Печка

Наталья Сафронова 2
   
Мы гостили в деревне уже несколько дней, а я не переставала удивляться всему новому, что окружало меня здесь. Вообще-то наша городская жизнь в бараке немного походила на жизнь в деревне. Те же вёдра с водой, которые взрослые должны были приносить в дом, но только здесь воду брали из колодца. Колодец вызывал у меня и страх и уважение одновременно. Страх, потому что глубокий и тёмный, а уважение, потому что он давал нам воду. И откуда она в нём? Отёц сказал, что из земли. Не знала, что под землёй есть вода. Во дворе и в доме каждый день что-нибудь необычное обязательно попадалось в моё поле зрения. Если что-то было непонятно, спрашивала у взрослых. Но иногда отец или дед сами посвящали меня в тайны деревенской жизни. Особенно мне нравилось, когда они начинали вспоминать  о прошлом, о том времени, когда наш отец и его родной брат дядя Саша были мальчиками, а их сестры тётя Катя и тётя Аня девочками. И все они жили вместе в этом большом дедовом доме. На мой вопрос, где же они спали, ведь столько кроваток  не поместится в двух комнатах, отец отвечал так:
- Пока маленькие были и особенно зимой, на печке все помещались. Печка у нас большая, настоящая, русская! Вот здесь, смотри, Наташа, специальная приступочка есть, чтобы на неё вставать, когда наверх забираешься. Длинная деревянная приступочка, похожая на порожек, тянувшаяся  вдоль середины печки, была округлой  и гладкой. Наверно, на неё заскакивали много раз, даже краска стёрлась.
-  Ну-ка залезь и посиди там, - отец помог мне забраться на печь. Печку бабушка топила утром, но она до сих пор хранила тепло. Здесь даже пахло теплом, а от трубы немного пахло извёсткой. А как просторно! Сама печь застелена ватными фуфайками, в уголке лежат узелки с травой, носки шерстяные греются, и даже старые валенки. Но больше всего понравилось, что на печке можно спрятаться, как в домике, задёрнув занавеску, прикрепленную к потолку над краем печки. Я потянула занавеску и вот меня уже никто не видит, сиди себе на тёплой подстилочке, или даже прилечь можно.
-  Ну как там? – слышу откуда-то издалека голос, - тепло? – снизу появляется голова отца.  – Вот тут мы с Сашкой спали, а рядом Катюха с Анной, - продолжал свой рассказ отец. Всю зиму на печи спали.
-Дедушка, а ты где спал? А бабушка?- интересуюсь я у деда, выглядывая из своего укрытия.
- На койке спали, а когда  малым был, на печке спал и на полатях.
- На каких полатях? – услышала я новое для меня слово.
-А вот смотри, - как бы, обрадовано заговорил отец, - Видишь, там к стене брусок прибит, - он показал на стену противоположную печке, - Так вот, на этот брусок и на край печки укладывали широкие плахи, такие же, из каких лавка сделана и пол. На плахи постель настилали. Это и были полати, кто на них спал, а кто на печке. Наверху – то тепло под потолком.
- Нас же ребятни человек шесть было, там и сидели на печке всю зиму,- вздохнул дед, внимательно разглядывая газету, разложенную на столе.
- Не гуляли что ли? – удивляюсь я.
- Гуляли, до уборной и обратно. Одни валенки на всех, сильно не нагуляешься, только по нужде. Одежонки то путней не было, ремухотья одни, а на улице мороз, - вспоминал дед.
-А когда большой стал, тоже на печке зимой сидел? – снова спрашиваю у деда.
- Сидел, кости грел. Пока дрова принесёшь в избу, воды натаскаш, да со скотиной управишься, околеешь. На печи отогревались, - рассказывал дед, сидя на табуретке. Над ним на стене висели большие рамки с фотографиями. Он обернулся и, ткнув в одну фотографию пальцем, сказал, - Вот тут я и братья мои. Я смотрела с печки вниз, и комната казалось необычно маленькой, а дед совсем стареньким. Снова спрятавшись за занавеску, я прилегла на бок и стала представлять всё то, что услышала от отца и от деда. Странные чувства возникли в моём сознании. Какой-то безрадостной показалась мне жизнь  деда и отца, не интересной. Как же они так жили, только работали, да на печке сидели. Я отодвинула занавеску и свесила с печки ноги. А сама не смогу спуститься, высоко.
-Что? Насиделась уже? – отец подхватил меня подмышки и спустил на пол.
Чтобы развеять неясные впечатления от знакомства с печкой, я пошла во двор. Светило солнышко. Мама гуляла с Таней и показывала ей, как курочки клюют свою пищу из корытца. За изгородью из дальней стайки слышен был  бабушкин голос и мычание коровы.
 Хорошо, что у нас в городе в бараке печка не такая большая, как у деда. А то может тоже пришлось бы на ней всю зиму сидеть, - думала я. Но вспомнив, что и у меня и у сестры есть хорошие тёплые зимние вещи, порадовалась и успокоилась.
 Нам мороз не страшен, у нас валенок много!