбардо показал заметное возрастание баллов у тех, кто предпочел совместную работу. Эти студенты также отмечали, что выполнение задания в паре снизило их экзаменационную тревожность и вообще способствовало более позитивному и заинтересованному отношению к изучаемому предмету.
Американский психолог Шин Бейлок из университета Майами и  группа ученых под её руководством обнаружили, что люди с хорошей памятью и быстрой реакцией, что обычно позволяет им демонстрировать интеллектуальное превосходство, "раскисают" под давлением обстоятельств, они хуже решают задачи на экзаменах, чем в свободной обстановке.  В стрессовых ситуациях проверка знаний, умений, навыков не выявляет реальных возможностей экзаменуемого. Рабочая память (кратковременная)  отвечает за информацию, которая относится к текущей работе и способствует решению задачи. Группа Шин Бейлок установила, что, когда окружающая обстановка усложняется, значительную часть краткосрочной памяти "забирают " мысли типа "а справлюсь ли я", "нужно непременно сосредоточится" и тому подобные. Они попросту занимают место, которое должно бы быть отдано собственно решению задачи. Особенно интересно, что те, у кого объем краткосрочной памяти действительно невелик, ничего подобного, как правило,не испытывают.  После ужесточения внешних условий показатели группы экзаменуемых с большой краткосрочной памятью сразу упали до уровня их менее "умных" соперников, которых стресс, как оказалось, не затронул [Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ составители М.А. Павлова, О.С. Гришанова. Волгоград: Учитель, 2011].