Павел Филонов

Улексия Миссосупова
Павел Николаевич Филонов, русский художник и теоретик искусства, представитель футуризма, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 века,  родился в Москве 8 (20) января 1883 в семье кучера. Рано осиротел. В 1897 семья, оставшаяся на попечении сестры Александры, переехала в Петербург. 
Он учился в живописно-малярных мастерских (1897–1901), школе-студии Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1903–1908); был вольнослушателем петербургской Академии художеств (1908–1910). В 1905–1907 путешествовал по Волге, Кавказу (Новый Афон), ездил в Иерусалим (через Константинополь). С 1908г. Павел Филонов учился в Академии искусств, откуда был исключён в 1910г.  Был членом «Союза молодежи» (с 1910), после распада последнего вместе с Д. Какабадзе организовал недолговечную группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» (1914). В те же годы сблизился с В.В. Хлебниковым и сам выступил как поэт, выпустив поэму «Пропевень» (1915), где антивоенный пафос сочетается с мистическими мотивами всеобщего преображения человека и природы. В 1916–1918 служил в действующей армии на Румынском фронте.
Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на бумаге (Мужчина и женщина, Пир королей, Восток и Запад, Запад и Восток; все работы – 1912–1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия. В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь. Однако (в отличие от В.Е.Татлина) он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, искрящейся, пестрой живописности. В его образах утверждается идея органической художественной формы, аналогичной природным формам и процессам. Согласно теории Филонова, тщательно прорабатывая в своем «аналитическом искусстве» «каждый атом» картины, живописец должен выражать не только внешнюю видимость мира, но и внутреннее знание о нем.
В 1913 разработал декорации на сцене для трагедии Владимира Маяковского "Владимир Маяковский" Следующие два года Павел Филонов работал иллюстратором футуристических буклетов, издал свою трансрациональную поэму "Проповедь о поросли мировой" и начал разрабатывать художественные теории: "Идеология аналитического искусства" и "Принципы сделанности".
Вернувшись с фронта в Петроград (1918), мастер активно включился в жизнь искусств.В 1919г. картины художника выставлялись на первой государственной свободной выставке искусств рабочих в Петрограде. Он стал одним из инициаторов создания местного Инхука (Института художественной культуры) и с 1923 руководил в нем отделом общей идеологии. В том же году он опубликовал Декларацию «Мирового расцвета» (1923), на базе которой в 1925–1927 сложился коллектив его учеников и последователей.
В 1923г. Павел Филонов становится профессором Академии искусств и членом Института художественной культуры (ИНХУК). В те же годы выходит "Декларация мировой поросли" Павла Филонова в журнале "Жизнь искусства". Два года спустя Павел Филонов собирает коллектив мастеров аналитической живописи (известный сейчас как школа Филонова, «Мастера аналитического искусства»).
Его произведения этих лет эпически «формулируют» целые монументальные пласты жизни (так называемые «формулы» пролетариата, революции, космоса, весны, составляющие большие живописно-графические циклы; огромная серия «голов»). Однако, при всей искренности революционных убеждений Филонова, социальная утопия в его искусстве парадоксально (так же, как в прозе А.П.Платонова) сочетается с антиутопией, обнажающей трагические разрывы и трещины бытия.
Симфония Шостаковича Павла Филонова
Улекса фон Лу
Мир - партитура оркестровая,
коробки регистров и нот,
Вихрь- Шостаковича симфония -
вглубь, в бесконечность, вперед?
Ветром оркестра захвачены
уши, глотают глаза
вихри литавры, басмаческий
группы ударных там-там,
скрипки и альты холодный свет
льют в перевернутый мир,
лица бледны, и румянца след-
отблеск кровавой вины,
мозг строит здания и корабли -
клеток и призм мультицвет,
млечных путей растворяя блик,
клейкость тумана -в рассвет?

