Тема Рождества в русской природе

Кира Костецкая
Легко и неудержимо вылился, написался стих " Прогулка перед Рождеством", но вдруг вздумалось написать и эссе по поводу своего собственного произведения, которое привожу  здесь своему читателю, скопировав страницу целиком: http://www.stihi.ru/2011/01/06/129

Прогулка перед Рождеством
Кира Костецкая

И лёгкий лёг снежок, и листья удержались,
И в путаницу дней запутались слова,
И встали тополя, прямые, как скрижали
В касанье новизны, проявленной едва.

И в серой их коре, в сквозящей снежной пудре,
Прочитывались долг и вера без конца.
И стряхивали снег рябин рдяные кудри,
И не был встречен вяз, чтоб не надел венца.

06.01.11

( Рябина под первым снежком. Фото автора. )

Религиозная тема в моих стихах:
" К Рождественской Мечте" вот здесь: http://www.stihi.ru/2010/03/25/5060
" Я не крестилась..." вот здесь: http://www.stihi.ru/2010/05/15/5408

  Шестого января действительно лёг первый в новом 2011 году снежок, и я гуляла по аллее старых пирамидальных тополей, обсаженных вязами, рябинами и низенькими кустарниками разных пород.
  Обильное прихотливое переплетение веток кустиков, напоминающее затейливую тонкую чёрную решётку на фоне белого снега на земле и сохранившиееся там и сям листики, как маленькие светло-оранжевые, жёлтые и выцветшие зелёные редко распределившиеся флажочки на тоненьких гибких веточках, заставляли остановиться и долго-долго глядеть на них, пытаясь постичь заключённую в их неярком, потускневшем очаровании глубокую философию природы. Да, эти листочки, несмотря на метель, удержались, не опали, чтобы светить, по мере своих сил, приходу Рождества. И мне очень захотелось найти самые нужные, точные и верные слова, чтобы отразить охватившее меня какое-то новое, можеть быть, религиозное чувство от созерцания на лёгком морозце в бессолнечный день этой сложной вязи веток и полутонов оставшихся на них листьев.
  И " запутавшиеся в путаницу дней слова" приходилось выпутывать из цепких нитей тонких ветвей - так мне казалось, что нужные слова я найду сейчас именно здесь, на скользких прутиках, среди листвы и под снегом...
  Мой взгляд с мелкой поросли на земле перешёл на мощные серые стволы канадских тополей, подобных гигантским колоннам, уходящим в небо. Тополя выстроились друг за другом, след в след, по обеим сторонам неширокой аллеи. Я подошла к одному из них. Ствол с разводами естественных трещин был припорошен пудрой сухого снега, то и дело сдуваемого ветром. Тогда обнажались на коре тёмные письмена неясного шрифта, оставленные временем: дождём, зноем и пылью, зимними февральскими морозами, хотя и редкими для нашей местности, но основательными. У меня тополя уподобляются "скрижалям". Я убрала эпитет " немые", заменив его метафорой "... и встали тополя, ПРЯМЫЕ, как скрижали..." Хотя " скрижали", в первоначальном значении, это камни с выбитыми на них заповедями Христа, но " скрижалями" ( и толковые словари, по которым я попутешествовала, подтвердили это) можно назвать всё, что несёт в себе назидание, что необходимо запомнить. Поэтому они не могут быть полностью немыми. Каждый тополь, " прямой" как дерево сам по себе, словно заключал в себе какую-то очень важную для меня, честную и прямую, по своей сути, как учение Христа, мысль. Так под Рождество  заволжская южная природа вызвалась направлять моё воображение и к событиям рождения Христа в хлеву в морозную январскую ночь, и к его жизни-служению, жизни-подвигу, и к его мученической смерти на кресте и Воскресению.
  "Едва проявленную новизну" в облике этих тополей, давно знакомых мне, а теперь расписанных по стволам белыми письменами снежинок в трещинках коры я и подметила, подержавшись рукою за ствол одного из них. Стойкость, подтянутость и вытянутость этих деревьев в ровные шеренги в даль, в перспективу, и к небу, никогда прежде здесь, в Заволжье, не росших, чьи семена были завезены к нам издалека, и навели меня на мысль о "долге и вере без конца". Словно эти духовные черты Христа метафорически  отобразились именно в увиденной мною, как впервые, старой аллее тополей, в картине нашей русской зимней природы.
  А поодаль от тополей, среди кустарников, ждали меня рябины и вязы. Рябины были усыпаны гроздьями ягод, висевших достаточно высоко и завивавшихся рдяными кудрями. "Рдеть" - этот глагол хотя и является синонимом к глаголам "алеть", "краснеть", по-моему, более глубоко передаёт состояние переходов, полутонов красок. " Зарделись щёки," - говорим мы. То есть на белом лице появляются, вспыхивают багровые пятна. Так и снег, лежащий на ягодах рябин, оттеняет их кровавый эффект, напоминая о казни Христа, о его крови на лице от тернового венца и на теле от вонзившихся в него копий. Рябина под дуновением ветра стряхивает не только снег со своих ветвей, но и ягоды, и они, как капельки крови, остаются на снегу.
  Завершаю систему образов природы в своём восьмистишьи картиной вязов в венцах. Вяз мелколистный - самое распространённое дерево в нашем регионе. Он неприхотлив и выживает и в летнюю сухость, сорокоградусную жару, и в зимние холода. Сбросивший листья вяз, особенно в пасмурные дни, смотрится как очень сложная графика на фоне серого неба ( " Иероглифы ветвей хочу читать, не зная сей азбуки дерев"... - так писала я о вязе в одном из своих стихов ) - такое обилие и перплетение веток, веточек, ответвлений. Вязы у меня, словно в знак солидарности с Христом, покрылись терновыми венцами ( и если приглядеться, наполнившись мистическим чувством, то можно и увидеть на их кронах эти корявые терновые венцы с острыми шипами ). Думаю, что такое завершение стиха усиливает и логически обобщает Рождественскую мысль.
  Как только я закончила работу над стихом, мне тут же пришло на ум, что он несёт на себе три поэтических влияния ( подчеркну, не подражания, а влияния, так как моё стихотворение достаточно самостоятельно и оригинально): хлебниковское, мандельштамовское и пастернаковское. Не буду вдаваться в глубокие объяснения по поводу этих влияний и в чём, конкретно, они выразились ( кто знаком с творчеством перечисленных мною поэтов, поймёт, что я имела ввиду). Просто есть ощущение и удовольствия, и удовлетворения от того, что и я,  внося в русскую поэзию свою мысль, создавая свои, не похожие ни на чьи, поэтические строки, живу в пространстве русской поэтической преемственности и традиции.

07.01.11 

( Фото автора ).