Тревожные и неуверенные дети

Алексей Гадаев
Тревожные" и "неуверенные" дети.
Краткая психологическая характеристика.
* Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде ( контрольная работа, диктанты и др.).
*Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы.
*  При устном счёте они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Обычно они задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя правильно ли они его поняли.
* Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя посмотреть, правильно ли они сделали.
*Они часто грызут, теребят пальцы или волосы.
Основные трудности.
Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной  экзамена или контрольной работы для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Стратегии поддержки.
* Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого - поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: "Я уверен, что ты справишься", "Ты так хорошо справишься с контрольной по физике".
* Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена и значительности его результатов.
* Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки на самом экзамене. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и др.  Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: " Я здесь, я с тобой , ты не один".
* Если ребенок обращается за помощью; "Посмотрите, я правильно делаю?" - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверен, что ты всё делаешь правильно и у тебя всё получится".
[Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ составители М.А. Павлова, О.С. Гришанова. Волгоград: Учитель, 2011].