Мастер испытывает все больший цензурный прессинг: его первую персональную выставку, уже развешанную в залах Русского музея, запрещают (1930), пресса делает «филоновщину» объектом систематических нападок.
И для Врубеля и для Филонова первой составляющей визуального впечатления была линия, как самое быстрое и самое проникновенное средство выражения художника. Врубель и Филонов считали линию режущим инструментом, если так можно выразиться, рассекающим внешний мир, определяя контуры формы и в то же время анализируя эту форму изнутри.
И Врубуль и Филонов были «центростремительными» в том смысле, что оба считали себя создателями собственных судеб. Не случайно поэтому, что автопортрет занимает значительное место в их творчестве. Например, на многих картинах Филонова изображения голов представляют его собственную голову с характерным высоким лбом и крупным черепом. Такой напряженный интерес к себе, свойственный европейскому и русскому модернизму создал ряд автопортретов, многие из которых демонстрируют резкие колебания между знакомым и незнакомым, между рациональными и иррациональными в пределах одной и той же композиции.
Лица Филонова
Улекса фон Лу
Лица...Вы лики богов,
города клеток, природы,
цивилизаций, костров?
И велики, и убоги,
Лица средь формул и мифов,
знаков и символов, роды
новых миров, космогрифов,
лидеров разных народов?
Бога, природы иль города
грозные мудрые лица?
В беге из клеток, текстур пород
слепком в мгновение влиться...
Большая часть картин и рисунков Филонова "внемерна" и, как и у многих символистов, включая Врубеля, зависит от субъективного импульса художника до такой степени, что зритель способен лишь на частичное их восприятие. Филоновские картины даже больше, чем полотна Врубеля, тревожат нас силой воображения, дерзкими стилистическими сочетаниями (от стиля модерн до супрематизма) и как бы лоскутной фактурой, однако, в конечном счете, их невозможно прочесть, т.е. документально истолковать или изложить сюжет.
Тема отчуждения в большом городе и спасения через простой русский народ находится в центре творчества Филонова дореволюционного периода. Если даже отношение Филонова к сельской России было не таким простым, он не мог не восхищаться ее силой и стойкостью. Выразилось это не только в живописи, но, например, и в постановке в сотрудничестве с Маяковским его трагедии "Владимир Маяковский" и в его поэме "Пропевень о проросли мировой". Обе эти работы - вклад Филонова в дело российских кубофутуристов.
Для Филонова процесс жизни - это образец или модель, следуя которой, художник создает произведение искусства. Он хочет подражать не формам, которые создает природа, а методам, которыми она "действует". Этот путь органики в создании искусства предвосхищает путь бионики, возникшей несколько десятилетий спустя.
Он жил как передвижник до революции, подчинив все задачам творчества, жестоко бедствовал и позже, особенно в 30-е годы, ведя полунищенский образ жизни, но, не теряя творческой одержимости, 30 августа 1935 г. он записал в дневнике: “Все это время, начиная с первых дней июня, я жил только чаем, сахаром и одним кило хлеба в день. Лишь один раз я купил на 50 к. цветной капусты, да затем, сэкономив на хлебе, купил на 40 к. картошки, “раскрасавицы картошки”. Дней за 10 до 30 августа, видя, что мои деньги подходят к концу, я купил на последние чая, сахара, махорки и спичек..., готовясь по примеру многих и многих раз - жить, неизвестно сколько, не евши”.
Его жизнь и творчество не было оборвано войной. Он умер от пневмонии во время блокады Ленинграда в 1941г.
В 1967г. была проведена посмертная выставка работ Павлв Филонова в Новосибирске.
Лишь в недавние годы живопись Филонова получила всемирное признание. Изображения созданные его мыслью дали огромный толчок развитию авангарда в СССР. Он нашёл свой художественный стиль, благодаря тем бескомпромиссныи идеалам, в которые он верил. Уже в его ранних работах чётко прослеживается непринятие идеологии Академии живописи в Петербурге. Филонов покинул академию в 1910г и сделал выбор игнорирования основного направления в живописи с целью дальнейшего развития своего стиля.В своей живописи Павел Филонов наблюдал и осознавал силы, которые заключают в себе существование человечества. Его целью было достижение систематического знания мира и его человеческого населения.
Картины Филонова были результатом не просто смысловых изображений. Его живопись - это утверждение интеллектуальных принципов, некоторые их которых взяты с теории и идеологии художника. В живописи Филонова виден "проектный интеллект" в образе.
После революции 1917г. Павел Филонов работал над завершением своей работы "Аналитическая живопись". Социальные изменения в России воодушивили художников - футуристов. Павел Филонов уделял очень много времени и усилий для художественных изобретений и творческих идей. Он работал по 18 часов в сутки. В 1925г., найдя много последователей и поддерживающих его стиль выражения, он основал школу в Петрограде. Эта школа была закрыта правительством в 1928г. вместе со всеми частными художественными и культурными организациями.
В "Идеологии аналитического искусства" Филонов объясняет то, что он ожидает от своих студентов - художников (и конечно от себя):
Живописная работа - это вид работы, сделанный с максимальной отдачей и аналитической сделанностью .
Единственный профессиональный критерий оценки работы - её сделанность.
В своей профессии художник должен любить всё "сделанное" и ненавидеть всё "не сделанное".
В аналитическом мышлении процесс обучения становится составной частью созидательного процесса.
Чем сильнее художник "работает" над своим интеллектом, тем сильнее воздействие, которое окажет оконченная работа на зрителя.
Каждый мазок кисти, каждый контакт с картиной - это чёткая запись через материю и в материю физического процесса внутри художника и вся работа -это целая запись интеллекта художника, который её пишет.
Искусство - это отражение через материю записи в материи борьбы за форму состояния высшего интеллекта человека.
Сила искусства - визави зрителя, это не только делает его лучшим, но и призывает его становится лучшим.
Обязанность художников пролетариев не только создавать картины, которые отвечают сегодняшним требованиям, но также открывать путь интеллекту в обозримое будущее.
Художник пролетарий должен воздействовать на интеллект своих товарищей пролетариев не только на уровне того, что они могут понять на своей стадии развития.
Работа над содержанием работы - это работа над формой и наоборот.
Чем сильнее выражена форма, тем сильнее выражено содержание.
Форма делается непрерывной линией. Каждая линия должна быть оконченной.
Каждая мелочь должна быть сделана; каждая работа должна быть оконченной.
Думайте упорно и точно над каждой частичкой работы, которую делаете. Каждую частичку делайте непрерывно и точно.
Представте непрерывно и точно в каждую частичку цветом, который нашли так, чтобы он входил в эту частичку как тепло входит в тело или так, чтобы цвет был органично связан с формой.

