Маруха Малло

Улексия Миссосупова
5 января 1902 года родилась Маруха Малло - одна из самых талантливых и экстравагантных женщин прошедшего столетия.
Анна Мария Гомес Гонзалес (это ее настоящее имя) родилась в семье таможенника, и с раннего детства привыкла к путешествиям. Она увлеклась рисованием, и когда семья переехала в Мадрид, поступила в Королевскую Академию, которую закончила с отличием. В Мадриде Малло подружилась с известными художниками и писателями, тогда еще молодыми Федерико Гарсия Лоркой, Сальвадором Дали, Луисом Бунюэлем, Марией Самбрано и Рафаэлем Альберти. в 1927 году она стала членом художественной группы «Поколение 1927 года», складывавшуюся вокруг Альберто Санчеса и Бенджамина Паленсии. Познакомилась Маруха и с писателем Мигелем Эрнандесом, проиллюстрировав его книгу «Неугасимый луч». В 1928 году один из интеллектуальных гигантов Испании того времени, редактор и писатель Хосе Ортега-и-Гассет, увидевший её работы, организовал ее первую выставку в редакции своего журнала «Западное обозрение». Вскоре она познакомилась и с с поэтом и драматургом Рафаэлем Альберти. В 20-е годы Малло пишет картины, полные ярких цветов и крупных форм на темы городской жизни, она работает в стиле магического реализма.
Магический реализм — один из художественных методов модерна, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира. В живописи этот термин иногда взаимозаменяется постэкспрессионизмом. Термин ввел в 1925 году немецкий критик Франц Рох.
Согласно определению Роха, важные аспекты магического реализма в живописи включают:
- Возвращение к повседневным объектам в противоположность фантастическим;
- Наложение движения вперёд с ощущением расстояния, в противоположность эксппрессионистской тенденции укорачивания объекта;
- Использование миниатюрных деталей даже в очень больших картинах.
Среди представителей магического реализма в живописи – художники Микалоюс Чюрлёнис,
Марк Шагал, Рене Магритт, Майкл Паркес, Стенли Спенсер, Эндрю Уайет и др.
С 30-х годов Маруха работает в стиле сюрреализма. Это было связано с посещением Франции. Она приехала в Париж и сразу же вошла в круг сюрреалистов, познакомившись с Андре Бретоном, Полем Элюаром, Рене Магритт, Максом Эрнстом, Хуаном Миро и Джорджо де Кирико. Поводом для знакомства стала выставка картин Малло в галерее Пьера в Париже, которую и посетили многие из вышеперечисленных художников и, в том числе, Пабло Пикассо и Жан Кассу е Терайде.Вернувшись в Мадрид в 1933 году, Малло занималась преподавательской деятельностью, увлеклась керамикой. Ее интерес к геометрии находит отражение в новых работах художницы. В 1930-х Малло выставлялась вместе с сюрреалистами в Лондоне и Барселоне. В это время она становится одной из самых интересных фигур в Испании в живописи, этому способствовал и экстравагантный стиль жизни художницы.Она вела занятия в Доме студентов института Аревало и Школе керамики, принимала участие в оформлении театральных постановок (в 1935 году Малло подготовила декорации и костюмы к опере Halffter Родольфо Хальффтера «Clavile;o») и писала статьи для «Литературного альманаха» и журнала «Revista de Avance».И это кроме основной преподавательской деятельности в Школе Вальекас, возглавляемой ее старыми соратниками – художником Беджамином Паленсией и скульптором Альберто Санчесом.
После начала гражданской войны в 1936 году Маруха перебралась из родной Галисии в Португалию, а позже переехала в Аргентину.9 февраля 1937 года художница прибывает в Буэнос-Айрес, и аргентинская столица становится местом ее жительства на протяжении почти 25 лет. Ее творческий ритм продолжал быть интенсивным. По приглашению Ассоциации друзей искусства Монтевидео уже несколько месяцев спустя Малло читает лекции о влиянии исторических процессов на изобразительное искусство. В 1938 году состоялась премьера Кантаты, посвященной Федерико Гарсиа Лорке, для которой Малло выполнила сценографию.
В 1939 году ее приглашают читать лекции в Сантьяго-де Чили.В 1940 году она вновь отправляется в Монтевидео, где совмещает чтение лекций с посещением известных пляжей Атлантики. Природные мотивы в ее картинах занимают большое место. Краски по-прежнему яркие и чистые, линии скульптурны и выразительны.
В 1942-43 годах она пишет серию картин Naturaleza Viva. Ниже - экфразис Улексы фон Лу на одну из картин серии:
Роза и ракушка,
звездочки-пушинки,
крылышками ушки -
створки половинки.
Ножка синей птицы -
"корни" натюрморта -
в небеса стремиться
в недрах рыть породу?
Синей птицей счастья -
основанье жизни,
над собой не властны -
розою сюрпризы!
Ключ скрипичный -ваза?
Верится - взлетится!
В небесах алмазы -
птенчики Той птицы?
В Аргентине Малло сближается с кругом журнала «Юг», знакомится с Борхесом и его сестрой Норой. Она дружит с Рамоном Гомесом де ла Серна, который в 1942 году пишет предисловие к каталогу ее выставки. Все эти годы художница живет между Уругваем и Аргентиной, выставляется в Париже и Нью-Йорке.
феврале 1945 году Малло едет в Чили и живет некоторое время в городке Винья-дель-Маре в поисках вдохновения для росписи, которую ей заказали в Буэнос-Айресе. Вместе с Пабло Нерудой она посещает остров Пасхи.
В октябре 1945 года художница представляет в Лос-Анджелесе три фрески, которые составляют серию «Гармония пластики». Для фигур танцоров художнице позировали артисты русского балета.
11 октября 1948 года Малло читает лекции в галерее Кэрролл Карстейрс в Нью-Йорке.
В марте 1950 года художница экспонируется в галерее Сильваньи в Париже, а в 1959 году – в галерее Бонино в Буэнос-Айресе. После прихода к власти в 1946 году президента и диктатора Аргентины Хуана Доминго Перона (1895-1974) Малло переезжает в США.
В 1961 году художница возвращается на родину. Она поселяется в Мадриде и уже в октябре 1961 года организовывает презентацию своих новых работ в галерее «Средиземноморье» (Mediterr;neo).
Прожив больше 60 лет, Малло вдруг обнаруживает, что чувствует себя совершенно чужой в своей собственной стране. Ее имя было предано забвению, она не получает внимания, которое заслуживает. Она возвращается в 1962 году в Аргентину, но спустя три года вновь возвращается в Мадрид.
Увы, признание вновь пришло к художнице только на склоне лет.
В 1979 году власти организовали большую ретроспективную выставку его работ, на которой впервые были выставлены картины, которые испанский зритель никогда не видел.
Ниже - экфразис Улексы фон Лу на картину "Пшеничный сюрприз"
Серп новолунья одичавший
Прорезал тьмы ночной стекло
И свет пролил:"Пусть полной чашей
Вам будет жизнь! Чтоб повезло

