6. Личный опыт познания

Екатерина Истомина 2
         


         Предложенная таблица - это подробная расшифровка понятий, связанных с наукой, в схеме "Мировоззренческая картина мира", и одновременно - иллюстрация к процессу познания в аспекте мыслительных операций.  Это все в рамках философской темы "Познание".

         Одним из признаков духовной личности  является сформированное мировоззрение, способность к независимости в мыслях и суждениях.  Мое убеждение основано на Слове Божьем.  Вся остальная информация: научная, философская, социальная,- только укрепляют его.  Каждому человеку дано свыше право выбора мировоззренческой позиции.  Но высказывать ее в форме декларации и нетерпимости к инакомыслию, значит, -  проявить неуверенность в своей точке зрения или продемонстрировать признаки деспотизма. 
         
        В изложении материала я использую такую последовательность:

      • истолкование терминов,  которые буду употреблять в ходе объяснения темы; 
      • изложение тезисов, словесных или образных;   
      • расширение содержания темы по методике сотрудничества со слушателями;   
      • и самое последнее и любимое – ответы на вопросы. 

      Технологию получения знания я изложила в теме «Познание».  При объяснении этого вопроса учащимся я предлагаю интересный рисунок «Котелок» (тот, что иногда «не варит на уроке»).  Он рождается на доске в ходе беседы «Зачем вы приходите на урок?».  Учащимся раздаю карточки с терминами, и они сами в подходящий момент выходят к доске и кусочками магнита от испорченного холодильника прикрепляют карточки в нужное место на рисунке.  Они с удовольствием вовлекаются в живой процесс познания.  Я на уроке только «дирижирую», так как всю «техническую» работу выполняет ученик-ассистент.  Каждый может побыть в этой роли.  Но это –  воспоминания о прошлой жизни…(В мистическом смысле я два последних слова не использую).

      Читателям  же - покажу путь моего процесса познания на примере создания схемы и таблицы.  Может возникнуть вопрос: «Откуда такие странные идеи?» или пренебрежение: «Да это всем давно известно».   Хочу уточнить: я ничего не изобретаю и ни на что не претендую.   Мой выход в сервер ПрозаРу  обусловлен только образовательными и просветительскими мотивами.   Как представитель официальной системы народного образования и просвещения - выполняю свою функцию,  имея сертификат доверия в виде звания «Заслуженный учитель РФ».

      Итак, я проанализировала много различных источников по эволюционизму и креационизму.   Приобретенные знания попыталась систематизировать в сравнительной таблице, в любимой тезисной форме и по  основным позициям учений.  Буду признательна, если знатоки вопроса поправят мое относительное знание по этому предмету или добавят информацию.

      По поводу схемы «Мировоззренческая картина мира» необходимо сделать небольшое отступление.   В предисловии профессора С. Руденко к книге Л.Н. Гумилева «В поисках вымышленного царства (М.,1992) прочла о том, что метод  Л.Н.Гумилева по сбору информации очень эффективен по экономии сил: «применение исторической дедукции (от общего к частному) к накопленному материалу.  Индуктивный метод (от частного к общему) хорош в накоплении материала…  Но он бессилен при создании обобщенной исторической картины.  Используя стереоскопический метод исследования, образно названный им (Л. Гумилевым) взглядом из мышиной норы, с высоты кургана и с высоты птичьего полета»…  Эта методология позволяет достигнуть «синтеза данных целого ряда наук, являясь ступенью к созданию синтетической науки, которую можно назвать этнологией».  Коротко передала мысль С.Руденко.

        Вот этим же методом пользуюсь и я.   К тому же,  использую термин Гумилева «взгляд из мышиной норы, с высоты кургана  и с высоты птицы»  для объяснения многих ситуаций постепенного возрастания в духовном развитии.  На уроке я рисовала на доске холм, в подножии его много норок и орла в вышине.  И когда  возникала педагогическая ситуация, я спрашивала, с какой позиции  подростки на нее смотрят.   Они  сразу понимали суть вопроса, потому что рисунок быстро возникал на мониторе их сознания.
Подняться с уровня бытового  мнения о происходящем в мире до философского обобщения и выше  - мой ориентир в познании.

       Сейчас в ПрозаРу я читаю такие умные философские вещи, нравится следить за логикой размышления, наслаждаться изысканностью выражения мысли, восхищаться мощью человеческого интеллекта. (Признаюсь, иногда не могу понять, о чем речь).    Я на такое не способна, без кокетства заявляю.   Много чего читала и мало что могу вспомнить, то есть с  одной психической функцией мозга: памятью – у меня проблемы.  Может, и генетические.  Но другие функции природного ума: внимание и понимание – пока в порядке.   

       Благодарю Бога, что мне дана свыше духовная способность интеллекта:  приводить все свои знания в систему в виде рисунков, схем, содержательно-смысловых моделей.   Как всегда, мне во-время  попали в руки книги А. и Е. Егидес «Лабиринты мышления» и В. Штейнберга «Динамические многомерные инструменты".   Их идеями я с  удовольствием воспользовалась, адаптировав их к своим проектам.

       Спасибо умным людям.  Их на моем пути было много, я слушала их выступления и высказывания, но не конспектировала содержание, а фиксировала возникающие по ходу идеи.  Потом их осмысливала – увлекательнейшее для меня занятие, и рождала свои интеллектуальные проекты, о которых и пишу в ПрозаРу.

       Естественно, никогда не осмелюсь заявить, что продумываю ДУХОВНЫЕ проекты.  Все духовное - от Бога.  Людям дано создавать только одно: КУЛЬТУРУ, то есть все то, что способствует улучшению качества жизни, и в материальном плане, и в духовном.  Интеллектуальное творчество - это сфера духовной культуры. Но духовно ли оно по сути - это только Богу известно.