Чтобы пролить свет на развитие Филонова и окончательное сложение его художественной системы, следует упомянуть о других художественных явлениях, которые обычно невозможно связать ни с русским символизмом, ни с русским авангардом: эта позиция Филонова и петербургского модернизма по отношению к старым мастерам Северной Европы, особенно к немецкому Ренесансу и искусству Босха и Брейгеля Старшего. Ссылки на теоретические труды Филонова не дает возможности ни утверждать, ни отрицать факт влияния Брейгеля, Грюневальда, Дюрера, Босха, Кранаха и других, поскольку он не упоминает о них. Но сходство графической манеры, скажем Дюрера, Кранаха и Филонова или аллегорий Босха и Филонова кажется слишком очевидным.

Что подтвердит эти предположения, если нет документальных фактов? В целом фигуративность Филонова носит скорее "тевтонский", нежели итальянский или французский характер, особенно в ранний период творчества. Картина "Герой и его судьба" (1909-1910 г.) и оба варианта "Пир королей" (1912, 1913 г.) напоминают больше о германских рыцарях в залах баронских замков, чем о Средиземноморских истоках (хотя, может быть, "Пир королей" варьирует тему "Тайной вечери").

Филонов писал работников физического труда, простых людей, реалистических "не до иллюзий, а... до жути": пластические формы фигур охотников и коней не смягчают окостеневшей реальности охотничьей сцены ("Кабан", 1912-1913 г.г.), убожество низкопробного кабачка не умеряется с чувственной привлекательностью девицы легкого поведения ("Кабачок", 1924 г); он изображает людей со всеми недостатками, которых не могут скрыть ни яркий костюм, ни развевающееся платье ("Юноша и девушка", 1923 г.). Филонов чужд романтики, идеализации, он рисует холодный, горький мир северного полушария, следуя художественной традиции подчеркивать жесткость и уродство повседневной жизни, а не приятно возбуждать или привлекать. Подобная позиция и интерпретация темы тесно связывает Филонова с немецкими мастерами.
Близость Филонова к немецким и фламандским мастерам открывает более широкую возможность научных исследований, затрагивающих в итоге вопрос соотношения русской культуры эпохи модернизма (особенно Петербургской) с северной традицией.
Однако близость Филонова к немецкому Ренесансу - это всего лишь гипотеза, поскольку Филонов не вписывается ни в одну стилистическую концепцию. Во всяком случае, Филонов стоял гораздо ближе именно к русским, чем к немецким художественным традициям и всегда считал свое искусство органически входящим в национальную русскую культуру.
В живописи Филонова нет ничего случайного. Она наполнена символами, знаками, образами, которые так гармонично и естественно связаны между собой, что уже вся картина в целом является символом, и надо весь холст воспринимать и рассматривать как единую метафору.
В марте 1996 года Филонов как бы вновь открылся на выставке “Москва - Берлин”, проходившей под лозунгом “от соцреализма к чистому искусству” - лозунгом обновляющейся Академии. Эта выставка стала своеобразным судом истории над коммунистами за убийство поэтов: Мандельштама и Климова - и художников: Малевича и Филонова, за убийство души русской культуры, которая к 1915 году своего Серебрянного века заняла в мире лидирующие позиции уже не только в литературе, но и в живописи.
Сейчас, возможно, в это трудно поверить, но даже в начале 80-х годов, не говоря уже о долгом периоде 30-70-годов, не только картины, но и имя художника Павла Николаевича Филонова на территории бывшего СССР было под официальным запретом. Публиковать репродукции его работ в печати, книгах и альбомах было негласно запрещено, так же, как и рассказывать о нем самом и его творчестве.
Признание пришло к нему через десятки лет после смерти. Он разделил драматическую судьбу некоторых великих художников, например, Ван Гога и Модильяни, с той лишь разницей, что признание шло к нему значительно дольше, чем к ним.
На пороге XXI века Павел Николаевич Филонов предстает русским художником, проложившим свой неповторимый путь в искусстве для будущих художников и многочисленных почитателей его таланта. (по материалам members.tripod.com) 

Материалы:
http://www.filonov.org.ru/index.html
Дневники. Филонов П.
http://www.filonov.su/doc/07pressrmos.doc
http://www.filonov.su/p1_03.html
http://www.peoples.ru/art/painter/pavel_filonov/