В дождь проливной, в мороз и бурю,
И в ночь, и в очень ясный день
И тем, кто безнадежно хмуры,
Тем, в чьих улыбках грусти тень!

Пусть не померкнет блеск деяний!
Счастливым будет ваш удел!
И пусть растут масштаб дерзаний
И зёрна слов в реальность дел!

Да будет свет в сердцах! Он лечит
В жару и в холод, в дождь, в мороз!
Оставит душу тьма, и вечность
Раскроет в ней бутоны роз!"
Только в конце жизни Малло была отмечена рядом национальных премий.
В 1982 году она получает Золотую медаль "За заслуги в изобразительном искусстве», выданную Министерством культуры Испании.
В 1990 году художница награждается Золотой медалью мэрии Мадрида, а в 1991 году – Золотой медалью префектуры своей родной Галисии.
В 1992 году, по случаю 90-летия художницы, состоялась ее выставка в галерее Гульермо де Осма в Мадриде.
В следующем году проводится большая ретроспектива работ в Сантьяго-де-Компостела, которой открывается новый Центр современного искусства Галисии. Эта выставка затем отправляется в Музей изящных искусств Буэнос-Айреса.
В последний год жизни Малло была награждена Национальной премией пластических искусств Испании.Умерла художница в 1995 году в Мадриде в возрасте 93 лет.
------------------------------------
Материалы из Википедии, блога http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post126612863/